Лингвист ДВ
И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Анна Ахматова «Мужество»
Воскресенье, 17.12.2017, 14:58


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Схема написания сочинения-рецензии (с образцом сочинения-рец - Форум Регистрация Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Подготовка к ЕГЭ » Готовимся к выполнению частей А, В, С » Схема написания сочинения-рецензии (с образцом сочинения-рец
Схема написания сочинения-рецензии (с образцом сочинения-рец
lingvistДата: Среда, 14.01.2009, 14:27 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Структура сочинения — рецензии.

Часть I

1. Тема.

Схема формулировки темы:

слова — подсказки + ключевые слова

Слова — подсказки: о роли, о значении, о влиянии,

об отношении


2. Проблема (комментарий).

a) Для комментария выбрать только одну проблему из текста.

b) Проблему определять только в рамках определённой, обозначенной темы.

c) Проблему обязательно подтверждать цитатами из текста.


3. Позиция автора по проблеме, выбранной для комментария.

a) Позицию автора определять только по проблеме, которую вы сами выбрали для комментария и по которой вы способны найти аргументы.

b) Позицию автора нельзя выражать словами, характеризующими тип речи:
рассуждает, размышляет (тип речи — рассуждение)
повествует, рассказывает (тип речи — повествование)
описывает, показывает (тип речи — описание)

с) Позиция автора считается не сформулированной

без слов: «считает, утверждает, убеждён, (не) уверен, восклицает, восхищается, вопрошает, иронизирует, сомневается, высказывает недоверие, заставляет задуматься, осуждает, удивляется, призывает, сожалеет» и т. д.

ОБЯЗАТЕЛЬНО УПОТРЕБЛЯЙ

УКАЗАННЫЕ СЛОВА!

d) Позицию автора обязательно следует подтвердить цитатами.

Часть II

1. Формулировка собственного отношения к позиции автора по выбранной для комментария проблеме.

Фразы, используемые для выражения
согласия

Нелья не согласиться с позицией автора, утверждающего, что... (убеждённого в том, что...и т. д.)
несогласия

Трудно согласиться с автором, призывающим к тому, чтобы...(сожалеющим о том, что...и т. д.)
частичного согласия

Моё отношение к позиции автора не однозначно. С одной стороны, я согласен с автором, считающего, что... С другой стороны, мне трудно понять автора, иронизирующего по поводу... и т. д.

Примечание:

Можно использовать двусложную формулировку по следующей схеме:

слово, слово,

характеризующее + характеризующее

тип речи позицию автора

Автор, рассуждая (о ком — то, о чём — то), убеждает читателя в том, что...

Автор, рассказывая (о ком — то, о чём — то), выражает сомнение в том, что...

Автор, описывая (кого — то, что — то), иронизирует над...
Аргументы


1. Аргументов должно быть 2 (два)

2. При формулировании аргумента можно использовать простейшую вопросно-ответную схему:
Что смотрел (видел, слышал, чувствовал, узнал, читал, чему был свидетелем и т. д.)?
О чём читал (услышал, узнал и т. д.)?
Чему научился (что определил для себя, к какому выводу пришёл и т. д.)?
[b]

 
lingvistДата: Среда, 14.01.2009, 14:28 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
3. Что следует относить к аргументам:[/b]
указание на фамилии, имена, отчества
указание на место действия (географические наименования, названия стран, адрес и т. д.)
указание на время действия (название эпох, указание на год, век, месяц и т. д.)
отрывки из стихотворений
пословицы, поговорки, афоризмы и т. д.
притчи, легенды, сказания и т. д.
названия ТV — каналов, радиопрограмм, телепередач, имена и фамилии ведущих, участников программ (то же самое для произведений литературы, искусства и т. д.
 
lingvistДата: Среда, 14.01.2009, 14:28 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Иванова С. Ю. ЕГЭ — 2006. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку: Тренировочные материалы — Самара: ООО «Офорт», 2006. — 88 с.
http://pedsovet.org/compone....mid,118
 
lingvistДата: Четверг, 27.05.2010, 15:53 | Сообщение # 4
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Наиболее сложными для выпускников, сдающих ЕГЭ по русскому языку, являются задания, связанные с анализом предложенного текста. Между прочим, такие задания встречаются во всех частях КИМов: задания 29 - 31 части А; задание 8 части В; часть С - написание сочинения на основе прочитанного текста. Следовательно, чтобы успешно сдать ЕГЭ, надо овладеть мастерством анализа текста во всех его видах.

В тестах ЕГЭ можно выделить следующие виды анализа:

* смысловой анализ текста (уяснение основных тезисов автора, на основе которых необходимо развернуть свое собственнное рассуждение);

* речеведческий анализ текста (определение стиля и типа речи);

* языковой анализ текста (выяснение роли различных типов слов в организации текста; определение языковых средств выразительности в тексте).

Рассмотрим подробнее каждый вид анализа.

Смысловой анализ текста.

Первый этап работы над текстом - его понимание. Что значит понять текст? Несколько раз прочитав текст, попробуйте определитьтему текста (о чем в нем говорится) и основные утверждения - тезисы - автора. Такой "самоэкзамен" - лучшее средство для понимания текста. Если в нем есть незнакомые слова, попробуйте догадаться об их значении по их роли в тексте, свжите их с однокоренными словами, которые вам знакомы. К сожалению, на экзамене под рукой не будет толкового словаря sad

В качестве материала для анализа выпускникам предлагаются различные по содержанию и форме типы текстов. Самым распространенным типом текста является текст-рассуждение, в котором автор, обсуждая определенную проблему, предлагает свое понимание этой проблемы, выдвигая определенные утверждения (тезисы) и аргументируя их. Аргументировать тезис - значит приводить определенные доводы (аргументы) в защиту своего утверждения, причем тезис должен вытекать из аргументов. Читатель должен отчетливо понять, что доказывается в тексте (тезис), какие именно приводятся аргументы, каким образом вытекает из них тезис.

В тексте может быть один или несколько словесно выраженных тезисов, которые подробно аргументируются. Чаще всего тезисы формулируются в началльной части текстового фрагмента, и тогда дальнейший текст является аргументацией. Аргументы также могут предшествовать тезису, который формулируется в заключительной части текста. В некоторых случаях основной тезис находится в середине текста.

Речеведческий анализ текста.

Данный вид анализа предполагает определение стиля и типа речи. Стиль - это разновидность языка, обслуживающая ту или иную сторону человеческой деятельности. Традиционно выделяются пять стилей: разговорный, художественный, научный, официально-деловой, публицистический. Все стили характеризуются определенным набором языковых средств - прежде всего слов, выражений. синтаксических конструкций, - которые характеризуют текст, например, как разговорный диалог, произведение художественной литературы, научную статью, деловой документ или газетный очерк. Жанры текстов могут быть разнообразными, но обычно мы легко отличаем описание пейзажа в романе от научной характеристики хвойного леса smile

Если возникают проблемы с определением стиля текста (чаще всего трудно разграничить тексты публицистического и художественного стилей, научно-популярного и публицистического стилей), надо подумать, где этот текст может быть использован - в газете, журнале, листовке (публицистический стиль), в научной, научно-популярной или учебной литературе (научный стиль), в художественной литературе (хужожественный стиль).

При анализе текста выделяются три основных типа речи: повествование, описание, рассуждение. Повествование представляет собой рассказ о событии, включающий такие сюжетные компоненты, как завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. Повествование обычно динамично, его герои показаны в действии, речь идет о сменяющих друг друга событиях

Описание обычно не содержит сюжета, событий, оно статично: показываются признаки предмета, демонстрируются его связи с другими предметами и явлениями. Описания редко составляют самостоятельные произведения, обычно они невелики по объему, часто соединяются в пределах одного текста с другими типами речи. Они могут быть научными и художественными, краткими и подробными, образными.

Рассуждение представляет собой наиболее сложный тип текста для восприятия и создания. Цель рассуждения состоит в проверке истинности какого-либо утверждения (тезиса) с помощью таких доводов (аргументов), истинность которых не вызывает сомнения. Рассуждение включает в себя цепь умозаключений, сопоставление и противопоставление каких-либо предметов, явлений, их качеств и свойств. В рассуждении говорится о причинах и следствиях событий и явлений, о наших представлениях о них, об оценках этих явлений, отношении к ним. Рассуждение бывает обычно трех типов: доказательство, объяснение, размышление. Чаще рассуждение касается абстрактных понятий (добро, зло, правда, справедливость, нравственность и пр.). Рассуждение чаще всего представлено в научной речи, публицистике.

Нередко разные типы речи объединяются в одном смешанном тексте. В таком тексте может быть представлено повествование с элементами описания или рассуждения, рассуждение с включением в качестве аргументов описательных или повествовательных фрагментов.

Языковой анализ текста.

Этот вид анализа предполагает прежде всего определение особенностей употребления слов в тексте: использование многозначных слов, выяснение того, в прямом или переносном значении употреблено слово; использование в тексте синонимов, антонимов, авторских неологизмов, фразеологизмов. Обратите внимание на то, что с анализом употребленной лексики связаны задания тестов в части А и В. Например, необходимо понимание паронимов, иначе возможны речевые и лексические ошибки в сочинении. Паронимы достаточно широко используются в русском языке.Паронимы - разные по значению, но близкие по звучанию слова . Например, абонент- абонемент; демократический -демократичный, дипломант -дипломат. эстетика -этика , эффект -афект.и др..

Обратите внимание и на фразеологизмы- устойчивые словосочетания. Одним из главных признаков фразеологизмов является их неделимость.Они могут принадлежать разговорному стилю речи. Например, намылить шею, в пух и прах и др. А могут принадлежать художественному стилю речи.Это могут быть так называемые "крылатые слова", родившиеся на страницах Евангелия, великих шедевров произведений классической литературы, в мифологии.Например, "нести свой крест", "Соломоново решение",Карету мне, карету...", "Вон из Москвы..",." ящик Пандоры", Фразеологизмы (крылатые слова) могут принадлежать перу журналистов.К примеру, "царем зверей" называют льва. Когда говорят "столица Поднебесной ",образованному человеку ясно, что речь идет о Пекине, столице Китая. Фразеологизм часто является ярким изобразительно -выразительным средством языка. Относится к фигурам речи. Такие описательные обороты речи, применяемые для замены одного слова или группы слов, чтобы избежать повтора и придать большую выразительность тексту, называются перифраз (перифраза). (По материалам учебного пособия: Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ: Дидактические и справочные материалы. Тесты. - М.: Русское слово, 2004.)

 
Форум » Подготовка к ЕГЭ » Готовимся к выполнению частей А, В, С » Схема написания сочинения-рецензии (с образцом сочинения-рец
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright MyCorp © 2017