Лингвист ДВ
И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Анна Ахматова «Мужество»
Вторник, 17.10.2017, 02:55


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Языковая ситуация в современной России - Форум Регистрация Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Языковая ситуация в современной России » Лингвоэкология » Языковая ситуация в современной России (Кто за сохранение и совершенствование литературного языка)
Языковая ситуация в современной России
lingvistДата: Суббота, 08.11.2008, 07:35 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Современный подход к проблемам культуры речи устанавливает внутренние связи между повышением речевой культуры общества с развитием национальной культуры; научно анализирует процессы, происходящие в современной речевой практике; способствует совершенствованию современного русского литературного языка с учётом многообразных общественных функций.

Лингвоэкология как новое направление в изучении языковой сферы обитания человека и общества отмечает процессы, протекающие в русском языке и сознании его носителей:

оскудение словарного запаса, забвение многих семантически ценных слов и фразеологизмов (бытиё, распнули, крёстный путь, Иисус воскрес и др.);

реабилитация слов и понятий (милосердие, благотворительность, инакомыслие, державность, лицей, гимназия);

размытая семантика слов (клиенты, правые, левые, радикалы, консерваторы);

"синдром заимствований" (шоу, прессинг, консенсус, гала-концерт, джус);

утрата знаковой целесообразности и эстетического вкуса в наименованиях (аббревиатуры, собственные имена);

утрата знаковой целесообразности и эстетического вкуса в наименованиях (аббревиатуры, собственные имена);

речевые штампы (новое мышление, вхождение в мировой рынок, цивилизованные страны);

эвфемизмы, языковое лукавство (высшая мера наказания, несун, рынок рабочей силы, ночные пансионаты);

языковое насилие в виде навешивания языков (враг народа, враг нации, враг перестройки, совок, экстремист, красно-коричневый);

"канцелярит" (реализация, наработки, на предмет написания, зафиксировано, по вопросу);

взрыв сквернословия "вседозволенность сальностей и хамства" (А.И. Солженицын), вульгаризация речевого общения;

"лингвоцинизмы", свидетельства человеческого разбоя, технократизма (покорение природы, рабсила, человеческий материал, людское сырьё, крестьянские ресурсы, человекоединица);

криминализация языка (тёлки, баксы, торчать, балдеть, туфта, замели).

В связи с этим А.П. Сковородников предлагает как предмет лингвоэкологии исследование проблематики языковой и речевой деградации и реабилитации.

Основная задача лингвистики состоит в культивировании литературного языка. Совершенствование языковых высказываний - дело всех членов языкового сообщества. Оно обеспечивается дошкольными учреждениями, школой и образованием взрослых.

Целью языкового обучения является сознательное практическое овладение литературным языком, основанное на изучении его системы и закономерностей, определяющих его норму. Целью и смыслом языкового воспитания является выработка такого отношения к языку, к языковым проблемам и явлениям, которое совпадает с современным научным знанием о языке.

Лингвистический прогноз основывается на четырёх методах: исторической аналогии, экспертном, методе прогнозирования поведения системных единиц в тексте, моделировании временных рядов.

"Целью языковой политики может быть только сам язык. В противном случае язык превращается лишь в средство, объект достижения целей собственно политических, а не культурно-лингвистических: языковая политика есть не что иное, как основанное на точном, научном понимании дела руководство социальными лингвистическими нуждами" (Г.О. Винокур)

В 1991 году принят закон "О языках народов РСФСР", Конституция Российской Федерации 1993 года признала русский язык государственным на всей её территории, в 1996 году утверждена федеральная целевая программа "Русский язык".

Такие явления современности, как
пренебрежительное отношение к диалектам, которые на самом деле не являются испорченным литературным языком, а составляют его основу и источник пополнения;
разговорная речь высокообразованных носителей литературного языка, реализующаяся по преимуществу в устной форме, спонтанно, в неофициальной обстановке, при непосредственном общении;
устная реализация кодифицированного литературного языка;
непрестижность просторечия как речи людей с невысоким уровнем образования и не овладевших нормами литературного языка;
"примитивное жаргонное сознание", по мнению Д.С. Лихачёва, отражающее "инфантилизм" языковых форм и представляющее собой явление, разрушающее язык;

Необходима методическая модель экспертной комиссии, включающей специалиста, консерватора, нейтрала и демократа, которые оценивают нормативность новации: "безусловно допустимо, скорее допустимо, скорее недопустимо, безусловно недопустимо" (мнение Е.Н. Ширяева). Необходима рабочая группа слежения за языком и наделённая определёнными законодательными правами Служба языка.

 
Форум » Языковая ситуация в современной России » Лингвоэкология » Языковая ситуация в современной России (Кто за сохранение и совершенствование литературного языка)
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright MyCorp © 2017