Лингвист ДВ
И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Анна Ахматова «Мужество»
Вторник, 19.03.2024, 06:32


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Проблема стабильности супружеских отношений - Форум Регистрация Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Практическая психология » Семейные отношения » Проблема стабильности супружеских отношений (стабильность супружеской пары)
Проблема стабильности супружеских отношений
lingvistДата: Пятница, 16.01.2009, 09:24 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
http://www.voppsy.ru/issues/1985/855/855110.htm
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ДИАГНОСТИКИ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ


А.Н. ВОЛКОВА, Т.М. ТРАПЕЗНИКОВА

 
lingvistДата: Пятница, 16.01.2009, 09:32 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Психологи чаще всего связывают семейные проблемы с брачно-супружескими отношениями.
Неудовлетворенность в браке (сексуальная или связанная с эмоционально-личностным общением) приводит к дисгармонии супружеских отношений, разводам, неврозам и т.д.
Источник проблем современной семьи ищется в сексуально-семейных дисгармониях, а средством из разрешения считается тот или иной вид психотерапии или психокоррекции супружеских отношений.
Особое внимание этому уделяет психоаналитическая традиция: источник семейных трудностей личности ищется в прошлом (раннем опыте общения в родительской семье).
Основной причиной нарушения семейных отношений считается проявление у одного или обоих супругов потребностей,
которые в детстве не удовлетворялись родителями. Взрослый человек выбирает партнера, с которым ему легче воспроизвести ситуацию, не разрешенную в детстве, вернуться к своим проблемам и конфликтам.
Так возникает "невротическая семья": в ней муж и жена воспроизводят ситуации "непроигранные", "нерешенные" в детстве, но не решают их.
И вместе с тем психотерапевты обнаружили важнейшую закономерность: неосознанную тенденцию повторять модель отношений своих родите-
лей в собственной семье. Психологический механизм этого процесса можно представить следующим образом: человек воспроизводит не свое поведение и не поведение других людей по отношению к себе, а усваивает путем неосознанного подражания поведение людей по отношению друг к другу, и только тех людей, которые значимы для него
 
lingvistДата: Пятница, 16.01.2009, 09:34 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Обнаружены и другие закономерности: ребенок обучается своей будущей супружеской роли, мысленно отождествляя (идентифицируя) себя с родителем того же пола. Для мальчика особое значение имеет опыт общения с отцом, и более того - опыт наблюдения за поведением отца по отношению к матери. Девочке очень важно усвоить способы поведения матери по отношению к отцу.
Что касается родителя противоположного пола, то его образ очень важен при выборе будущего партнера (выбор может происходить по разным
критериям - сходству или противоположности).
Вероятность гармоничного союза между мужчиной и женщиной напрямую определяется сходством моделей семей, из которых происходят супруги.
В противоположном случае возникает борьба за власть, непонимание, разводы, брошенные дети и пр.

Таков механизм социально-психологического воспроизводства структуры семьи.
Особое внимание психологи уделяли месту в структуре семьи, которое ребенок занимал среди братьев и сестер. При этом совершенно не обращалось внимания на место ребенка в целостной структуре семейных отношений и на тип этой структуры.
В.Таман обнаружил тенденцию воспроизводить в своей новой семье место, которое человек занимал среди братьев и сестер. К примеру,
старший брат, у которого была младшая сестра создает устойчивый союз с женщиной, у которой был старший брат. Комплиментарный брак является наиболее удачным (по статистике разводов). Наихудший прогноз у брака между супругами, которые были единственными детьми в семье. Замечено, что в том случае, если в родительской семье не было контактов со сверстниками, взрослые мужчина и женщина будут искать в партнере черты отца или матери.
В случае брака по идентичности, когда партнеры занимали одинаковое положение в родительской семье, они лучше понимают друг друга, но плохо сотрудничают. Им лучше работать в разных областях, иметь личную свободу, а детей воспитывать параллельно: сыновей - отец, дочерей - мать. Главная причина неудачной совместной деятельности - в ролевом конфликте. Оба партнера были старшими в семье и желают принять руководящую роль. Удачное взаимодействие возможно лишь тогда, когда муж и жена каждый делает то, что другой делать не желает: если один посвящает время работе, то другой должен заниматься домашними делами; если один планирует и руководит, то другой должен взять на себя исполнительские функции и т.д.
 
lingvistДата: Пятница, 16.01.2009, 09:37 | Сообщение # 4
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
В общем и целом сценарий социализации и воспроизводства семьи выглядит так:
1) Дети первоначально получают в качестве образца модель отношений супругов в родительской семье.
2) Затем они проигрывают эти отношения, выступая в разных ролях со старшими и/или младшими братьями и сестрами.
3) На основе оценки сходства моделей семьи они выбирают партнера и воспроизводят структуру ролевых отношений родительской семьи в своейновой семье.
Требуется ответить еще на один важный вопрос: каким образом воспроизводятся отношения родителей к детями в новой семье?
Исходя из гипотезы подражания, молодые супруги должны воспроизводить в новой семье те способы воспитания, которые применяли их роди-
тели к их братьям и сестрам, а не к ним самим. Наибольшие трудности должны возникать у родителей, бывших единственными детьми. Они не по-
лучили образца для подражания и должны переносить на детей способы поведения своих родителей по отношению друг к другу.
Следовательно, они должны относиться к детям как ко взрослым, более того - как к своим партнерам: мать должна одинаково вести себя
по отношению к мужу и сыну, а муж сходно вести себя с женой и дочерью. По другой гипотезе - "воспроизводства отношений" - ребенок относится к другим, так же как родители относились к нему
 
lingvistДата: Пятница, 16.01.2009, 09:42 | Сообщение # 5
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
И более того сам относится к себе, как относились родители к нему в детстве.
Ребенок интериоризирует, переносит внутрь своей психики, способы родительского отношения и управления поведением ребенка (механизм
интроекции, описанный З.Фрейдом): доминирование становится жестким саморуководством, пристыживание преобразуется в самообвинение и т.д.
Отношения с родителями ребенок, по мнению Л.Беньямина, строит на основе двух основных стратегий: 1) стратегии "дополнительного поведе-
ния" - ребенок реагирует инициативой на предоставление самостоятельности, бегством - на преследование; 2) стратегии "защитного поведения"
- ребенок в ответ на отвержение начинает вести себя так, как будто его любят, как бы приглашая родителей изменить свое поведение по отношению к нему.
Возможно, что внутрення регуляция поведения ребенка воспроизводит отношение родителей к ребенку, но отношение к другим все же строится
на основе воспроизводства отношений между родителями или отношения родителей к другим детям.
В психологических работах все типологии моделей семьи, которые бы описывали особенности семьи как целого, строятся на основе аномалий,
различных отклонений в составе семьи, отношений в семье, стилей воспитания от некоей "нормы", которая совершенно неконкретна и представляет
собой некий сусально-гуманистический идеал семьи, где все находятся в гармоничных отношениях равенства, помощи, взаимосотрудничества, и
нет никаких конфликтов и проблем. Этот семейный рай на земле существует лишь в умах так называемых гуманистических психологов.
 
lingvistДата: Пятница, 16.01.2009, 09:46 | Сообщение # 6
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
К числу реальных исследований, посвященных психологическим типам семьи, относится работа М.Арутюняна.
По его мнению существует 3 варианта семьи: традиционная, детоцентрическая и супружеская (демократическая).
В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется сверху-вниз. Основным требованиям является подчинение. Итогом социализации ребенка в такой семье является способность легко вписаться в "вертикально-организованную" общественную структуру. Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они не инициативны, не гибки в общении, действуют, исходя из представления о должном.
В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение "счастья ребенка". Семья существует только для ребенка. Воздействие осуществляется, как правило, снизу вверх ( от ребенка - к родителям). Существует "симбиоз" ребенка и взрослого. В результате у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный. Очень велик риск социальной дезадаптации и, в частности, учебной дезадаптации ребенка после поступления в школу.
Супружеская (демократическая) семья расписывается розовыми красками. Цель в этой семье - взаимное доверие, принятие и автономность
членов. Воспитательное воздействие - "горизонтальное", диалог равных: родителей и ребенка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причем чем старше ребенок тем больше (?!) его интересы учитываются. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократи-
ческих ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельнос-
ти, доброжелательности, адаптивности, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости. Вместе с тем у этих детей может отсутствовать
навык подчинения социальным требованиям. Они плохо адаптируются в среде, построенной по "вертикальному" принципу (т.е. практически - ко
всем социальным институтам). Где и сколько таких семей наблюдал автор, он не уточняет.
 
lingvistДата: Пятница, 16.01.2009, 09:46 | Сообщение # 7
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Арутюнян М. Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодежи // Отец в современной семье. Вильнюс, 1988, с. 26-33.
 
lingvistДата: Пятница, 16.01.2009, 09:48 | Сообщение # 8
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Н.Штирман выделяет 3 типа родительских отношений к детям у больных психосоматическими расстройствами:
1) "связывание" - жесткое стереотипное общение; дети инфантилизируются, их эмоциональное развитие отстает от нормы;
2) "отвержение" - ребенок "отказывается" от своей личности, что приводит к аутизму, излишней автономности;
3) "делегирование" - истинные достижения детей игнорируются; родители, перемещая на них свои несбывшиеся надежды,
манипулируют ими как продолжением своего "Я"

Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкий. Семейная психотерапия. Л.: Медицина, 1990.
 
lingvistДата: Четверг, 22.01.2009, 03:11 | Сообщение # 9
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
http://www.granik.net/soul....t_id=23

Дисгармоничные семьи бывают разнными. Выделяются следующие причины дисгармонии:
1) нет партнерства между родителями (один из них доминирует, другой - только подчиняется);
2) деструктурированная семья (нет взаимопонимания между членами
семьи, существует излишняя автономия членов семьи, нет эмоциональной привязанности и солидарности между членами семьи в решении жизненных проблем);
3) распадающаяся семья (конфликтная, с высоким риском развода);
4) ригидная псевдосоциальная семья (доминирование одного члена
семьи с чрезмерной зависимостью других, жесткая регламентация семейной жизни, нет двусторонней эмоциональной теплоты, ведет
к автономизации духовного мира членов семьи от вторжения властного лидера).

 
Форум » Практическая психология » Семейные отношения » Проблема стабильности супружеских отношений (стабильность супружеской пары)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024