Лингвист ДВ
И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Анна Ахматова «Мужество»
Четверг, 17.08.2017, 20:25


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Навь, Мара, Марена - Форум Регистрация Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Полезности и нужности (для педагога) » Путешествие в Мифологию » Навь, Мара, Марена
Навь, Мара, Марена
lingvistДата: Пятница, 11.09.2009, 12:57 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline

Навь

"Энциклопедия «Мифы народов мира»"

Навь (др.-рус. «навь», от слав. *navь, из индоевроп. *naHu-, вид погребального обряда), в славянской мифологии воплощение смерти, первоначально связанное, по-видимому, с представлением о погребальной ладье (индоевроп. *naHu-), на которой плывут в царство мёртвых. Общеславянским является также представление о навьей косточке, которая считается причиной смерти и сохраняется в разлагающемся трупе: старочеш. kost návná, чеш. návni kost (ср. литов. Naví-kaulis, «навья косточка», латыш, nāves celiņš, «роковой знак на лице ребёнка», — свидетельства балтославян-ских истоков этого представления). Родственное Н. имя самостоятельного божества — Nya в списке польских богов у Я. Длугоша (XV в.), отождествляемый с римским Плутоном. У других славянских народов к представлениям о Н. восходят целые классы мифологических существ, связанных со смертью: украинские навки, мавки, болгарские нави — злые духи, двенадцать колдуний, которые сосут кровь у родильниц. В «Повести временны́х лет» эпидемия в Полоцке приписывается мертвецам, скачущим на невидимых конях по улицам: «навье бьют полочаны». У восточных славян существовал особый Навий день, день поминовения умерших, позднее приуроченный к последнему четвергу великого поста (укр. Навский велик-день, Мавський велик-день, Мертвецький велик-день; соответствующий день в балтийской традиции приходится на осень — см. в ст. Велс).

Литература:
Eckert R., Zura Problem der baltisch-slawischen Sprachbeziehungen, «Zeitschrift fur Slawistik», 1972, Bd 17, H. 5

 
lingvistДата: Пятница, 11.09.2009, 12:59 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline

Марена

"Энциклопедия «Мифы народов мира»"

Маре́на, Мара́на, Море́на, Маржа́на, Марже́на, в славянской мифологии богиня, связанная (по первоначальному этимологическому сходству или по вторичному звуковому уподоблению) с воплощениями смерти (см. Мара), с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы, а также с ритуалами вызывания дождя. В весенних обрядах западных славян М. называлось соломенное чучело — воплощение смерти (мора) и зимы, которое топили (разрывали, сжигали — ср. Купалу, Кострому и т. п.), что призвано было обеспечить урожай. В западнославянской мифологии известны сезонное божество Маржана [старопольск. Marz(y)an(n)a], отождествляемое польским хронистом XV в. Я. Длугошем с римской Церерой; Морана (старочеш. Morana), отождествляемая в глоссах из «Mater verborum» с Гекатой, чеш. Mařena (по описаниям ритуалов XIV в.), словац. Могепа, Muriena, Ma®muriena (в вост.-слав. традиции ср. украинскую М. — соломенное чучело, руссскую былинную Маринку и др. персонажи с фонетически сходными именами). Словацкие формы с удвоением Ma®muriena делают возможным лингвистическое сопоставление с древнейшими италийскими формами Марса, первоначально имевшего аграрные функции — древнелат. Marmor, оскское Mamers и т. п.; ср. римский обычай изгнания старого Марса (Mamurius Veturius) 14 марта.

Литература:
Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Весенние праздники, [М.], 1977;
Gasparini E., I riti populari slavi. (1951 — 1952), Cap. 3 — La cacciata del morti e la morena, Venezia, [1952].

 
lingvistДата: Пятница, 11.09.2009, 13:00 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline

Мара

"Энциклопедия «Мифы народов мира»"

Мара (санскр. и пали māra, букв. «убивающий», «уничтожающий»), в буддийской мифологии божество, персонифицирующее зло и всё то, что приводит к смерти живые существа. Образ М. встречается в текстах всех основных буддийских направлений. Главной функцией М. считается создание препятствий бодхисатвам, стремящимся к просветлению. М. подчинено огромное количество злых божеств, которые составляют десять разрядов, представляющих негативные эмоции человека (желание, ненависть, сомнение и т. д.). М. имеет дочерей, воплощающих сексуальные страсти. В народной мифологии М. считается реально существующим божеством. В философском буддизме он рассматривается как отражение человеческой психики. Излюбленной темой многих буддийских легенд является искушение Шакьямуни Марой.

Литература:
Wavman A., Studies in Yama and Мāга, «Indo-Iranian Journal», 1959, v. 3, № 1, p. 44—73, 112—31;
Ling Т. О., Buddhism and the mythology of Evil, L., 1962.

 
lingvistДата: Пятница, 11.09.2009, 13:02 | Сообщение # 4
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Навь, в восточнославянской мифологии дух смерти, а также мертвец. По общеславянским представлениям, в теле после смерти сохраняется нетеленной навья кость, которая и является причиной смерти. С понятием «навь» связаны классы нечистой силы — мавки, навки, болгарские нави. Навий день у восточных славян — день поминовения умерших, впоследствии приуроченный к великому четвергу (четвергу на последней неделе великого поста).

Навь - мир подземный, где обитают тени прошлого: предки, бестелесные духи. В древности прошедшее время было особо почитаемо: люди верили, что жизнь вершится по кругу и предки возвращаются в третьем поколении. Именно поэтому с помощью обрядов и ритуалов снова и снова как бы воспроизводили прошедшее.
Дом Сварога

[Нави ] Н
ави — южнославянские, украинско-карпатские и украинские мифологические персонажи — души некрещеных младенцев, мертворожденных детей (иногда — души женщин, умерших в родах). Названия типа «нави» восходят к древнерусским словам навь, навье и др., обозначающим мертвых и их мир: «из навии въскрьсе», «навьмь мъвь творять», «приходили к намь навья мытся». «Нави» упоминаются в «Повести временных лет» (под 1092 г.) в рассказе о происшествии в Полоцке, который подвергся ночному нападению «навий» (названных здесь «бесами»), избивающих жителей и оставляющих на их телах смертоносные язвы.
Моровое поветрие в Полоцке в 1092 г.: «Тем и человеци глаголаху, яко навье бьють поломаны». Миниатюра Радзивилловской летописи
XV в.

Южнославянские «нави» чаще всего имеют орнитоморфный облик (птенцы, Цыплята, большие черные птицы и др.), выдают свое присутствие характерны» писком или свистом, ведут себя агрессивно по отношению к людям; главная их злокозненная функция — нападать на свою мать и на рожениц, мучить их в течение 40 дней после родов, высасывать У них молоко, лишать сна, насылать болезни, душить детей, выпивать кровь у новорожденных и их матерей; нападать на пастухов и конюхов по ночам, выпивать молоко у овец и коров и т.п.

В украинских Карпатах, а также спорадически в других регионах Украины за этими именами закреплены два основных персонажа: в детском и женском обличьях. Гуцульские нявки — души некрещеных младенцев (см. Дети некрещеные), мертворожденных детей, а также детей, убитых своими матерями непосредственно после рождения; они нападают на детей и женщин, сосут у них кровь, душат женщин. Украинские мавки — некрещеные младенцы или дети, уворованные вскоре после рождения дьяволом; они живут в лесах, а на Пасху собираются на крестный ход к церкви и просят себе креста. В отличие от южнославянских навий и гуцульских нявок у украинских мавок «вампирские» функции не выражены.

В украинских Карпатах и на Украине теми же именами могут обозначаться женские персонажи, приближающиеся как к восточнославянским и карпатским русалкам, так и к болгарским русалиям. Они появляются чаще всего на троицкой неделе или в Петров пост; танцуют и вытаптывают траву; приглашают к себе на игрище овчара, который играет для них на сопелке; они обитают в воде и могут затащить туда человека, решившего в это время купаться; насылают засуху, вихри, болезни.

На восточнославянской территории область распространения мифонимов типа «нави» непосредственно примыкает к обширной зоне бытования хрононимов Навский (Намский) четверг, Навская Паска. На Украине и в Белоруссии этот хрононим относится к Страстному четвергу (редко), а обычно — к четвергу пасхальной недели и обозначает поминальный день, когда люди совершают характерные поминальные действия на могилах (убирают, чистят, оставляют там еду, угощают нищих и т.п.).

Иногда Страстной и пасхальный четверги, у восточных славян называемые «Навскими», посвящались непосредственно «мавкам» и «нявкам». Например, на юго-западе Брянщины, если в доме был ребенок, умерший некрещеным, то в память о нем в Страстной четверг устраивали обед. В Харьковской губ., а также в других местах, четверг пасхальной недели назывался Мавский велыкдень (т.е. был производным от украинского названия мифологического персонажа мавка). Мавки — души умерших некрещеными детей — выходили в это время из воды и оставались на земле до Преполовения или до Троицы. В этот день устраивали семейные поминки по умершим детям. Например, на Витебщине в пасхальный четверг, называемый Навское воскресенье, «нужно было сварить столько белых яиц, сколько в семье было умерших детей, и съесть их на открытом месте, покатав предварительно по траве, чтобы невинные дети с высоты неба видели и благословляли помнящую их семью».

 
lingvistДата: Пятница, 11.09.2009, 13:05 | Сообщение # 5
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Мара (санскр. cмертоносный), 1. В буддийской мифологии олицетворение зла, вредящего будде и бодхисатвам. Его сопровождают дочери-соблазнительницы и др. духи.
2. В мифологии народов Европы злой дух, персонификация ночного кошмара.
 
Форум » Полезности и нужности (для педагога) » Путешествие в Мифологию » Навь, Мара, Марена
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright MyCorp © 2017