Лингвист ДВ
И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Анна Ахматова «Мужество»
Вторник, 20.08.2019, 13:37


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Символизм - Форум Регистрация Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Мультимедийные презентации » На уроке литературы » Символизм (Презентация на уроке в 11 классе)
Символизм
Книжный зубрДата: Четверг, 01.05.2008, 15:08 | Сообщение # 1
Группа: Читатели





http://mlis.ru/metodika/prepod/infotech/08/ - адрес для просмотра и сохранения презентации
Автор
Конева И. В.
1 этап.

Мы записываем тему урока: «Символизм как литературное направление», а потом эпиграф: «Все преходяще, есть только символ». Гёте.

Записываю на доске СИМ–ВО–ЛИЗМ и прошу ребят записать слова – ассоциации. Потом мы обмениваемся мнениями.

Предлагаю составить из мнений определение символизма. Слушаем и записываем те, которые понравились.

2 этап.

Обращаемся к слайду № 2.

Говорим об истории термина, сравниваем свои определения с положениями символизма.

Дальше идет работа с презентацией: живопись и музыка, которые относят к возникновению символизма как направления в искусстве.

Слайды 3 и 4.

Несколько слов о Клоде Моне (мой 11 класс, изучая живопись на уроках МХК, сам рассказал вкратце о художнике).

Посмотреть картины художника и записать свои впечатления, ощущения.

Слайды 5-7.

Я предлагаю послушать фрагменты двух самых известных произведений Вагнера, записать свои ощущения, определить, что объединяет их. Последнее задание трудное, но оно понадобится позже по ходу урока.

3 этап.

От символизма европейского мы обращаемся к возникновению символизма в России. Начинаем с живописи.

Слайд 8.

Посмотрев картины В. Борисова-Мусатова, ученики отвечают на вопрос: «Что сближает его произведения и картины Моне?»

Слайд 9.

Работа с этим слайдом готовит учеников к работе со стихотворными текстами: мы подходим к главной особенности символизма: изображение своего отношения к предмету, миру.

Слайд 10.

Вопросы: «Чем можно объяснить стремление художников уйти от конкретной формы?» и «Почему художники обращаются к аллегории или сюжетам вне времени?» помогают сформулировать выводы о том, в чем же состоит особенность мироощущения символистов.

Слайд 11.

Это определение символизма, которое мы сравниваем с нашими, записываем самое важное, ключевое.

4 этап.

Работаем со стихами. И на этом этапе я использую рекомендацию Л. Д. Фураевой: сравнить стихотворение А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» и А. Блока «Я, отрок, зажигаю свечи…».

Для этого читаем, слушаем и выписываем лексический ряд слов стихотворений и строим смысловой ряд.

Выполнив задание, приходим к выводу, что в стихотворении А. Блока нет сюжета, а есть фиксация каких-то чувств, ощущений.

Слайд 12.

В конце урока слушаем «Поэму экстаза» А. Скрябина. Записываем свои ощущения от музыки. Сравниваем их с теми, что фиксировали, когда слушали Вагнера. Ученики приходят к выводу, что само понятие мелодии уходит, а значит, композитор ставит перед собой иную задачу, и этим объясняется его стремление соединить музыку и живопись, создать синтез искусств, преодолев границы каждого.

Логично закончить разговор высказыванием Н. Бердяева, которое представлено на последнем слайде.

Слайд 13.

Такой «синтез искусств» получился у меня. Добавлю только, что, опираясь на опыт проведения данного урока, я сократила материал, посвященный символизму в живописи и музыке, так как на уроке это заняло много времени.

Интересно узнать ваше мнение.

Успехов на уроке!

 
Форум » Мультимедийные презентации » На уроке литературы » Символизм (Презентация на уроке в 11 классе)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2019