Лингвист ДВ
И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Анна Ахматова «Мужество»
Среда, 21.08.2019, 19:57


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Результаты PISA-2006 для России - Форум Регистрация Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Инновации в образовании » Влияние новых пед технологий на содержание обучения » Результаты PISA-2006 для России (15-летние школьники недостаточно грамотно читают?)
Результаты PISA-2006 для России
Книжный зубрДата: Среда, 04.06.2008, 13:48 | Сообщение # 1
Группа: Читатели





http://vio.fio.ru/vio_57/cd_site/Articles/art_3_8.htm

15-летние школьники недостаточно грамотно читают, чтобы полноценно функционировать в обществе?

Тесты PISA

Тест PISA ( Programme for International Student Assessment )посвящен изучению «компетентностей» школьников 15-ти летнего возраста.

Тесты PISA проводятся каждые 3 года, а затем в течение года результаты обрабатываются, анализируются и, как правило, в декабре публикуются. Поэтому результаты исследования, например, PISA-2003 были опубликованы в декабре 2004 года, а результаты PISA-2006 – в декабре 2007 года.

В исследовании PISA в 2006 году приняли участие около 400 тысяч учащихся из 57 стран мира, представляющих общую совокупность почти в 20 миллионов учащихся 15-летнего возраста этих стран.

Россия участвовала в тестах PISA-2000 , PISA-2003 , PISA-2006.

В России исследование PISA проводится Центром оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования ( http://centeroko.ru ) при активном участии Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, органов управления образованием 45 субъектов РФ и различных региональных организаций, занимающихся проблемами образования.

Специфика тестирования по программе PISA заключается в том, что учащимся предлагаются не типовые учебные задачи, а проблемные ситуации, близкие к реальным.

Следует особо отметить, что исследование PISA направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.

По мнению экспертов PISA, обучение в современном мире должно базироваться на основных знаниях по данной дисциплине, но знание нужно уметь использовать в ситуациях, с которыми придется встретиться в жизни.

Исследование PISA 2006 касалось естественнонаучной грамотности учащихся (подробнее http://centeroko.ru , http://vio.fio.ru/vio_55/cd_site/Articles/art_3_8.htm ) , а также, как и в предыдущих циклах программы (PISA 2000, 2003), оценивались грамотность чтения и математическая грамотность.

В России исследование PISA проводилось в 210 образовательных учреждениях из 45 регионов и охватило 6154 обучающихся 15-летнего возраста. Эта выборка признана представительной. В нее вошли учащиеся основной и средней школы, которым на момент тестирования исполнилось 15 лет, а также 15-летние учащиеся и студенты образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.

Забегая вперед, приведем результаты для России с учетом погрешностей статистического исследования

Вид теста
Места, занятые Россией (из 57 стран)

Естественнонаучная грамотность
33—38

Грамотность чтения
37—40

Математическая грамотность
32—38

Добавлено (04.06.2008, 13:47)
---------------------------------------------
Понятие «грамотности в чтении»

У неподготовленного читателя может возникнуть недоумение по поводу заголовка данного раздела (да и вообще заголовка статьи!). Действительно, если человек грамотен, то он, конечно, умеет читать! О какой же дополнительной «грамотности в чтении» может идти речь?

Введем понятия чтения и грамотности и рассмотрим их определения. На сайте Национального Института Грамотности ( National Institute for Literacy ) этому уделяется особое внимание http://www.nifl.gov/nifl/facts/reading_facts.html .

Под чтением понимается сложная система извлечения информации из напечатанного, которая требует:
навыков и знаний, чтобы понять, как звуки речи связаны с напечатанным;
способности расшифровывать незнакомые слова;
способности читать плавно;
достаточной подготовки и словарного запаса для понимания прочитанного;
формирования активной позиции для понимания значения прочитанного;
развития и поддержки побуждения для чтения.

Грамотность определяется, как способность индивида читать, писать и говорить для квалифицированного решения профессиональных, семейных и общественных задач.

А вот новый для нас термин грамотность в чтении подразумевает способность индивида понимать, применять и критически осмысливать (рефлексировать) текстовую информацию в соответствии с имеющимися целями индивидуального развития, обновления и приобретения новых знаний и для полноценного участия в обществе. (http://www.oecd centre.hse.ru/newpub/education/ed_11.html )

В русскоязычной литературе предлог «в» редуцировался. Термин «грамотность в чтении» часто используют как «грамотность чтения», что, возможно, неверно, но, к сожалению, практически общеупотребительно. Мы будем использовать оба прочтения.

Для оценки грамотности школьников в чтении в рамках PISA-2006 используются показатели, разработанные для Международного исследования грамотности взрослых (IALS), но с интегрированным «активным» компонентом PISA, предусматривающим помимо понимания текста его осмысление на основании имеющихся идей и опыта. Грамотность школьников в чтении (в рамках PISA 2006) оценивалась на основании их способностей к восприятию и работе с различными текстовыми формами (например, тексты бланков, списки, тексты, заключенные в диаграммы и графы) и различными формами изложения текстов (такими как повествование, аргументация и описание), чаще всего используемыми во взрослой жизни; на основании общих компетенций школьника в чтении, включающих навыки ситуативного вычленения и использования текстов.( http://www. oecd centre.hse.ru/newpub/education/ed_11.html)/

Определения чтения и грамотности чтения меняются в соответствии с изменениями в обществе, экономике и культуре. Концепция обучения в течение всей жизни расширила понятие грамотности в чтении и требования, предъявляемые к ней.

Грамотность уже не рассматривается как некий навык, приобретенный в детстве в ранние годы обучения. Можно сказать, что под грамотностью в чтении понимается постоянная способность к приобретению и расширению набора знаний, навыков и стратегий, которыми человек пользуется в различных жизненных ситуациях, живя в обществе, общаясь с себе подобными.

Эксперты PISA в понятие грамотность чтения вкладывают умение при чтении текстов получать и развивать знания и потенциал для жизни в обществе.

Понятие грамотности чтения подразумевает активную «диалоговую» роль читателя в получении знаний из текстов. Это находится в рамках концепции осуществления индивидуальных устремлений: от определенных – получение образования или работы к более высоким целям, связанным с обогащением и расширением духовной жизни индивида. Грамотность наделяет читателя набором лингвистических инструментов, которые становятся все более востребованными в современном обществе, с его сложными институтами, забюрократизованностью и сложными юридическими структурами.

На взгляд авторов, грамотность чтения является даже более важным показателем, чем естественнонаучная грамотность, поскольку она определяет способность индивида к получению и обработке информации.

Виды тестов

Эксперты пишут о двух типах текстов, использовавшихся в исследовании. Это так называемые непрерывные тексты ( Continuous texts) . Непрерывные тексты обычно составляются из предложений, которые, в свою очередь, организованы в параграфы, главы, секции.

Большое значение придается другой категории текстов, не являющиеся непрерывными ( Non-continuous texts ) . Эти тексты включают диаграммы и графики, карты, таблицы, бланки, заявки, которые используются с целью систематизации и более наглядного представления информации, научной аргументации. С такими текстами мы сталкиваемся в журналах и газетах, в различных инструкциях. Школьникам предлагались оба вида тестов. Два примера тестов разобраны ниже. В конце статьи в таблице ссылок приведены три ссылки на файлы в формате . pdf , в которых дано большое количество тестов (на английском языке).

Общие результаты по странам

Обсудим результаты ряда стран, участвовавших в тестировании. В Таблице 1 приводим не только места, но и средние баллы, набранные разными странами.

Первое место заняла Корея, «обогнав» ближайшего «преследователя» на 9 баллов. Корея увеличила свои результаты на 6,6% по сравнению с результатами предыдущих исследований, проводившихся в 2003 г . Лидер явно достоверный и не случайный.Второе место занимает Финляндия. Затем идет Гонконг и Канада. Далее с небольшим отрывом идет целая группа стран, (последней в этом ряду располагается Швейцария), которые имеют результаты выше среднего по странам ОЭСР.

Добавлено (04.06.2008, 13:48)
---------------------------------------------
Россия, с 440 баллами занявшая диапазон 37- 40 мест. Она находится в компании таких стран, как Чили (442 балла), Израиль и Таиланд (439 и 417 баллов соответственно).

Наихудший результат показала Киргизия, набравшая всего лишь 285 баллов, что составило всего 51 % от результата «лидера» и занявшая 56, последнее, место.

В первой пятерке стран (Корея, Финляндия, Гонконг, Канада, Новая Зеландия) разрывы между «призерами» значительны и составляют от 6 до 11 баллов. Дальше разрывы сокращаются и составляют, как правило, величины от 1 до 3 баллов (правда, встречается несколько разрывов в 5 баллов).

Из таблицы видно, что цена каждого балла сравнительно велика. Поэтому отрыв России от лидера, составляющий 116 баллов, представляется весьма значительным.

Интересно, что страны, относящиеся в нашем представлении к лидерам научно-технического прогресса: Япония (498 баллов), Великобритания (495 баллов), Германия (495 баллов), Франция (488 баллов), не являются лидерами по грамотности чтения. При этом Италия, казалось бы, весьма высокоразвитая в нашем понимании страна, набрала 469 баллов, что, конечно, выше, чем у России, но заметно ниже среднего уровня по ОЭСР.

Обратите внимание, что во главе таблицы находятся страны, являющиеся лидерами, скорее технологического, чем научного прогресса, но даже среди них есть страны, про лидерство которых в прогрессе мы мало что знаем (возможно, это недостаток нашей информированности): Новая Зеландия (521), Ирландия (517), Лихтенштейн (510), Нидерланды (507), Эстония (501).

Кстати все прибалтийские постсоветские страны - Эстония (501), Латвия (479), Литва (470) - показали результаты лучшие, чем Россия (440), хотя, казалось бы, стартовые условия в 1991 году должны были быть близки.

Заметим, что эти страны оказались в таблице выше таких стран, как Италия (469), Испания (461), Греция (460), Израиль (439).

Из результатов таблицы следует, что подростки в прибалтийских странах более адаптированы к жизни в 21 веке, чем в странах с гораздо более длинной историей «рыночных» социальных отношений.

Возможно, эта особенность объясняется тем, что в странах с высоким количеством баллов общество развивается в сторону более гармоничного поведения индивида в обществе.

То есть можно предположить, что грамотность чтения связана с умением человека хорошо понимать окружающий мир, а это, в свою очередь, будет связано с его способностью обустроиться в социуме. Такое предположение могло бы объяснить указанные странности в данной таблице.

Но, конечно, вовсе не факт, что человек, умеющий связывать различные факты между собой, будет чувствовать себя комфортно в обществе. Может быть, как раз наоборот, поскольку он будет видеть неразрешенные проблемы.

Чтобы быть уверенными в выводе о гармоничной адаптации подростка в странах с высокими баллами по грамотности чтения, следовало бы получить независимую информацию. Например, количество самоубийств и антисоциальных действий среди подростков и среди взрослых в соответствующих странах.

 
lingvistДата: Пятница, 23.01.2009, 12:44 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Уровень грамотности в России "скатился" ниже среднего

Источник - "Города Сибири"

Российские старшеклассники показали результаты ниже среднего в международном тестировании по чтению и математике, проводимом под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Тесты PISA (Programme for International Student Assessment) проводились среди 15-летних учащихся школ в 58 странах. Россия оказалась в группе "ниже среднего" и по навыкам чтения, и по математическим навыкам, и по знанию естественных наук. По чтению даже в пределах группы ниже среднего россияне уступили Исландии, Норвегии, Чехии, Венгрии, Латвии, Люксембургу, Хорватии, Португалии, Литве, Италии, Словакии, Испании, Греции, Турции и Чили (в порядке убывания результатов в группе). По математике — соответственно Словакии, Венгрии, Люксембургу, Норвегии, Литве, Латвии, Испании и Азербайджану.

Сразу за Россией в рейтинге PISA следуют США. Однако в PISA-2006 ухудшили свои показатели и многие крупные западные страны. Так, Великобритания в 2000 году, когда она последний раз принимала участие в тестировании, находилась в группе "выше среднего", однако в 2006 году она перешла в группу среднего уровня.

Первое место по пониманию письменного текста заняли школьники Южной Кореи, а по математике — Тайваня.

Второе место по обеим позициям досталось Финляндии, третье, также по обеим позициям, — Гонконгу.

Из протестированных постсоветских стран самые лучшие результаты показала Эстония. По чтению средний балл у эстонских школьников составил 501, по математике — 515. Это выше среднего уровня. Понимание письменного текста у российских подростков было оценено в 440, их математические навыки — в 476 баллов.

По чтению Россия на два пункта ухудшила свой результат 2003 года, а по математике — улучшила на семь пунктов.

Слабее всех, как и по естественным наукам, выступила Киргизия, занявшая последнее место в обоих рейтингах. PISA считается самым авторитетным международным рейтингом уровня знаний учащихся средних школ из разных государств.

Это тестирование ОЭСР проводят раз в три года среди 15-летних школьников в десятках стран мира, в совокупности отвечающих за 90% мирового ВВП и не обязательно являющихся членами ОЭСР. Исследование PISA можно назвать исчерпывающим и достоверным, но не всегда однозначным, отмечает BBC.

4.12.2007

news.mail.ru

 
lingvistДата: Пятница, 10.12.2010, 01:05 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
http://lern21.livejournal.com/341214.html
три таблички 2006 года. Как мы красиво выглядели.
Математика 476 (453 - 2009),американцы были ниже нас!
Науки 479 (478 - 2009),
Язык стал лучше - 459 (было 440), но ниже нас был Израиль с 439, а теперь у него 479.
http://www.downes.ca/images/pisabig.jpg - 2009
 
lingvistДата: Четверг, 17.02.2011, 02:35 | Сообщение # 4
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Рейтинг в PISA

В 2010 году 5100 пятнадцатилетних школьников из Шанхая превзошли школьников из около 65 стран в международном стандартизированном тестировании по математике, естественным наукам и чтению PISA. (556 у них)

Американские студенты расположились между 15 и 31 местами в трех категориях. Школьники Франции и Великобритании также показали слабые результаты.
=Напомню, что наши школьники (459) там много ниже среднего ( 493) и рядом с Чили, Уругваем и Мексикой=
По словам экспертов, шанхайские показатели не могут отражать ситуацию во всем Китае, так как это быстро растущий и относительно богатый город с населением в 20 миллионов. Тем не менее, они были поражены высокими оценками школьников Шанхае.
Результаты можно рассматривать как еще один признак роста конкурентоспособности Китая. Рейтинг США в PISA является "тревожным сигналом", сказал Арне Дункан, Министр образования США (secretary of education).
Хотя Китай принял участие в тестировании в первый раз, результаты укрепили репутацию Китая, как страны с сильной подготовкой школьников в области математики и естественных наук. Кроме этого многие были удивлены хорошими результатами школьников по чтению родном китайском языке.
Шанхайские школьники показали себя хорошо, говорят специалисты, по той же причине, что и школьники из других частей Азии - включая Южную Корею, Сингапур и Гонконг: их системы образования пропитаны дисциплиной, заучиванием и сплошной подготовкой к тестированию.
Школьники государственных школах Шанхая часто остаются в школе до 4 часов, очень мало смотрят ТВ, и по китайскому закону не могут работать до 16 лет.
"Очень редко дети в других странах получают учебную подготовку более интенсивную, чем наши дети", сказал Sun Baohong, руководитель по вопросам образования в Шанхайской академии общественных наук. "Так что, если тестировать по математике и естественным наукам,то нет никаких сомнений, китайские студенты победят в конкурсе".
Но многие педагоги говорят, что сила Китая в области образования также является его слабостью. Система образования страны слишком тест-ориентированна, школы здесь душат творчество, а родительское давление зачастую лишают детей радости детства, говорят они.
"Это две стороны одной медали: в китайских школах очень хорошо идет подготовка школьников для стандартизированных тестов," Цзян Xueqin, заместитель директора средней школы при Пекинском университете в Пекине, говорит статье опубликованной в The Wall Street Journal вскоре после объявления результатов PISA. "По этой причине, они меньше с подготовлены к высшему образованию и экономике знаний".
В интервью, г-н Цзян подчеркнул, что в китайских школах тестирования слишком много, и у школьников отсутствует любопытство и способность мыслить критически и самостоятельно.
"Мы готовим узко мыслящих студентов," сказал он. "Но Китаю сейчас нужны предприниматели и новаторы".
http://www.nytimes.com/2010/12/30/world/asia/30shanghai.html?_r=4

 
lingvistДата: Четверг, 17.02.2011, 02:42 | Сообщение # 5
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Примеры заданий
http://www.ekk.edu.ee/vvfiles/1/.pdf


 


 
lingvistДата: Четверг, 17.02.2011, 02:43 | Сообщение # 6
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Российские дети – не самые образованные, и ситуация ухудшается. Зато с доступностью образования для бедных у нас все еще неплохо в сравнении с другими странами – и многие русские школьники до сих пор читают для удовольствия. Таковы результаты международного исследования PISA 2009, опубликованного ОЭСР. Знания 15-летних школьников по чтению, математике и естественными наукам сравниваются каждые три года, начиная с 2000-го. В каждом из предметов можно набрать от 0 до 600 баллов.

Абсолютное первое место у Китая: 556 баллов по чтению, 600 баллов, т.е. максимально возможная оценка, по математике и 575 баллов – за естественные науки. Россия заняла 43-е место из 65 стран по чтению. Выше нас – сплошь государства c развитыми экономиками, продвинутые азиатские государства (Южная Корея, Сингапур, Тайвань и т.д.), а также несколько восточноевропейских партнеров по соцлагерю: Эстония, Польша, Венгрия, Латвия, Словения, Чехия, Словакия и Литва. Показатели тестов по другим предметом тоже ставят во вторую половину рейтинга и ниже среднего по ОЭСР (см. диаграмму).

Но важен, конечно, не только абсолютный показатель, который может зависеть от методики, но и его изменения. Например, по чтению Россия с 2000 по 2009 год потеряла 2 пункта. Из развивающихся стран просели, кроме нас, Болгария, Румыния, Чехия и Аргентина. А вот Латвия (+26 баллов), Польша (+21), Бразилия (+16) выросли, но рекордсменом стало Чили (+43).

Конечно, по мнению ОЭСР, наша система образования не так уж и плоха. Статистика показывает, что образовательные системы, которые дают примерно равные возможности детям из семей с разным общественным статусом и доходом, получают и более высокие результаты в тестах PISA. Проще говоря, страна, где в бедных и богатых школах примерно равное количество хороших учителей, будет и более образованной – обществу в целом большой разрыв между простыми и элитными школами невыгоден. В России 11% различий в оценках школьниках объясняется не их усилиями в учебе, а социально-экономическим положением семьи. Это хороший показатель. В немногих странах он опускается до 8% и лишь в Катаре и Макао достигает экстремально низких 4% и 2%. Антирекордсмены здесь Перу, где школьник из семьи с хорошим положением и доходами в среднем на 27% образованнее, а также Венгрия (26%).

Хоть навыки чтения у российских школьников не самые лучшие, зато примерно 80% из них читают книги для удовольствия, а не только по учебе. Это 15-е место в мире, а на первом Казахстан (около 90%). Начало этого рейтинга оккупировали арабские и развивающиеся страны. Западные школьники любят чтение гораздо меньше. Первая развитая экономика встречается лишь на 33-м месте – Канада (около 65%). На последнем месте Лихтенштейн, где получают удовольствие от книг 45% детей.

В исследовании несколько более-менее ожидаемых выводов: девочки учатся лучше мальчиков, дети из семей с одним родителем учатся хуже, а хорошие отношения между учителем и учеником могут существенно улучшить успеваемость. Однако довольно интересны найденные сходства в образовательных системах тех стран, ученики из которых показывают высокие результаты: там в среднем реже выгоняют студентов из школ, предоставляют равные возможности для обучения ученикам независимо от общественного и материального положения, реже оставляют на второй год и разбивают на меньшее количество классов по уровню успеваемости. Также в успешных образовательных системах школы меньше контролируют с точки зрения того, как учить и оценивать студентов и на что тратить деньги, но заставляют публиковать отчеты о результатах.

А вот стандартные тесты, а также конкуренция между школами за учеников не улучшает уровень образования. Кроме того, в среднем не влияет на уровень знаний и то, в какую школу ходит ребенок – частную или государственную. Не имеют значения и популярные нынче малые классы. Зато зарплата учителя сказывается на образовании ученика весьма значимо.
http://www.zavuch.info/compone....3-14562

 
lingvistДата: Четверг, 17.02.2011, 02:47 | Сообщение # 7
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
аместитель министра образования и науки РФ Исаак Калина с гордостью рассказал широкой общественности, что выпускники российской начальной школы - четвероклассники - показали самые высокие результаты в международном исследовании качества чтения и понимания текста.

Этот вывод сделала другая солидная международная организация – IEA. Ее эксперты определили, что именно российские школьники являются самыми читающими в мире. В этом исследовании приняли участие 215 тысяч учащихся из 40 стран. Нашу страну представляли 4 тысячи 955 выпускников начальной школы из 232 школ 45 регионов. По результатам исследования 2006 года Россия заняла первое место (565 баллов). На второе место вышел Гонконг (564 балла), на третье - канадская провинция Альберта (560 баллов), от которой всего на 2 балла отстал Сингапур. А вот США и Англия в списке заняли тогда 18 и 19 места соответственно.

По количеству учащихся, читающих каждый день художественную литературу, Россия, по данным IEA, тоже продолжает оставаться на первом месте! Сравните: любимые же русофобами рейтинги PISA задвигают нас по показателям чтения на… 32-е место.

Что это – нормальный экспертный разброс? Нормальная погрешность? Некачественная работа экспертов из конторы по имени PISA? Или просто вульгарная политическая запрограммированность – указать России «ее место»? Думается, что последнее.

В той же Финляндии (которая по рейтингам PISA и в этом показателе впереди нас) дети получают задание для домашнего чтения на год, и в этом списке оказывается… 5 книг!

Среди них нет ни одного произведения из классики мировой и даже национальной литературы. До шестого класса не проводится уроков литературы. Нет традиции заучивания наизусть стихов, а как без этого узнать и полюбить поэзию, даже родную, даже – великий национальный эпос «Калевалу»? Сказанное - не выдумки, а сущая правда, о которой приходится говорить, несмотря на большую личную симпатию к стране Суоми.
http://perevodika.ru/articles/16962.html

 
lingvistДата: Четверг, 17.02.2011, 02:49 | Сообщение # 8
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
результаты PISA 2009 - международного (участвуют 65 стран) тестирования 15-летних школьников в области чтения, математики и естественных наук. Тестирование организовано Международной Организацией по Экономическому Сотрудничеству и Развитию (OECD) и проводится каждые три года.

В общем зачете, как и прежде, лидируют Китай, Южная Корея, Финляндия (?!) и Сингапур. Впритык за ними идет Канада, которая, выходит, даже в педагогике «все же не Россия». В некотором отдалении следуют «маленькие» европейские страны Бельгия, Голландия, Норвегия и не чужая нам Швейцария. В группе «середняков» лидируют США, замыкают ее Франция и Англия. Россия находится в почетном хвосте списка, рядом с Дубаем (может быть, выбор мест для проведения кубка мира по футболу имел цель прежде всего утешительную?).

Каковы же реакции на результаты PISA 2009 в соответствуюших странах?

В США эта проблема на слуху, в образование вкладывается все больше времени и средств, и результаты страны улучшаются от одного тестирования к другому. Большую популярность приобретают математические учебники из Сингапура. Отставание от Китая американские политики сравнивают с эффектом спутника в 1957 году, когда, шокированные успехом Советов, США полностью реформировали свою образовательную систему, прежде всего, в области математики. Чтобы привлечь в школу хороших специалистов, в средствах не стеснялись, например, предлагая выпускникам технических колледжей освобождение от отправки во Вьетнам в обмен на обязательство отработать несколько лет учителем математики в школе. Что было далее, хорошо известно, больному полегчало. Нынче аналогичная ситуация сложилась с Китаем, тем более что по математике США не входят даже в группу середняков, отставая от Поднебесной Империи более чем на 30%. Еще одна головная боль для Барака Обамы.

Англия и Франция, все еще живущие во власти империалистического менталитета, как обычно, отмахиваются от всего, что их не устраивает – и задачки дескать были даны не те, и школы выбраны неудачно, и, в конце концов, а судьи кто? В общем, чего там стесняться, рубанем правду-матку - наша национальная образовательная система божественна и неприкосновенна, и менять мы ничего не собираемся. God save the Queen, Vive la France.

Канадцы довольно улыбаются – все же в голове списка и, кроме того, лидируют среди «больших стран», которые обычно оправдывают свои неуспехи в подобных тестах неоднородностью школ и населения (Китай в разряд больших стран не входит, он очень большой).

Китай довольно потирает руки – успех по все параметрам, триумф концепции коммунизма с капиталистическим лицом. Практических результатов (Нобелевские премии и прочее) долго ждать не придется. Известную шутку 90-х о том, что в Массачусетском Технологическом Институте (MIT, лучший естественнонаучный университет планеты) русские профессора учат китайских студентов, придется скоро отредактировать. Ведущие американские университеты (IVY League) настолько озабочены фактом, что абитуриенты из Азии набирают 100% на отборочных тестах (SAT, AP) и вытесняют тем американцев, что думают изменить эту довольно демократичную систему отбора. Идея в том, чтобы сделать ее подобной английским Кембриджу и Оксфорду, где все решается на основании личного интервью, и хотя мотивы отказа не сообщаются, решения о зачислении, как вы понимаете, всегда строго обьективны и прозрачны.
Интересно то, что Китай и Корея - единственные страны, которые лидируют и в PISA (где тестируются все группы школьников, от слабых до сильных), и в международных математических Олимпиадах, т.е. в конкурсах для элиты. Россия и США на равных конкурируют с Китаем и Кореей на Олимпиадах, но, увы, не в «общем зачете».

Корень непобедимости сего педагогического дракона, по свидетельству китайских и корейских педагогов и моих многочисленных учеников, прибывших оттуда в Международную Школу Женевы, лежит на поверхности как все великое – учеба, и особенно математика, находятся в центре внимания семьи и правительства. Без отличных отметок по математике ученик не имеет никаких шансов попасть в хороший колледж и сделать карьеру, т.е. выбиться в привилегированные социальные слои. Эта политика подкрепляется тем фактом, что многие государственные руководители в этих странах сами имеют естественнонаучное или техническое образование.

Наблюдая за моими учениками, прибываюшими в Женеву из Кореи, Китая и Индии, я заметил, что вначале они полны научного энтузиазма, делают все домашние работы и все время требуют новых и новых задач для практики. Однако по прошествии нескольких месяцев атмосфера европейского города, множество соблазнов и пример новообретенных одноклассников, ведущих интересную жизнь за пределами школы, оказывают свое влияние, и некогда примерные студенты начинают развлекаться и отвлекаться все больше, а работать все меньше, делая лишь необходимый минимум.

Двадцать пять лет назад, по прибытии в Швейцарию, я с ужасом наблюдал нечто подобное у моих старших детей. По совковой традиции с детства погруженные в книги, здесь они от этой «вредной» привычки быстро вылечились, читая лишь необходимый минимум, требуемый в школе.

В Швейцарии результатами PISA 2009 в общем довольны, тем более, что обошли больших соседей Францию и Германию, перед которыми швейцарцы, при всем кажущемся гоноре, все же «культурно» комплексуют. Женева надувает щеки в тон со всей Конфедерацией, хотя результаты ее школьников во всех предыдущих тестированиях были наихудшими по стране. На острые вопросы она отвечает по существу, по примеру Франции, то есть от всего отмахивается - причина мол в том, что мы самые демократичные, принимаем всех иностранцев, не признаем интеллектуальной селекции детей и считаем, что каждый школьник априори носит в ранце жезл доктора наук. И пускай там Женевский университет и Политех Лозанны публично заявляют, что математический уровень школьников недостаточен для поступления в университет – для нас главное воспитывать общечеловеческие ценности, а программистов мы всегда можем импортировать из Индии или Китая.

И наконец, Россия. Почему некогда самая передовая математическая и читающая держава ныне по всем показателям стремится вверх по лестнице ведущей вниз? Почему, строя на обломках социализма столь же развитый капитализм, не удалось сохранить престиж учения так, как это сделано в Китае? Из-за избытка демократии, коррупции или географической близости к Европе? Столько вопросов, которые ни умом, ни аршином… Так что лети, птица-тройка, на авось...

Разумеется, приглашать тренера по хоккею на траве из Норвегии или по фигурному катанию из Нигерии - идея хорошая. Англия, Франция и Россия имеют великие традиции в области образования, но в сегодняшнем мире они уже не работают. Отчего мы слепо следуем канону, копя деньги, чтобы отправить детей в английскую или французскую частную школу? Не пора ли покончить с колониализмом в области образования, дав на педагогической сцене место новым актерам и режиссерам?

 
lingvistДата: Четверг, 17.02.2011, 02:51 | Сообщение # 9
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Задания 2009 года
http://www.oecd.org/dataoecd/47/23/41943106.pdf
 
Форум » Инновации в образовании » Влияние новых пед технологий на содержание обучения » Результаты PISA-2006 для России (15-летние школьники недостаточно грамотно читают?)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2019