Лингвист ДВ
И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Анна Ахматова «Мужество»
Среда, 21.08.2019, 19:58


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Я — изысканность русской медлительной речи, - Форум Регистрация Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Литературные страницы » Литературный календарь » Я — изысканность русской медлительной речи, (15 июня 1867 года родился Константин Дмитриевич Бальмонт)
Я — изысканность русской медлительной речи,
ТамараДата: Пятница, 06.06.2008, 16:06 | Сообщение # 1
Знаток
Группа: Проверенные
Сообщений: 44
Репутация: 1
Замечания: 0%
Статус: Offline
15 июня 1867 года родился Константин Бальмонт.

Литературоведы до сих пор не сошлись во мнении по вопросу, на какой слог его фамилии правильнее ставить ударение. Сам поэт предпочитал ударение на последнем слоге, на французский манер.
Он стяжал себе сомнительную славу самого пародируемого из всех русских поэтов начала ХХ века. Значит ли это, что его творчество уязвимо для ироничной критики и подтрунивания? Пародируют? — значит, стихи поэта известны, а его стиль узнаваем. И это правда — в период увлечения символизмом Бальмонт был самым популярным из литераторов, он провозглашен поклонниками «королём поэтов» (позднее этот титул у него будет оспаривать Игорь Северянин). Модный поэт в начале ХХ века — это общественное явление. Уровень и характер такой славы сопоставим разве что с популярностью нынешних поп-звезд первой величины. Для массовой публики Бальмонт стал воплощением идеального Поэта. И Константин Дмитриевич намеренно культивировал этот образ. Имя, звучащее как театральный псевдоним, выразительная внешность, в которой находили сходство и с Дон-Кихотом, и со знаменитым французским поэтом-символистом второй половины XIX века Стефаном Малларме, эксцентрический стиль поведения, в котором причудливо переплетались поэтическая романтика и жизненная реальность, — всё это способствовало созданию образа. Бальмонт откровенно играл на публику, играл роль Поэта — просветителя, вдохновенного трибуна, жреца Солнца, демонического любовника и т.п. Он сознательно культивировал стереотипы, которые сложились у обывателя в связи с образом идеального Поэта. Благодаря этому он был легко узнаваем и потому легко пародируем (особенно «повезло» стихотворению «Хочу быть дерзким, хочу быть смелым…», гимнам Солнцу и типичным для символистов стихам с включением разнообразных экзотических мотивов, ставшим мишенями многих десятков пародий и иронических перепевов).
«На каждом бальмонтовском жесте, слове — клеймо - печать - звезда - поэта», — писала Марина Цветаева по поводу 50-летия литературной деятельности Бальмонта. Она также утверждала, что если бы он зашел за папиросами в табачную лавку, то ни один лавочник не усомнился бы в том, что его покупатель — именно поэт.
В чем причины успеха поэзии Бальмонта? Прежде всего — в ее мелодичности, напевной «изысканности русской медлительной речи» (для воспроизведения которой Бальмонт изыскивал новые стихотворные размеры), приятных на слух вязких аллитерациях:

Ландыши, лютики. Ласки любовные.
Ласточки лепет. Лобзанье лучей…
или
Я вольный ветер, я вечно вею
Волную волны, ласкаю ивы…
или
Легкий лист, на липе млея
Лунный луч в себя вобрал…
или
Человек островов, что вулканами встали, виденьем возник смуглоликим.

Поэзия Бальмонта, в отличие от многих других коллег-символистов, оптимистична, светла, далека от мистики, роковых предзнаменований и прочих тревожащих души настроений, которыми было пронизано творчество современников.
Не надо забывать, что как и большинство символистов — Бальмонт был еще и талантливым переводчиком, тонко чувствующим поэтику санскрита, литовского, английского, испанского, армянского, грузинского и многих иных языков (в числе его переводов драмы Калидасы, «Жизнь Будды» Ашвагхоша и «Носящий барсову шкуру» Руставели).
Казалось бы, поэт с таким «имиджем», как у Бальмонта, не должен опускаться до суетных сиюминутных забот, тем более до таких сомнительных вещей, как политика. Однако Бальмонт никогда не оставался в стороне от всего, что волновало всю страну, старался отзываться стихами на важнейшие текущие события, мог выступать и в ипостаси бунтаря-агитатора.
В октябре 1905 г. (когда общая политическая стачка вырвала у самодержавия провозглашение политических свобод и парламент) Бальмонт пишет стихотворение «Русскому рабочему»:

Рабочий, только на тебя
Надежда всей России.
Тяжелый молот пал, дробя
Оплоты крепостные <…>
Ты знал нужду, ты знаешь труд,
Ты слишком знаешь голод.
Но ты восстал. С тобой идут
Все те, кто сердцем молод.
Будь тверд, яви еще свой суд, —
Острог не весь расколот.

Некоторые политические стихи Бальмонта были запрещены к публикации, что прибавило его поэтическому образу ореол «гонимого за правду». В 1917 г. он восторженно приветствовал Февральскую революцию, с которой связывал осуществление мечты о свободе и всеобщем счастье. Но октябрь 1917 г. показал, что революция оказалась иной, чем представлял себе романтик Бальмонт.
В 1920 г. он с семьей покидает Россию. «Революция есть гроза. Гроза кончается быстро и освежает воздух, и ярче тогда жизнь, красивее цветут цветы. Но жизни нет там, где грозы происходят беспрерывно. А кто умышленно хочет длить грозу, тот явный враг строительства и благой жизни», - писал Бальмонт в эмиграции, где старался продолжить плодотворную работу.
В СССР «буржуазный поэт» Бальмонт был на многие годы забыт. Если его поэзию и вспоминали, то далеко не лучшие стихи и только с разоблачительными целями - как образчик «упадничества». Ныне же очевидно, что Бальмонт был выдающимся представителем «серебряного века русской литературы», а его поэзия и сейчас радует благодарных читателей.

Добавлено (06.06.2008, 16:06)
---------------------------------------------
http://www.ruscenter.ru/81.html
Из литературного календаря

 
Форум » Литературные страницы » Литературный календарь » Я — изысканность русской медлительной речи, (15 июня 1867 года родился Константин Дмитриевич Бальмонт)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2019