Лингвист ДВ
И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Анна Ахматова «Мужество»
Четверг, 28.03.2024, 22:18


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Копилка со сказками - Форум Регистрация Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Полезности и нужности (для педагога) » Методическая копилка » Копилка со сказками (Система использования лингвистических сказок на уроках)
Копилка со сказками
ТамараДата: Среда, 23.04.2008, 08:29 | Сообщение # 1
Знаток
Группа: Проверенные
Сообщений: 44
Репутация: 1
Замечания: 0%
Статус: Offline
Как показывает практический опыт, одной из тем, являющейся наиболее важной для формирования орфографических навыков, является морфология. Именно на изучение данного раздела науки о языке отведено наибольшее число часов в 5 и 6 классах, а также весь 7 класс. Для более успешного усвоения материала, его закрепления и повторения, на наш взгляд, в 5-6 классе можно использовать систему лингвистических сказок, подача материала в такой форме вполне соответствует возрастным особенностям учащихся данных классов, способствует проявлению интереса к предмету, развитию творческого потенциала учащихся.
В самом начале 5 класса учитель-словесник объясняет ребятам, что необходимо приобрести дополнительную общую тетрадь в клетку, цветные карандаши или фломастеры, для того чтобы было возможным путешествие в сказочную Страну Русского Языка. Впоследствии эта тетрадь будет использована для записи сказок и иллюстраций к ним, сочинения собственных сказок. Важно, чтобы элемент сказочности появился уже на первых уроках, посвященных изучению морфологии. При этом сказка не должна заслонять собою тот лингвистический материал, над которым работает учитель, "сказочное" определение должно "переводиться" на язык научный, которым написан учебник. Сказка может предварять ознакомление с теоретическим материалом учебника, при этом учитель обязательно должен поставить перед детьми учебно-поисковую задачу, чтобы во время объяснения материала через сказку ученик не был пассивным слушателем, но был готов к тому, чтобы сделать определенные выводы, ответить на поставленные учителем вопросы. Лингвистическая сказка может также и следовать за ознакомлением с теоретическим материалом учебника. При этом также ставится учебно-поисковая задача перед детьми, однако в этом случае происходит уже не объяснение нового материала, а закрепление уже объясненного. Сказка может послужить и для актуализации знаний полученных учащимися ранее (в прошлом учебном году, в прошлом месяце и т.д.). В этом случае можно говорить о закреплении изученного материала с помощью сказки на лингвистическую тему. То, какое место на уроке учитель отводит лингвистической сказке, во многом зависит от индивидуальных особенностей класса, сложности изучаемой темы и, конечно, возможностями использования сказки при изучении данной темы. Как показывает опыт, наиболее продуктивной является сказка, в которой совмещаются элементы уже известного лингвистического материала (происходит "узнавание" известного через яркие образы, создаваемые в сказке) и нового, которое необходимо запомнить. Сказка, как уже было сказано выше, может послужить не только для повышения уровня теоретической подготовки учащихся, но и для формирования практических навыков.
Итак, приступая к изучению темы "Морфология", учитель приглашает своих питомцев в путешествие по Объединенному Королевству Грамматики, состоящему из двух отдельных государств, Синтаксиса и Морфологии.
 
ТамараДата: Среда, 23.04.2008, 08:33 | Сообщение # 2
Знаток
Группа: Проверенные
Сообщений: 44
Репутация: 1
Замечания: 0%
Статус: Offline
http://at1952.narod.ru/stories.html#story

Домики склонений имен существительных

При повторении в начале 5 класса темы "Имя существительное" сказка, посвященная склонениям существительных, помогает актуализировать знания о правописании падежных окончаний. Учитель рассказывает о том, что существительные живут в домиках на полянке. Домиков всего три. Для того чтобы попасть в домик, нужно ответить на вопрос (кто? что?). (Следует спросить, почему). Вход в каждый из домиков охраняет слово, которое помогает всем жителям домика изменяться одинаково: земля (1 скл.), конь (2 скл.), степь (3 скл.) (Данные слова имеют ударные окончания, что помогает проверке правописания окончаний существительных при подстановке в предложение или словосочетание; однако не следует избегать и традиционной проверки правописания окончаний: учащиеся должны уметь объяснить их через склонение и падеж. Таблица "трех трудных падежей" (родительного, дательного и предложного) помещается непосредственно после изображения полянки существительных, причем заполняется она при помощи "волшебных" слов. Необходимо также и обращение к материалу учебника (22, стр.38). Можно спросить у учащихся, на крыше которого из домиков склонений живет мягкий знак. (На крыше домика третьего склонения.) Таким образом, с помощью сказки на лингвистическую тему учащиеся актуализируют знания сразу о двух орфографических правилах, при этом учитель воспитывает у учащихся интерес к русскому языку, используя не только занимательную форму сказки, но и рисование, помогающее осмыслению языка.

Как было сказано выше, подобная работа должна вестись в системе. В конце 5 класса к уже изученному материалу добавляется новая информация об имени существительном. Сказка о трех домиках склонения пополняется информацией о существительных на -ий, - ия, -ие (особое склонение). По сказке, существительные особого склонения не успели добежать ни в один из трех домиков: пошел дождик. Они спрятались под зонтиком "И" (буква перед окончанием), поэтому в трудных падежах работает правило "двух букв "И": надо писать в окончании "И", а не "Е". В 6 классе следует рассказать про домик разносклоняемых существительных. На крыше этого домика живет суффикс "ЕН", на двери висит табличка "И", которая помогает не сделать ошибку в окончании.

Прикрепления: 0429593.jpg (43.2 Kb) · 9232046.jpg (40.5 Kb)
 
ТамараДата: Среда, 23.04.2008, 08:58 | Сообщение # 3
Знаток
Группа: Проверенные
Сообщений: 44
Репутация: 1
Замечания: 0%
Статус: Offline
ЕТЕ или ИТЕ? Куда вы полетите?
Сказка может создаваться и в процессе коллективного сотворчества учителя и ученического коллектива. На уроке, посвященном различению форм 2 лица множественного числа глаголов изъявительного и повелительного наклонений, учащиеся 6 "А" класса школы N 1952 предложили использовать сказку. 2 лицо множественного числа предстало в результате в виде планеты, с которой отправляются в космическое путешествие ракеты изъявительного и повелительного наклонений, которые приземляются, естественно, на разные планеты, существующие по разным законам. Если экипаж космического корабля выберет неправильный курс, то обязательно погибнет...

Добавлено (23.04.2008, 08:51)
---------------------------------------------
Московская негосударственная школа "Лотос"
Учительская
размещает работы учеников:
Лингвистические сказки на тему "дефис в слове"
Два короля

Давным-давно в одном далёком–далёком королевстве жили-были два короля. И было у них два города. В первом городе правил один король, а во втором другой. И были то два брата. Первый был точь-в-точь как второй.
Но не ладили между собой короли. И вот как–то раз первый король напал на второго. Второй король не ждал нападения. Волей-неволей пришлось ему давать отпор брату своему. Он кое-как собрал войско и пошёл на войну. Еле-еле смогли убежать войска вто-рого царя.
Войска же первого захватили юго–восток города противника. Понемногу придя в себя, второй царь вновь собрал армию и пошёл на противника. Долго ли, коротко ли они воевали, никто не знает.
Но мало–помалу придя в себя они поняли, что это глупо. И тут же помирились. И теперь живут они бок о бок в мире и согласии.

Нурлыев Рамиль
ученик 7 класса
Какой – то лес

Давным-давно я со своим лучшим-прелучшим другом, пошел в старый-престарый, какой-то хмурый лес. Мы пошли за чем-то неопределённым. Вошли мы с северо-восточной стороны. Траектория, по которой мы шли, была выпукло-вогнутой. Погода была по-осеннему холодной. Шли мы бок о бок. Потом мало-помалу мы поняли, что мы каким-то образом заблудились. И вот на какой-то поляне, мы остановились. После этого я заметил, что на этой поляне видимо-невидимо грибов. Волей-неволей руки потянулись к ним. Потом кто-то из нас нашел где-то в рюкзаке карту и чей-то мобильный телефон. Мой друг позвонил по какому-то номеру, и к нам вскоре кто-то приехал. Вот так закончилось какое-то путешествие в лес.

Феньков Илья
ученик 7 класса

Добавлено (23.04.2008, 08:58)
---------------------------------------------
Про Ь
Мягкий знак давно и безнадежно влюблён в букву Ш. Он ходит за ней, как тень, из слова в слово, но всё напрасно. Буква Ш терпеть не может букв, от которых никогда не добьёшься ни звука.

А Мягкий знак именно таков. Он робок ,застенчив, не пытается выделиться в строчке, занять в слове первое место. Он настолько тих и незаметен, что даже в контрольных диктантах нередко забывают о нём. Другим буквам нравятся эти качества…(По Феликсу Кривину.)

Прикрепления: 7201900.jpg (84.6 Kb)
 
retyaaasДата: Вторник, 20.08.2019, 15:31 | Сообщение # 4
Любопытствующий
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Замечания: 0%
Статус: Offline
https://cloud.mail.ru/public/2rfx/3QewmYDRq
 
ЗарянаДата: Вторник, 04.02.2020, 22:47 | Сообщение # 5
Любопытствующий
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Репутация: 0
Замечания: 0%
Статус: Offline
ого! инетерсно!
 
RihnattaДата: Среда, 05.02.2020, 22:53 | Сообщение # 6
Любопытствующий
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
Репутация: 0
Замечания: 0%
Статус: Offline
да, очень интересная информация!
 
oleg_petermanДата: Среда, 12.02.2020, 23:18 | Сообщение # 7
Любопытствующий
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Репутация: 0
Замечания: 0%
Статус: Offline
класс!
 
Форум » Полезности и нужности (для педагога) » Методическая копилка » Копилка со сказками (Система использования лингвистических сказок на уроках)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024