ССЫЛКА В настоящее время в современной школьной практике мы наблюдаем снижение уровня воспитанности и образованности учащихся, дегуманизацию в отношениях между подростками, ослабление воспитательного воздействия семьи. Усвоение весьма расплывчатых социальных норм, правил общения и поведения, отсутствие в обществе устойчивой системы ценностей оказывают негативное влияние на ориентацию подростка в системе социальных отношений и нередко становятся причиной девиантных поведенческих проявлений. Не для кого не секрет, что сегодня в массовых школах выросло число педагогически и социально запущенных детей, детей с задержкой психического развития, в связи с чем открываются классы компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения в рамках общеобразовательных школ и специальные общеобразовательные школы для трудных подростков, многие из которых состоят на учете в милиции.
Отечественная педагогика имеет богатый опыт работы с трудными детьми. В 20-х годах XX века эту работу осуществляли такие общественные организации, как: «Главное управление социального воспитания при Наркомпросе», «Деткомиссия при ВЦИК», «Детская социальная инспекция» и др. В 1921 году детские дома охватывали 205703 ребенка. Туда принимались дети от трех до шестнадцати лет. Дети 3—7 лет находились в дошкольных детских домах, с 7—16 лет – в школьных. Для детей до трех лет создавались дома ребенка при Наркомздраве.
Воспитание в детских домах предполагалось осуществлять на основе принципов коллективизма и организации трудовых процессов. На общем фоне своими позитивными результатами заметно выделялась колония, руководимая А.Я. Гердом и приют Н.В. Руковишников. Демократизация отношений с детьми, трудовое воспитание, семейная обстановка в детской среде явились основой педагогической системы А.Я. Герда. Система перевоспитания Н.В. Руковишникова включала в себя четкий режим дня, отсутствие телесных наказаний, регулярный надзор. Все свободное время воспитанников было занято чтением, трудом, экскурсиями и так далее.