Эффективный руководитель.Кто он? Руководитель – это лидер, лидер во всех его проявлениях. Важно уметь заинтересовать работников, привлечь их к общему делу, как бы вести за собой. Руководитель – это вожак, который обязан защищать своих сотрудников, заботиться о них.
Руководитель - это ответственность, это решение проблем, какими бы они ни были. И тут встает вопрос: а хватит ли силы воли и компетенции для принятия жесткого решения в критической ситуации, и при этом с полной ответственностью за свое решение. Если ответ отрицательный, то руководящая должность не для Вас. Руководитель должен быть волевым, когда нужно жестким, он должен понимать, что ответственность всегда на нем.
Руководить значит работать с людьми в тесном контакте, это непосредственная работа с человеческими ресурсами. Значит, руководителю необходимо знать психологию людей, психологию общения, при чем не просто знать, а уметь находить подход к каждому индивиду (а коллективы бывают разные…), выявлять особенности, навыки и умения каждого сотрудника. Это поможет при распределении функций между сотрудниками, при решении различных конфликтов, при организации взаимодействия между людьми.
Руководитель – человек разносторонний, он должен уметь адаптироваться к различным ситуациям (подчеркиваю: не меняться как хамелеон, а именно адаптироваться), но при этом у него должна быть четко занятая позиция. Я имею в виду, что люди должны знать, чего ожидать в той или иной ситуации, а не ждать, что решение проблемы будет зависеть от настроения начальника.
Работу в отделе или на предприятии в целом надо планировать, надо четко понимать и доносить до коллектива общие цели – «к чему мы идем и чего хотим добиться». Так вот реальное видение ситуации, постановка целей и задач, планирование деятельности ложиться на плечи нашего эффективного руководителя. Также важно расставлять приоритеты: что первично. Руководителю необходимо разработать план действий, ведущий к достижению поставленной цели. Действия и функции надо грамотно распределять и контролировать. Соответственно руководитель — это постановка конкретных и четко сформулированных задач. Если Вы не знаете, чего хотите, или не можете объяснить и донести до людей поставленную задачу, эффективной работы Вы не получите.
Чтобы персонал работал эффективно, нужно дать ему то, чего он хочет, то есть социальную защищенность, достойный заработок, самореализацию, профессиональное развитие. Руководитель должен вовлечь коллектив в общее дело, заинтересовать его и мотивировать. А это значит, что без знаний схем мотивации и факторов, мотивирующих людей, в руководителях нам делать нечего.
Руководитель — основа коллектива, его опора и управляющий, ведущий. Значит, учимся правильно подбирать команду. Ведь персонал – это не набор отдельных индивидов, это «человеческий механизм», который эффективно работает только в том случае, когда отдельные его элементы скоординированы и грамотно подобраны.
Руководитель подбирает себе не подчиненных, он подбирает себе команду, тыл, на который можно опереться. Очень важно доверять своим подчиненным, доверять тем людям, с которыми работаешь, знать, что они не предадут. Это важно не только с профессиональной, но и просто с человеческой точки зрения. Поэтому хорошему руководителю необходимы знания по формированию команды, по развитию персонала, по распределению ролей в команде.
Руководитель — это внешние коммуникации, это деловые переговоры, координация работы с другими отделами или фирмами-партнерами. Поэтому руководитель должен обладать коммуникативными навыками, уметь проводить деловые переговоры и пр.
И это далеко не все! Список можно продолжать практически бесконечно, ведь мир не стоит на месте, все меняется и совершенствуется. И кто, как не руководитель, топ-менеджер, должен следить за этими изменениями и вводить эффективные из них в работу своей команды?! Не забывайте: мы говорим об эффективной работе! Вот оно, ключевое слово, которое мы всегда должны помнить.