Орнамент
Орнамент для малых народов Приамурья – это своеобразный художественный мир, в котором условным языком выражены их мысли, мечты, понятия о гармонии природы. Художники не копировали природу – они отражали в узоре то главное, что определяло и символизировало смысл их трудовой деятельности и духовных запретов. Мастера не ставили цели добиться, например, движения в той или иной композиции. Динамизм узора как бы следует из самой природы народного искусства.
Орнамент
Орнамент мог быть составлен из геометрических, зооморфных и растительных мотивов. Композиционным чутьем обладали нивхские, ульчские и удэгейские мастера. Интересные композиционные приемы выработали нанайские мастера. В отделке применялись также чешуйчатые мотивы, чаще у нанайцев и «плетенка» у удэгейцев.
Орнамент
Ульчский вариант спирально-ленточного узора можно охарактеризовать как спирали, сгруппированные в кайме в отдельные (иногда соединенные, иногда и совсем разомкнутые) звенья.
Композиция орнамента всегда подчинена форме изделия, её размеру и узор, например, на халате точно соответствует округлости ворота или ломаной линии по его борту.
Орнамент
Мастерица могла самостоятельно составлять орнаменты для различных вещей. Орнамент для халата вышивать на одеяле или подушках нельзя, так как узор мог иметь магический или символический смысл.
У мастеров существовал золотой закон неповторимости. Он гласил, что любой узор художника не должен копировать орнамент его предшественников и современных ему вышивальщиц и резчиков. В каждой композиции узора должно быть свое оригинальное начало – и в линии, и в цвете.