Лингвист ДВ
И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Анна Ахматова «Мужество»
Четверг, 28.03.2024, 18:40


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная История как особая форма программирования - Форум Регистрация Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Уголок любомудра » Культура » История как особая форма программирования (по Щедровицкому)
История как особая форма программирования
lingvistДата: Среда, 27.10.2010, 11:20 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
В своих лекциях 1802 года Фихте впервые заговорил об "основных чертах современной эпохи" и ввел одну из базисных для двух следующих веков схему поступательного развертывания мышления. Не случайно Хабермас так остро отреагировал на события в бывшем СССР в 1991 году; в частности он заявил, что штурм Белого дома в августе 1991 ознаменовал собой конец концепции развития, выработанного немецкой классической философией. Я не хочу сказать, что согласен с этой точкой зрения. Я лишь подчеркиваю: контуры понимания эпохи и связанные с этим наборы объектов - единиц развития - меняются.
 
lingvistДата: Среда, 27.10.2010, 11:20 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Позавчера развитием был коммунизм, смена социально-экономических формаций, власть советов и советская форма демократии, унитарное государство, экономия от концентрации производства, создание единых энергопроизводственных циклов, новый человек, единая трудовая государственная школа. Вчера развитием стал рынок, развитие сферы услуг, семиотических инструментов, финансовая инженерия, региональное развитие и его политическая форма - федерализм, многообразие культур и педагогических систем... Сегодня... А что, собственно, сегодня есть развитие? Что признано развитием в эру "смещения власти" и "третьей волны" (я заимствую эти метафоры у О. Тоффлера)?

Можно, конечно, заполнить будущее ошметками прошлого и настоящего! Можно даже попробовать отменить развитие. Если очень жестко закрепить те или иные ценностные рамки и соразмерное им предметное содержание, развитие и история заканчиваются в точности по Фукояме. "Лошадь развилась до мертвой"?

Я подчеркиваю, что речь идет не просто об онтологии (знаниях, которые в данный момент признаны адекватно схватывающими мир-как-он-есть-на-самом-деле) и не просто о ценностях как направляющих индивидуальное или групповое целеобразование, но об онтопрактике - предельных рамках, позволяющих выбирать будущее. Важно, что при так понятом развитии принципиально меняется и логика.

* * *
Развитие обязательно предполагает, что по отношению к любой организованности материала или деятельности, так же как и по отношению к любому знанию и проекту, существуют как минимум две разные рамки, два разных способа употребления, две разные ценности, два разных горизонта мысле-действия (число два в этом контексте выступает фактически как "несколько"). Из внешней позиции мы понимаем, что они конкурируют друг с другом за один и тот же материал или организованность деятельности, тем самым превращая ее в ресурс. Наличие как минимум двух горизонтов будущего создает неопределенность реального процесса развития. Прав Кьеркегор: ни одна линейная схема процесса независимо от его содержания не есть развитие! Из прошлого в будущее мы попадаем благодаря решающему "скачку", который совершаем, выбирая из того, из чего логически выбрать нельзя, что для самого субъекта действия равнозначимо.

Вместе с тем, этот "выбор" всегда локален по отношению к совокупной практике МД. Возникает феномен "коридоров развития" (термин, встречающийся в работах Ла Руша), в которых и совершается таинство открытия будущего, как одновременного полагания и реализации ценностей, конкурентных друг другу - в том числе и нашей обыденной практике. Как я уже сказал, эти "коридоры" наполняются разным МД содержанием. И вот здесь мы подходим к основному вопросу.

Базовым моментом в этих процессах становится не столько то или иное конкретное будущее (будущее, взятое в своей содержательной конкретности), сколько определение зоны необходимого отказа. Конкуренция двух рамок или способов употребления одного и того же - ресурсный взгляд на деятельность и ее материал приводит к тому, что один из этих способов использования признается не-развитием (в каком бы языке мы ни фиксировали это приемлемым социокультурным образом). Развитие оказывается особой мерой деятельности. Если не произойдет отказа от того, что было, - деятельность будет воспроизводиться. Если произойдет отказ, расчистка пространства, освобождение от деятельности, то... То ничего не гарантировано. Отказ еще не есть развитие. Это лишь его предпосылка. Это лишь "место" для развития, которое принципиально неизвестно нам в своем содержании.

 
lingvistДата: Среда, 27.10.2010, 11:27 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
В этом плане между двумя мировыми войнами человечество, по всей видимости, вошло в зону принципиальной исторической неопределенности. Что будет завтра? Определения текущего момента страдают отсутствием "чтойности", конкретного содержания: постиндустриализм, постмодернизм, цивилизация постматериалистических ценностей. Пост... Пост... Пост...

В этих условиях, если не известно, куда идти, в политическом плане получают широкое распространение консервативные идеологии, а на их фоне возникают локальные антроподромы, где отрабатываются экспериментальные модели организации человеческой субъективности и группизма.

В этой ситуации развивающее обучение, соединившее философское наследие XVIII - начала XIX века с инструментализмом второй половины XIX столетия и мощностью современных гуманитарных технологий, может быть, остается последним островком определенности в разбегающемся мире. Если не известно, куда идти, надо накапливать культурно-исторический инструментарий, формировать способы мышления и деятельности. Это - достойный ответ! Но причем здесь развитие?!

* * *
В этом плане можно вернуться к содержанию философско-антропологического проекта начала века. Глядя на историю и сегодняшнее положение дел, мы понимаем, что человек во многом есть результат деятельности (функционирования) целого ряда социокультурных машин, отпечатанный (или, точнее, все время отпечатывающийся) на биологическом и биофизиологическом материале отдельного индивида или группы. При этом, как заметил еще К. Маркс, сущность человека лежит в сфере "надстройки" - в совокупности общественных (социокультурных) отношений, в которые он вступает в процессе своей жизни, а не в его биологической праорганизации. Мыслители XX века провели существенную критику психологизма и антропоцентризма, выявив и описав целый театр машин и механизмов формирования человеческой субъективности.

Но, вместе с тем, философская антропология начала XX века выдвинула гипотезу о том, что человек во многом есть то, что он делает из себя сам. Это самоделание (самоопределение и самопроектирование) "прорисовывается" поверх (а во многом вопреки) той определенности, которую несут различные мегамашины организации человеческого фактора.

В этом плане, пользуясь языком системо-мыследеятельностного подхода, можно выделить как минимум три модуса существования человека и человеческого в МД. Во-первых, последний выступает как носитель полных или редуцированных структур МД. Во-вторых, он может быть источником новообразований (нововведений) в МД. И, наконец, в третьих, человек выступает как гарант осуществления деятельности и реализации определенных проектов ее изменения, фактически, как знак возможного развития.

Какое место занимает педагогика в этом контексте? Мы уже заметили в самом начале статьи, что философско-антропологический проект человека-свободопользователя по своему содержанию оказался разрушительным для всего спектра педагогических технологий (включая и так называемую инновационную педагогику). В одной из своих лекций несколько лет назад я сказал, что развивающее обучение никогда не сможет "схватить" Гамлетову проблему. Педагогическая машина, со своей неповоротливой организационной структурой, высокими инфраструктурными издержками, низкой эффективностью, принципиально устаревшим содержанием, асимметричной структурой коммуникации и авторитаризмом принципиально неконкурентоспособна даже на рынке образовательных услуг и продуктов.

Можно согласиться с В. Давыдовым: педагогика действительно есть прежде всего машина воспроизводства деятельности. Человек, усвоивший определенную совокупность культурных норм и трактующий историю как арсенал средств деятельности, может быть и был "коридором развития" в конце XIX - начале XX века, в период второй волны индустриальной революции (индустриализации процессов потребления). Педагогика, выполнявшая эту задачу, также могла мыслиться как развивающая. В этом плане можно даже было говорить о "зоне ближайшего развития", никогда не отвечая на вопрос, зоной развития чего она является. Развитие исчислялось степенью "подгонки" человеческого материала под деятельность, в том числе под быстро меняющуюся деятельность. Однако, по принципу любая мегамашинная организация деятельности, будучи сама по себе очень эффективной для решения определенного класса задач, противостоит развитию и развивающим формам организации.

 
Форум » Уголок любомудра » Культура » История как особая форма программирования (по Щедровицкому)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024