Лингвист ДВ
И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Анна Ахматова «Мужество»
Суббота, 21.10.2017, 04:12


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Программа патриотического воспитания «Родники» - Страница 2 - Форум Регистрация Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 2 из 3«123»
Форум » Уголок любомудра » Об обществе и мире » Программа патриотического воспитания «Родники»
Программа патриотического воспитания «Родники»
lingvistДата: Среда, 18.03.2009, 14:18 | Сообщение # 11
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
http://www.kcn.ru/school/vestnik/n2.htm
 
lingvistДата: Среда, 18.03.2009, 14:20 | Сообщение # 12
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА
Р.Н. Галиахметова, к.п.н.

В 90-е гг. ХХ века были разработаны новые концепции воспитания учащейся молодежи в современном обществе (З.А. Малькова, Л.И. Новикова, А.А. Бодалев, В.И. Додонов, А.Ф. Иванов и др.): концепция творческой самодеятельности личности школьника (В.М. Коротов, Б.Т. Лихачев и др.), системно-социальная концепция школьного воспитания и др.

Описание концепции воспитания включает характеристику основных его компонентов: цели, содержание, принципы, средства и формы. В связи с этим возникает необходимость рассмотрения сущности воспитания, также возрастных особенностей молодежи студенческого возраста.

Современные студенты - это, прежде всего, молодые люди в возрасте 18-25 лет. На сегодняшний день отсутствует единый подход к возрастной периодизации, выделению фаз развития взрослого человека. По международной классификации, завершение юности и начало взрослости начинается для женщины с 20 лет, а для мужчин - с 21 года. Следовательно, основная масса студентов завершает в период обучения в вузе свою фазу юности и переходит в фазу взрослости.

Согласно исследованиям отечественных психологов, каждый возрастной период развития человека характеризуется следующими показателями: определенной социальной ситуацией развития человека в данный период; ведущим видом деятельности; основными психическими новообразованиями (от отдельных процессов до свойств личности).

Социальная ситуация развития будущего специалиста определяется прежде всего особенностями студенчества как особой категории молодежи, которая организационно объединена институтом высшего образования и получает профессиональную подготовку. Факт обучения в вузе укрепляет веру молодого человека в свои силы и способности, порождает надежду на полноценную, интересную в профессионально-творческом отношении жизнь и деятельность. Общение студентов идет главным образом в среде своих сверстников.

Для студента ведущими видами деятельности становятся профессионально-учебная и научно-исследовательская при резком росте самостоятельной (учебной, хозяйственной и т.п.). Приобретаемые знания, умения, навыки выступают для студента, как правило, в качестве средств будущей профессиональной деятельности.

Вместе с тем, развитие организма и личности студента характеризуются рядом противоречий: наступление физической, гражданской, умственной, трудовой зрелости не совпадает во времени. Отдельные виды зрелости, особенно умственной, трудовой, еще далеки от завершения. Это относится и к гражданской зрелости. Так, по данным центра социологических исследований МГУ, только 10% молодых людей в возрасте 17-24 лет регулярно обсуждают с друзьями вопросы политики. По данным Государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи, студенты составляют не более 2% от общего числа участников партий и движений. В то же время около половины опрошенных молодых россиян назвали себя верующими.

 
lingvistДата: Среда, 18.03.2009, 14:21 | Сообщение # 13
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Характерной особенностью студенческого возраста является потребность в достижениях. Если она не находит своего удовлетворения в основных для студентов видах деятельности, то смещается на другие сферы жизни (спорт, бизнес и т.п.). Человек должен найти для себя область успешного самоутверждения. В противном случае возможны невротизация, уход в болезнь, криминальные структуры. Особенность юношеского возраста - это открытие своего внутреннего мира, осознание своей индивидуальности, неповторимости, становление самосознания и формирование «образа Я». Самооценка осуществляется молодыми людьми путем сравнения идеального «Я» с реальным «Я». Но идеальное «Я» еще не выявлено, может быть случайным, а реальное «Я» всесторонне неосознано. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать неуверенность в себе, сопровождаться агрессивностью, развязностью, комплексом неполноценности.

Главное в студенческом возрасте - это профессиональная направленность на подготовку к выбранной профессии, которая очень индивидуальна и вариативна. Именно в этот период - перехода от юности к зрелости - идет становление личности человека. «Студенчество - центральный период становления человека, личности в целом, проявления самых разнообразных интересов», - пишет Н.А. Зимняя. Студенческий возраст - пора сложнейшего структурирования интеллекта, интенсивной и активной социализации человека как будущего «деятеля», профессионала.

Знание особенностей студенческого возраста позволяет выделить следующие концепции обучения и воспитания.

Концепция программированного обучения (Я.А. Коменский, Б.Ф. Скиннер, Н.Ф. Талызина и др.). Суть концепции программированного обучения заключалась в стремлении повысить эффективность управления процессом путем построения его в полном соответствии с психологическими знаниями о нем. Материальной основой программированного обучения является обучающая программа, созданная на основе пяти принципов.

Программированное обучение имеет свои плюсы и минусы. Положительным являются индивидуализация обучения, активизация самостоятельной работы студентов, развитие их внимания, наблюдательности; обратная связь обеспечивает прочность усвоения материала; работа по жесткому алгоритму способствует их логическому мышлению, но частая работа по заданному алгоритму приучает студентов к исполнительной деятельности, отрицательно сказывается на развитии творческого мышления, что необходимо будущему специалисту.

Концепция проблемного обучения (Сократ, К.Д. Ушинский, А.М. Матюшин, М.И. Махмутов, В.И. Вергасов, Н.Д. Никандров). Суть проблемного обучения заключается в специфике взаимодействия между участниками учебного процесса.

Преимущества проблемного обучения - это, в первую очередь, большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности студентов; оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления, осторожность и решительность и т.п. Кроме того, что очень важно, проблемное обучение обеспечивает прочность приобретаемых знаний, ибо они добываются в самостоятельной деятельности, это во-первых, и, во-вторых, здесь срабатывает известный в психологии интересный «эффект неоконченного действия», открытый Б.В. Зейгарник. Его суть в том, что действия, которые были начаты, но не закончены, запоминаются лучше: «между началом действия и ожидаемым результатом сохраняется актуальная связь, и нас мучит недоделанное, помнится не доведенное до конца. Оно всегда живо в нас, всегда в настоящем».

Модульное обучение (В.М. Гареев, Н. Фролов, Ю.Ф. Тамовеева и др.) - это четкая технология обучения, базирующаяся на научно обоснованных данных, не допускающая экспромтов, как это возможно в традиционном обучении, а рейтинговая оценка обученности студента позволяет с большей степенью доверительности характеризовать качество его подготовки.

По нашему убеждению, элементы педагогики сотрудничества и творчества должны составлять основное ядро любой методики обучения. К сожалению, наблюдается тенденция увлечения педагогами-практиками той или иной методикой обучения, игнорируя предшествующие. Такой односторонний подход к отбору методов недопустим, ибо это противоречит естественным законам эволюции. Закон эволюции предполагает многообразие закономерностей явления. Подобно природе, в педагогике нужны разные подходы, разные методы. Однообразие притупляет чувственное восприятие, снижает интерес к учебе. Чередование, комбинирование технологий обучения создает условия новизны, благоприятно воздействует на функциональное состояние участников учебно-воспитательного процесса.

Конъюнктурное обучение (С.С. Амирова). («конъюнктуре» (лат.) - соединять. Конъюнктурное обучение строится на принципах: модульности, проблемности, опоры на символико-знаковую и графическую визуализацию, свертываемости и переноса информации, интенсификации, самоконтроля, опоры на безущербность здоровью. Основные закономерности развития конъюнктурного обучения:
Интеграция педагогики - форм обучения, теории и практики, дидактических концепций.
Дифференциация образования и процесса обучения (комплектование учебных заведений, групп учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями, вариантность учебных планов и программ).

Конъюнктурное обучение призвано научить специалиста отстаивать свое мнение, логически развертывать свои доводы, готовить его к разрешению реальных проблемных ситуаций производственного и социологического характера, помогает выработать у человека психологическую устойчивость и уверенность в себе. В психических процессах человека при данном типе обучения доминирует произвольно-творческое и послепроизвольное внимание.

Анализ лекционных практических, лабораторных и других видов занятий различных форм учебной деятельности в учебных заведениях технического профиля (ПТУ, гимназиях, вузах) показывает, что преподаватели технических предметов большее предпочтение отдают конъюнктурному типу обучения, в котором логически соединены элементы двух и более технологий обучения. Сущность конъюнктурного обучения заключается в ликвидации однообразия методов обучения. Условием организации конъюнктурной технологии обучения является усиление психологического аспекта учебно-воспитательного процесса средствами интенсификации. Как показали наши исследования, в условиях непрерывного образования к таким средствам можно отнести:
а) вариантность учебных планов и программ, позволяющая дифференциацию деятельностей;
б) интегрирование дидактических концепций, позволяющее объединять технологии обучения и тем самым устранить однообразие в учении;
в) целостное представление содержания обучения;
г) использование оздоровительных приемов.

Компьютерное обучение (Б.С. Гершунский, Т.О. Васильчикова, А.Я. Соловьев, О.Ашхотов и др.). В основе компьютерного обучения лежит программированное обучение с использованием технического устройства высокого уровня - компьютера. Программное обеспечение компьютерного обучения включает в себя системную и обучающую программу (ОП). Роль программного обеспечения чрезвычайно велика, да и стоимость тоже.

Истоки концепции воспитания духовности лежат в русской философии конца XIX - начала XX вв. Н.А. Бердяева, В.С. Соловьева, В.В. Зеньковского, П.А. Флоренского, Н.В. Розанова, С.Н. Трубецкого и др. Их труды проникнуты идеей антропоцентризма, всемерного возвышения человека. Конечно, не все, что ими создано и написано, можно сегодня принять и взять на теоретико-практическое вооружение, но заключенный в их концепциях гуманистический потенциал, несомненно, важен.

 
lingvistДата: Среда, 18.03.2009, 14:21 | Сообщение # 14
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Социальная концепция формирования ценностных ориентаций учащейся молодежи предусматривает усвоение таких социальных качеств, которые позволяют выпускникам образовательных учреждений успешно адаптироваться в современном нестабильном мире и реализовывать свои творческие силы. Цель воспитания - проектирование и реализация индивидуальной «траектории» жизнедеятельности на основе усвоения социального опыта.

В современной теории и воспитательно-образовательной практике высшей школы в качестве приоритетных получили развитие идеи акмеологии и педагогики сотрудничества.

Акмеологическая концепция воспитания ориентирована на целостное развитие человека, духовно-нравственного потенциала его личности и индивидуальности в системе образования (Ю.А. Гагин, Н.В. Кузьмина, В.Н. Максимова, А.А. Реан, С.Ф. Эхов и др.). Теоретической основой данной концепции воспитания является акмеология - наука о факторах достижения вершин развития человека на каждом возрастном этапе его жизни.

В основе педагогики сотрудничества лежат идеи равенства, партнерства и взаимного уважения друг к другу участников воспитательно-образовательного процесса. Эти принципы совершенно неоспоримы в вузовском воспитании.

При разработке концепции развития нравственно-правовой культуры и создании обучающе-развивающей модели воспитания мы рассматривали высшую школу как единую образовательно-воспитательную систему, а процесс обучения как ведущий, тесно связанный с процессом воспитания.

Методологическими ориентирами построения концепции развития нравственно-правой культуры (Н.П.К.) являются такие подходы, как системный, деятельный, личностный, диалогический, синергетический, комплексный, эвристический.

Системный подход позволяет рассмотреть высшую педагогическую школу как целостную социально-педагогическую систему в тесной взаимосвязи и взаимодействии ее компонентов.

Личностный подход означает ориентацию при конструировании педагогической системы и осуществлении воспитательного процесса на личность как субъект, объект, результат и главный критерий его эффективности. Он требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы и предполагает опору в процессе воспитания будущего учителя на естественные процессы саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого существующих условий.

Деятельный подход как методологический принцип исследования воспитания будущего специалиста требует перевода студента в позицию субъекта познания, профессионально-учебного труда, научно-исследовательской деятельности и общения. Задача профессорско-преподавательского коллектива высшей педагогической школы - организовать полноценную в социальном, профессиональном и нравственном отношении жизнедеятельность студентов.

Системный, личностный и деятельностный подходы тесно связаны с полусубъектным (диалогическим), основанным на вере в позитивный потенциал человека, его неограниченные возможности самосовершенствования. Они развиваются только в процессе взаимоотношений с другими людьми, построенных по типу диалога.

Комплексный подход означает единство целей, задач, содержания, методов форм обучения и воспитания.

Эвристический подход позволяет усилить личную ориентацию.

Синергетический подход позволяет рассматривать педагогическую систему как взаимодействие двух относительно равновесных подсистем.

Структуру педагогической системы высшей школы составляют социально-педагогические отношения участников воспитательно- образовательного процесса - педагогов и студентов. Задача педагогов - изучать, формировать гуманистически ориентированную среду и максимально использовать ее воспитательные возможности.

Реализация основных идей, заложенных в концепции развития нравственно-правовой культуры, и разработка обучающе-развивающей модели воспитательной системы позволят создать необходимые условия для саморазвития будущего специалиста в ходе вузовского образования.

 
lingvistДата: Среда, 18.03.2009, 14:21 | Сообщение # 15
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
http://www.tisbi.ru/science/vestnik/2003/issue2/cult4.html
 
lingvistДата: Среда, 18.03.2009, 14:33 | Сообщение # 16
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Методические пособия и материалы

Проблема воспитания студентов педвуза
как носителей идей патриотизма

А.Ф. Шарафиева, кандидат педагогических наук
главный специалист КГПУ

Говоря о современной молодежи, более старшее поколение часто с упреком говорит о "приземленности" её потребностей, об излишней распространенности психологии индивидуалистического бытия, проявлениях безнравственности и бездуховности в поведении, отсутствии альтруистических начал и др.

Не менее часто, а может быть и более всего, негативно оцениваются "дети" "отцами" и по их отношению к идеалам служения Родине и патриотическим ориентациям. Абсолютно беспочвенным это мнение не назовешь, если принять во внимание данные социологов по результатам проводимых ими молодежных опросов, где выясняется, что многие молодые люди мечтают о жизни в более благополучной стране; негативно настроены к призыву на срочную военную службу; не ощущают привязанности к месту своего рождения.

Какая линия воспитательной стратегии могла бы выстраиваться в отношении пробуждения в будущих специалистах гражданско-патриотической направленности в условиях вуза?

Названная задача, независимо от её рейтинга в общей системе воспитательных задач, несомненно, нуждается в своем концептуальном обосновании с учетом новых идеологических ориентиров в современном российском обществе.

Прежде всего, нужно отметить, что в период ломки прежних ценностных устоев (распад СССР, утрата коммунистических идеалов, преобладание негатива в оценке уровня социального развития России на фоне преуспевающих стран) задача воспитания гражданского долга, патриотического настроя несколько утеряла свою доминирующую позицию. В первую очередь, это было связано с неопределенностью национальной идеи России как фундамента державности страны. Неопределенность выражалась в том, что долгое время мы жили в условиях полной неясности того, к чему должно стремиться общество, к каким социальным идеалам. Не случайно в такие периоды духовные ценности начинает "зашкаливать" и относить к опасным берегам. Этим можно объяснить, что в постсоветском периоде активизировались чуждые прежде идеологии наживы, фашизма, протестантизма, различных видов сектанства, гедонизма и др.

Сегодня наметилась линия на изменение ситуации в сторону активного привлечения внимания общественности к укреплению морального авторитета России в мире, к возрождению чувства гордости за принадлежность к гражданству в ней. Это отражает наметившийся более уверенный государственно-политический курс России. Другой причиной реабилитации внимания к проблеме является сложная ситуация с гражданским миром в течение длительного времени (военные столкновения в Чечне, гибель людей). Возросли потребности подготовки настоящих защитников Родины, так как невозможно и дальше мириться с временной утратой идеалов служения Родине.

Для нас интересно проанализировать, какой объем внимания уделен данному аспекту формирования личности о концепциях воспитания в современном вузе.

С этой целью мы обратились к двум концепциям, которые заслуживают внимания и получили положительную оценку в научных кругах.

I. Концепция воспитания жизнеспособных поколений российской молодежи. Авторы И.М. Ильинский, П.И. Бабочкин (г. Москва)

Воспитание патриотизма в личности связывается с воспитанием определенных идеологических установок:
идея особого российского пути развития, сочетающего черты культуры западных и восточных народов, но со своими неповторимыми особенностями (евразийский тип);
уникальность страны по обилию национальностей и народов, обусловленной своеобразием исторического пути;
со стремлением народов к общим позициям в культуре.

Авторы поддерживают линию на воспитание национального чувства россиянина, видя в этом залог будущего единства народов России. Они указывают на опасность бездумного заимствования ориентаций на европейский и американский типы личности и традиции этих стран.

Из наиболее важных воспитываемых качеств, которые должны быть в объективе внимания воспитателей, называются: честь, долг, дисциплина, самоотверженность и самопожертвование. Авторы указывают: "…на данном этапе, когда речь идет о выживании и спасении России, высшим элементом национального сознания молодежи должна стать идея добровольного служения Отечеству" (Ильинский И.М., Бабочкин П.И. Концепция воспитания жизнеспособных поколений российской молодежи. – М., 1999. – С. 12).

Таким образом, в рамках данной концепции упор делается на идеологический аспект патриотического воспитания и тесно увязывается с формированием национального самосознания учащейся молодежи, имея в виду общий российский менталитет.

2. Концепция воспитания студенческой молодежи Санкт-Петербургского государственного университета (Авторы: Лисовский В.Т., Мачульский А.И., Темный И.И.)

Особенностью подхода к воспитанию студентов в интересующем нас аспекте выступает его включенность в единую связку воспитания гражданственности, патриотизма, национального самосознания и правосознания личности.

Содержательно данная позиция раскрывается следующим образом.

К числу эффективных методов формирования гражданственности, патриотического и национального самосознания следует отнести целенаправленное развитие у студенчества в ходе обучения лучших черт и качеств национального характера русских людей и других народов России: любви к родной земле, доброты и широты натуры, высокой нравственности, упорства в жизни, духа дерзания, желания действовать, стойкости в испытаниях, самоотверженности, готовности пережить трудные времена, умения постоять за себя, достоинства и прямоты, справедливости.

Воспитание гражданственности у студентов вуза должно быть направлено, прежде всего, на формирование чувства ответственности за эффективность учебно-воспитательного процесса, в котором студент не только объект воспитательных усилий преподавателей, а полноправный участник. Отсюда вытекает необходимость воспитания у студентов чувства ответственности гражданина России за свой выбор профессии, понимание социальной значимости своего настоящего и будущего труда, за сохранение окружающей природы в условиях НТР.

На становление гражданственности будущего специалиста особое внимание оказывает воспитание у студента личной ответственности за все происходящее в вузе, активное участие его в системе студенческого самоуправления и соуправления.

 
lingvistДата: Среда, 18.03.2009, 14:34 | Сообщение # 17
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Сопоставляя суть концептуального подхода к воспитанию патриотизма с предыдущими авторами, можно сказать, что в последнем случае упор делается на социальную активность молодежи, на её деятельное участие, прежде всего, в делах самого вуза.

Говоря о нашем суждении по исходным позициям в понимании блока задач по патриотическому воспитанию студенчества в условиях педвуза, мы считаем важным разработку специальной программы, имеющей четырехкомпонентную целевую установку:
воспитание личностной убежденности в том, что ты очень нужен своей стране, республике, городу (социально – политический компонент);
стимулирование пробуждения чувства ответственности у студента за происходящее вокруг и формирование участливости к проблемам города, республики, страны (нравственный компонент);
воспитание гордости за свою Республику, за её социальные достижения; уважение к национальным традициям, воспитание качеств толерантности (регионально – национальный компонент);
воспитание профессионального отношения к значимости в личности её патриотической направленности (профессиональный компонент).

Последнее нужно выделить особо. Учитель в силу своей профессиональной принадлежности должен иметь активно-действенную позицию в своем отношении к данному вопросу, так как на него возложена миссия быть ответственным за воспитание в будущих учениках патриотических начал. Вот почему мы считаем важным видеть в своих студентах носителей патриотизма в его концентрированном и совершенном виде.

Само воспитательное направление в программе и плане воспитательной работы КГПУ имеет самостоятельную позицию и представлено комплексом форм и методов, сложившихся в опыте вуза, который постоянно обновляется и дополняется новыми идеями и технологиями.

 
lingvistДата: Среда, 18.03.2009, 14:34 | Сообщение # 18
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
http://www.patriot-rf.ru/met/problem/005.html
 
lingvistДата: Среда, 18.03.2009, 14:57 | Сообщение # 19
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

«РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕГО И

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
http://209.85.129.132/search?....%D0%BA% D0%B8%D0%B9+%D0%92.%D0%90.,+%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0+%D0%9B.%D0%98.+%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F+%D0%B8+%D0% BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0+%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85+%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1% 82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85+%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC&cd=43&hl=ru&ct=clnk&client=opera

 
lingvistДата: Среда, 18.03.2009, 14:58 | Сообщение # 20
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Караковский В.А.


ВОСПИТАНИЕ ЭФФЕКТИВНО, ЕСЛИ ОНО СИСТЕМНО

В.А. Караковский,
директор Центра образования № 825 г.Москвы
доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент РАО, лауреат премии Президента Российской Федерации, Народный учитель СССР

Воспитание в России, начиная с XI века, было основной педагогической категорией, наиболее емкой, интегрирующей и формирование, и развитие, и обучение человека.

С течением времени каждая эпоха наполняла своим содержанием, обостряя споры, обогащая теорию и практику. Нередко в споры о воспитании вмешивалось политики, и тогда под идеологическим давлением профессиональные действия педагогов ослабевали, приобретали конъюнктурную окраску. Но проходило некоторое время, менялись общественные и государственные ориентиры, и воспитатели-профессионалы выправляли допущенные перекосы и перегибы. Так волнообразно и развивался этот процесс.

Сегодня можно говорить об очередном приливе внимания к проблемам подрастающих поколений. Даже носители и представители власти, занятые до недавнего времени переустройством государства, переделом собственности и политическими интригами, признали, что воспитание молодежи запущено, и положение надо немедленно выправлять.

На самом высоком официальном уровне зазвучали утверждения, что воспитание в сегодняшней России - приоритет номер один, имеющий государственную и общественную самоценность. Признано даже необходимым выделить воспитание из системы образования как самостоятельную проблему. Произошел отказ от "теории самотека", от тезиса "воспитание - это насилие над личностью". Оно было признано педагогическим управляемым процессом.

Сегодня уже никто не спорит с тем, что воспитание человека происходит в трех ипостасях. Прежде всего. В процессе социализации и в этом смысле воспитание - процесс всеобщий. Все жизненное пространство, в котором формируется, развивается, реализует свое природное назначение человек, пронизано воспитанием. Это объективная реальность объективного бытия.

Одновременно с этим существует воспитание как деятельность педагогов в различных учреждениях образования. Это вторая ипостась. Как всякая целенаправленная педагогическая деятельность, воспитание в этом случае может и должно быть системным. Этим профессиональное воспитание отличается от непрофессионального.

Есть еще третья ипостась - самовоспитание личности, ее самостроительство, саморазвитие. Но эта сфера пока недоступна даже для большинства профессионалов, ибо речь идет о внутреннем мире развивающегося человека, мотивы которого часто лежат за пределами сознания и воли его. Но вернемся к профессиональному воспитанию.

Предметом наших размышлений будет воспитательная система школы. время одиночных, разрозненных, неупорядоченных действий в воспитании проходит. И, наоборот, все большую силу набирает движение воспитательных систем. Оно уже накопило достаточно большой разнообразный опыт, позволяющий обозначить общие признаки и закономерности в этом деле.

Прежде всего, совершенно очевидно, что воспитательная система конкретного образовательного учреждения не может возникнуть в результате постановления вышестоящих органов или желания администрации перенести на свою школу готовый (хоть и яркий) опыт другого педагогического коллектива
.

 
Форум » Уголок любомудра » Об обществе и мире » Программа патриотического воспитания «Родники»
Страница 2 из 3«123»
Поиск:

Copyright MyCorp © 2017