Лингвист ДВ
И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Анна Ахматова «Мужество»
Пятница, 26.04.2024, 17:38


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Психология мотивации в рекламе - Форум Регистрация Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Форум » Язык рекламы » Психология рекламы » Психология мотивации в рекламе (Установки и стереотипы в рекламной практике)
Психология мотивации в рекламе
lingvistДата: Среда, 10.12.2008, 16:09 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
http://www.easyschool.ru/books/12/69/13/
1. Установки и стереотипы в рекламной практике

2. Структура потребностей и мотивы с позиций
рекламного дела

3. Анализ мотивов и его использование в рекламе

Ключевые понятия темы:

установка, доминанта, стереотип, стереотип восприятия, стереотип мышления, стереотип поведения, отрицательный стереотип, положительный стереотип, нейтральный стереотип;

потребности в рекламе, иерархия потребностей, объективная потребность, осознанная потребность;

мотивы в рекламе, потребительские, эмоциональные, рациональные, Утилитарные, эстетические мотивы, мотивы престижа, мотивы уподобления и мотивы моды, мотивы самоутверждения, мотивы традиции.

1. Установки и стереотипы в рекламной практике

Как известно, любая информация, воздействуя на человека, может создавать у него социально-психологическую установку (аттитюд, от франц. attitude — положение). Под установкой принято понимать внутреннюю психологическую готовность человека к каким-либо действиям. Однако формирование социально-психологической установки, в том числе покупательской, может nponcxoдить под воздействием извне. В этом случае установка сама по себе оказывается как бы эквивалентной потребности.

Действительно, психологи считают, что любое воздействие на человека можно рассматривать с точки зрения теории установки. Когда оно имеет социальную природу, то говорят о социально-психологической природе установки. Понимание механизма действия установок облегчается пониманием действия принципа там называемой доминанты.

Психофизиологам хорошо известно, что деятельность человека во многом определяется доминантой — устойчивым очагом повышенной возбудимости в коре и подкорке головного мозга. Это ести то самое таинственное "что-то", что мешает или, напротив, заставляет человека предпринимать какие-либо действия в определенных ситуациях.

Считается, что доминанта в своем развитии проходит три стадии:

- на первой стадии доминанта возникает под влиянием внутренних химико-биологических процессов, с одной стороны, и внешних раздражителей, с другой стороны. В качестве поводов для подпитки доминанта привлекает самые разные раздражители;

- на второй стадии из прежнего множества действующих возбуждений доминанта выбирает группу, которая для нее особенно "интересна", в результате чего образуется условный рефлекс;

- на третьей стадии между доминантой и внешним раздражителем устанавливается прочная связь, так что раздражитель будет вызывать и подкреплять ее. Внешняя среда содержит определенные сигналы, на которые обязательно реагирует соответствующая доминанта.

Доминантный очаг обладает рядом специфических свойств, некоторые из них используются в рекламной деятельности. Эти свойства следующие:

- устойчивость во времени;

- способность, с одной стороны, как бы притягивать к себе различные внешние раздражители, а с другой - подпитываться ими;

- в конкретный интервал времени (минуты, часы, а в некоторых особых случаях — месяцы и годы) господствует одна доминанта;

- доминанта резко ослабляется в связи с ее естественным разрешением.

Доминанта — объективно существующий механизм человеческого мышления и поведения, тем не менее человек способен осознавать, корректировать прежние и создавать новые доминанты.

Исследователи установили, что в потоке различной и часто противоречивой информации покупатель не выбирает именно ту ин­формацию, которая могла бы привести его к рациональному, если не оптимальному выбору. Напротив, в этой ситуации он старается ухватиться за ту информацию, которая подтверждает его привычные представления и изначальные установки и которая не противоречит выбору, сделанному им прежде.

Можно говорить о внутреннем конфликте, о возникновении диссонанса в сознании потенциального покупателя, когда его прежние установки и привычные стереотипы покупки вступают в противоречие с обрушивающейся на него информацией.

В интересах рекламодателя необходимо, чтобы;

- привязанность, к товару потенциального покупателя, как и его предчувствие риска, была достаточна сильна;

- источник информации, вызывающей диссонанс в сознании покупателя, внушал ему доверие;

- диссонанс возник в благоприятное время, то есть незадолго до и немного после момента важного выбора.

В подобной ситуации психологического дискомфорта каждый старается уменьшить такое нарушение гармонии, чтобы избавиться от связанного с ним состояния напряженности. С этой целью либо избегают информации, которая сеет сомнения, либо отказывают в доверии источнику такой информации, либо прекращают ей доступ, отдавая предпочтение информации противоположного толка, которая не идет вразрез с собственными пожеланиями потребителя.

Рекламодатель должен действовать ненавязчиво, стараясь вызвать глубокое доверие покупателя, прилагать все усилия к тому, чтобы не допустить диссонанса или снизить его не только до, но особенно после покупки, когда потребитель наиболее чувствите­лен ко всему, что может поставить под сомнение его выбор. Именно в этот момент, когда он хочет, чтобы его поддержали в сделанном выборе, одобрили его, потребитель особенно восприимчив ко всякой информации — прямой или косвенной. Он только и хочет, чтобы его убедили, мало того, сейчас он и сам готов убеждать потенциальных покупателей.

Поскольку имеют место желательные и нежелательные доминанты, полезно ознакомиться с психофизиологическими способа­ми коррекции нежелательных доминант. Вот некоторые из них:

- воздействие доминанты существенно ослабляется рационально сублимированной деятельностью, отражающей сущность очага возбуждения;

- запрет, торможение "в лоб", выраженное обычно самоприказами типа "нельзя", "не делай!". Правда, их эффективность счи­тается относительно невысокой;

- переведение необходимых действий в автоматический режим;

- торможение прежней доминанты новой — наиболее эффективная техника.

 
lingvistДата: Среда, 10.12.2008, 16:38 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
установки и стереотипы в рекламной практике

Любая информация, воздействуя на человека, способна создать у него социально-психологическую установку (аттитьюд).

Установка — внутренняя готовность к каким-либо действиям.

Формирование установки может происходить под влиянием извне. В этом случае она приравнивается к потребности.

Любое воздействие на человека можно рассматривать с точки зрения теории установки. Принцип установки основывается на принципе доминанты.

Деятельность человека определяется доминантой - устойчивым очагом повышенной возбудимости в коре и подкорке головного мозга. Между доминантой и внешним раздражителем устанавливается прочная связь (по механизму условного рефлекса), так что раздражитель будет вызывать и подкреплять его. Внешняя среда содержит определённые сигналы, на которые обязательно реагирует соответствующая доминанта.

Свойства доминантного очага обладают рядом свойств, которые учитываются в рекламной практике:
Устойчивость во времени.
Способность притягивать из внешней среды определённые стимулы и подпитываться ими.
В конкретный интервал времени (минуты, часы и даже в некоторых случаях месяцы и годы) господствует одна доминанта.
Доминанта резко расслабляется в связи с её естественным разрешением.

Воспринимая поступающую из внешней среды неоднородную и противоречивую информацию, человек склонен воспринимать ту информацию, которая подтверждает его привычки, представления, установки, стереотипы и не противоречит выбору, сделанному ранее.

 
lingvistДата: Среда, 10.12.2008, 16:39 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
У человека возникает когнитивный диссонанс между поступающей извне информацией и привычными установками и стереотипами.

Когда у потребителя возникает диссонанс между его обычным покупательским поведением и новой информацией он стремится избавиться от возникшего дискомфорта и предпринимает следующие действия:
Избегает диссонирующий информации.
Отказывает в доверии к источнику данной информации.
Прекращает доступ диссонирующей информации, отдавая предпочтения информации противоположного толка, которая не вступает в противоречие с привычным поведением.

Способы коррекции нежелательных рекламисту доминант:
Запрет, торможение «в лоб», обычно выраженное приказами типа «нельзя», «не делай». Эффективность невелика.
Переведение необходимых действий в автоматический режим.
Торможение прежней доминанты новой. Наиболее эффективная техника.

Выработка новых доминант осуществляется посредством информационного, эмоционального и физиологического воздействия. Информационное воздействие наименее эффективное.

Пр. «Курение вредит вашему здоровью» — не срабатывает даже в среде медицинских работников, где наиболее осведомлены о последствиях курения.

Эмоциональное воздействие более эффективно.

Пр. при продаже автомобилей клиента усаживают в автомобиль, дают ему почувствовать удобство посадки, запах салона, послушность систем управления.

Основные свойства стереотипов:
Способность влиять на принятие решения потребителем, вопреки логике.
Пр. 40% людей отвергающих копчёную рыбу никогда её не пробовали.
В зависимости от характера установки (позитивной или негативной) стереотипы автоматически подсказывают одни доводы в отношении рекламируемого товара и вытесняют из сознания другие, противоположные первым.
Стереотип, в отличие от «потребности вообще», обладают выраженной конкретностью.

Стереотипы бывают:
положительными;
отрицательными;
нейтральными, стереотип «известности, но безразличия».

Задача рекламиста — выявить стереотипы и откорректировать их: положительные усилить, негативные - нейтрализовать или ослабить, нейтральный — сделать положительными.

В качестве примера приведём отечественные мифы и стереотипы, связанные с восприятием рекламы в России:
Существует некий универсальный трюк, который нравиться всегда всем клиентам. Этот трюк разовый. Главное в рекламе — найти этот сногсшибательный трюк.
Ошибка восприятия здесь состоит в переоценке рекламистом значения слогана или товарного знака. Любая рекламная кампания — это почти всегда система взаимосвязанных стратегий и тактик. Рекламисты — профессионалы высокого уровня считают, что успех оригинальной рекламы зависит не от необычайных слов и картинок, а от создания новых взаимосвязей из знакомых слов и картинок, т.е. новых стереотипов.
Реклама должна нравиться не клиенту, а рекламодателю, лицу, которое подписывает бумаги на оплату рекламных услуг.
Чем больше рекламы, те лучше. Реклама фирмы должна быть неизменной — так её легче опознать.
В оптимальном варианте реклама должна содержать постоянные, хорошо опознаваемы элементы, но часть из должна периодически видоизменяться. Даже самая хорошая реклама со временем становится назойливо неприятной.
С помощью хорошей рекламы можно стабильно продавать посредственного качества товары и услуги.
Можно, но в одном месте и один раз.
Чем больше затрат, тем лучше реклама.
Эффективность рекламы — это частное от деления результата на затраты. Повысить эффективность рекламы можно тремя способами: повысить результата, снизить затраты или сделать и то и другое одновременно.
Реклама всемогуща.
Реклама важное, но не единственное звено в цепи: производство — маркетинг — реклама — сбыт.

структура потребностей и мотивы

Товары и услуги существуют для того, чтобы удовлетворять потребности потребителей. Потребности тесно связаны с предметом, способным их удовлетворить. Более того потребность нередко осознается в тот момент, когда появляется предмет потребности.

Пр. у домохозяек не было потребности в пылесосах пока они не появились.

Современные рекламисты придерживаются теории трёх психологических состояний, в которых может находиться человек:
человек знает, что с ним происходит, и может это объяснить;
человек отдаёт себе отчёт в своих чувствах, но не может объяснить причину их возникновения;
человек ничего не знает ни о своём состоянии, ни о причинах, его вызвавших.

Второе и третье состояния — область анализа мотивов.

Мотивация поведения человека определяется его ценностными представлениями.

Иерархия потребностей человека:
Объективная потребность — потребитель ещё не осознаёт свою потребность в товаре или услуге.
Осознанная потребность — потребитель осознаёт свою потребность в чём-то, но ещё не найден объект потребности.
Поиск вариантов удовлетворения — очень часто выбор определяется случайными фактами, а не рационально.
Пробное потребление.
Оценка результатов — если оценка позитивная, человек становится приверженцем данного товара или услуги.

На каждой стадии — своя стратегия и тактика рекламной кампании. На первой стадии, когда осознанная потребность ещё не сформировалась, необходима длительная, мощная, хорошо продуманная и обычно дорогая реклама, включающая широкий диапазон каналов и методов психологического воздействия.

На стадии поиска вариантов применяется имиджевая реклама.

На последней стадии функцией рекламы становится напоминание о товаре или услуге.

 
lingvistДата: Среда, 10.12.2008, 16:40 | Сообщение # 4
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Классификация мотивов
Эмоциональные мотивы, стремление:
Приобрести привлекательность.
Сохранить внимание близких.
Выделиться из массы себе подобных.
Вызвать восхищение.
Быть принятым в определённой среде.
Преодолеть страх.
Удовлетворить любопытство.
Почувствовать себя комфортно.
Рациональные мотивы:
Низкие цены.
Долговечность.
Практичность.
Экономичность.
Утилитарные мотивы — в первую очередь учитываются эксплуатационные характеристики товара: гарантийный срок, возможность отдать в ремонт и т.д. В рекламе нужно указывать такие характеристики как надёжность, долговечность, удобство эксплуатации и т.д.
 
lingvistДата: Среда, 10.12.2008, 16:40 | Сообщение # 5
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Эстетические мотивы — относятся к числу самых сильных и долговечных. В первую очередь оцениваются внешний вид, упаковка, привлекательность формы, возможность гармонировать с другими предметами. В рекламе: «современные дизайнерские решения», «гармония цвета и формы», «благородство линий» и т.д.
Мотивы престижа — товары как индикатор социального статуса, положения в обществе или в определённой социальной группе.
Пр. О. Феофанов (мэтр отечественной рекламы) спросил одного английского миллионера на какой машине он ездит. Он ответил, что на «Ягуаре». «Неужели ты не можешь позволить себе купить «Роллс Ройз»?» Я куплю его, когда меня сделают сэром, а сейчас меня сочтут выскочкой. Через некоторое время его сделали сэром и он купил себе эту машину.
Мотивы уподобления и мотивы моды — использование в рекламе знаменитостей. Потребитель, покупая товар, отождествляет себя со знаменитостью и чувствует себя приобщённым к тому образу жизни, к тому кругу, к которому причисляется знаменитость. Мотив уподобления считается весьма сильным мотивом.
Мотив самоутверждения — в конце 20 века потребление товаров превращается в форму самореализации. В современном обществе индивиды больше не соперничают друг с другом в обладании благами; они самореализуются в своём потреблении, каждый сам по себе. Идёт игра в повышение социального статуса.
Мотивы уподобления и самоутверждения — две противоположности. В рекламе тонко обыгрывается один психологический парадокс. Реклама, представляя потребителю некий товар, апеллирует к инстинкту солидарности. Однако потребитель покупает эту вещь в первую очередь для того, чтобы отличаться от других. Людям по-прежнему хочется того, чего нет у других, и в тоже время абсолютное большинство из них желает только одного — владеть тем, что есть у других. Этим объясняется двойственность рекламы. Реклама активно использует две формулы одновременно: «Покупайте это, потому что оно ни на что не похоже» и «Покупайте это, потому что этим пользуются все». Каждый чувствует себя оригинальным, хотя все похожи друг на друга.
Этой же цели служит употребление в рекламном сообщение обращения «Вы». Это с одной стороны вежливое обращение в единственном лице, т.е. персонализация; с другой стороны это обращение к коллективу во множественном числе. Поэтому рекламное обращение «Вы» целесообразнее обращения «Ты».
Мотивы традиции — обусловлены национально-культурной спецификой различных регионов.
 
lingvistДата: Среда, 10.12.2008, 16:41 | Сообщение # 6
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
Другие глубинные мотивы, часто используемые в рекламных кампаниях:
Чувство уверенности.
Надёжность.
Самоудовлетворение.
Творческие наклонности (ремонт, приготовление различных блюд из рекламируемых товаров).
Объекты любви.
Семейные традиции («Добрые старые времена — родное сладкое домашнее вино, которое делала бабушка»).
Бессмертие (в страховании — вы и после смерти будете заботиться о своей семье).
Зависть.
Недоверчивость («Не верите? Позвоните и убедитесь!»).
Лесть («Серьёзные собаки для очень серьёзных людей»).
Просто приобретательство — психологи считают, что страсть к приобретательству естественное свойство для 90% людей.
 
lingvistДата: Среда, 10.12.2008, 16:42 | Сообщение # 7
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
источник
http://mc-artefact.ru/mi/articles/view/useful_stereotypes
 
lingvistДата: Среда, 10.12.2008, 16:42 | Сообщение # 8
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
http://ccn.ccgrp.ru/ccg481/Print.php?NewsID=105
 
lingvistДата: Среда, 10.12.2008, 17:07 | Сообщение # 9
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
http://psy.rin.ru/cgi-bin/article.pl?id=1729
 
lingvistДата: Среда, 10.12.2008, 17:08 | Сообщение # 10
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1521
Репутация: 1
Статус: Offline
http://sm100.ru/book/advertisement/07.html
 
Форум » Язык рекламы » Психология рекламы » Психология мотивации в рекламе (Установки и стереотипы в рекламной практике)
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024