Осваиваем Единую Коллекцию цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования.
Единая Коллекция создается в ходе проекта "Информатизация системы образования", реализуемого Национальным фондом подготовки кадров по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации.
Формирование Коллекции происходит в несколько этапов. Сейчас в коллекции размещены наборы цифровых ресурсов к отдельным главам учебников, тематические коллекции. Единая Коллекция ежедневно пополняется новыми цифровыми образовательными ресурсами.
Первый этап наполнения Коллекции закончится 30 июня 2008 г.
Коллекция включает в себя разнообразные цифровые образовательные ресурсы, методические материалы, тематические коллекции, инструменты (программные средства) для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса.
Методические рекомендации по использованию набора ЦОРов
Современное образовательное пространство предполагает создание богатой и разнообразной информационной и инструментальной среды, которая открывает учащимся возможность познавать мир всеми органами чувств, включаться в самостоятельную исследовательскую, проектную деятельность, творчески самовыражаться, овладевать необходимыми навыками работы с различными источниками информации. Такое образовательное пространство немыслимо без использования современных информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в процессе обучения.
Самый эффективный способ школьного использования компьютера заключается в его интенсивном применении учителями и учениками при решении конкретных учебных задач в процессе освоения каждого учебного предмета. Литература здесь не является исключением. Однако при построении учебного процесса с использованием ИКТ необходимо учитывать специфику учебного предмета литература.
Известно, что литература не относится к тем предметам, в которых на первый план выступают информативный (знания) или репродуктивный (умения) компоненты содержания образования. То есть к предметам, рассчитанным, в основном, на репродуктивную, "технологичную" деятельность с выходом на четко фиксированный, детально описанный ожидаемый результат обучения, жесткую управляемость учебным процессом, которая может быть легко задана с помощью компьютерных технологий.
Ведущие компоненты содержания образования при изучении литературы - эмоционально-ценностный и творческий. Результат обучения: личностную интерпретацию художественного теста, отраженную в тексте сочинения, созданном учеником, в выразительном чтении текста, в художественно-творческой работе, в устном развернутом высказывании личностного характера, а тем более изменения в духовной сфере учащегося - трудно, если не невозможно проверить на компьютере. Обучение на уроках литературы ведется на основе решения проблем (постановка проблемы, сбор данных, выдвижение гипотезы, ее проверка), как поиск не только нового знания, но и личностных смыслов. Характерная черта учебной деятельности - формирование культуры рефлексивного мышления, дискуссионность. Тесты, проверяющие знания в области теории и истории литературы, умения поисковой деятельности (отличить эпитет от олицетворения; найти границы эпизода; найти портрет, пейзаж и т.п.) не могут быть кардинальным средством проверки эффектив
ности изучения литературы, имеют только вспомогательное значение. Отличие литературы от "компьютерных" дисциплин говорит о том, что она дает школьнику в личностном развитии то, чего не может дать ни один школьный предмет. Несмотря на указанные особенности литературы как школьного предмета, не поддающегося в своем существе компьютерной регламентации, средств, которыми может располагать учебник и дополняющие его книги для самостоятельного чтения, для полноценного осуществления литературного образования школьников недостаточно. Информационные и коммуникационные технологии могут и должны найти самое широкое применение в школьном изучении литературы.
Так, литературные произведения в школе изучаются на широком историко-культурном фоне, с опорой на артефакты других видов искусств. Этот принцип предполагает самое широкое использование наглядности на уроках литературы.
Имеются в виду фотоизображения портретов писателей и поэтов; экспонатов музейных фондов; мест, связанных с жизнью и творчеством художников слова; первых изданий их произведений; вещей, предметов, которые помогут воссоздать исторический облик эпохи; картин и рисунков как правдивых свидетельств об эпохе; афиш спектаклей; рисунков и автографов писателей и поэтов; иллюстраций к произведениям; картин, созданных по мотивам произведений; а также картин, близких к произведению по теме, художественному направлению; эскизов декораций; костюмов и т.п.
Столь же необходимо использование на уроке аудиозаписей
музыкальных произведений, написанных на литературные сюжеты, образцов художественного чтения, звукозаписей фрагментов спектаклей.
Обогатят урок видеоизображения: фрагменты кинофильмов, мультфильмов, театральных постановок, опер и балетов по изучаемым произведениям; заочных экскурсий по местам, связанным с сюжетами произведений, жизнью и творчеством писателей;
Невозможно изучать литературу без обращения к наглядно представленным текстовым материалам. Они могут быть посвящены сопоставлению первоначальных и окончательных вариантов произведений; текстам критических статей; черновым рукописям, беловым автографам, гранкам или страницам книг с авторской пометкой.
Полезным при изучении литературы оказывается и использование
синхронистических таблиц, карт путешествий писателей, схем и таблиц по теории литературы, планов литературных произведений, схем сюжетного развития действия, схем конфликтов, группировки действующих лиц, хронотопа жизни героя в произведении, хронологических таблиц, разметки партитуры чтения при подготовке к выразительному чтению и т.д. Особенно, если с ними можно работать в интерактивном режиме. В этом случае уместно использование не только схем и таблиц, но и анимаций, интерактивных тренажеров, компьютерных тестов.
Перечисленные средства наглядности, которые могли бы обогатить, визуализировать учебный процесс, активизировать не только логическое, но и образное мышление учащихся, их эмоциональную сферу, в последние десятилетия практически не издавались. Многие из них изношены, вышли из строя, морально устарели. Возобновлять их в печатном виде или в виде диафильмов, слайдов, кинокольцовок и т.п. теперь, когда существуют электронные носители, а школы компьютеризируются, вряд ли целесообразно. Обременительно их хранение в школьном кабинете. Громоздка и неудобна организация их использования в учебном процессе во время урока, особенно если желательно сочетать видеоизображение, звукозапись, фотоизображение, графическую наглядность. Наглядные пособия на электронных носителях удобны в применении, выгодно отличаются высоким качеством изображения, звучания. Могут быть использованы учениками для собственных компьютерных презентаций по индивидуальным темам исследований, в интерактивной работе
на компьютере.
Кроме визуализации процесса изучения литературы, воздействия на различные органы восприятия учащихся при обращении к каждой теме, использование ИКТ, в частности Интернета, открывает широкий доступ к дополнительным источникам информации. Это и тексты художественных произведений, с которыми школьники знакомятся самостоятельно, и фрагменты литературоведческих, критических работ, и мемуары, и медиалекции; и цифровые энциклопедии, словари. Систематическое обращение к Интернет-ресурсам за информацией способствует развитию умения работать с различными типами информации, создавать гипермедиа сочинения, формирует культуру самообразования и коммуникативную компетентность.
Несмотря на то, что целью изучения каждого художественного произведения в школе является его личностное прочтение и интерпретация каждым учеником, способствующие образовательно-воспитательному воздействию на духовный мир школьника и его ценностные ориентации, в процессе изучения литературы учащиеся осваивают широкий круг теоретико-литературных, историко-литературных, библиотечно-библиографических и др. знаний. Для закрепления и проверки этих знаний могут широко применяться тренажеры и итоговые тесты - интерактивные формы работы на компьютере.
Таким образом, главное при изучении литературы в основной школе - приобщить учащихся к чтению высокохудожественных произведений. Это значит сформировать у школьников постоянную потребность, погружаясь в мир высокохудожественного произведения, переживать и размышлять, наслаждаться, обогащать свою духовную жизнь, формировать через общение с автором произведения ценностное отношение к себе самому, близким и далеким людям, природе, культурным артефактам. Читательское развитие человека неотделимо от его личностного, духовного развития. Оно находит выражение в речи, ее словарном, синтаксическом и стилистическом богатстве, в выразительном чтении художественного текста, в продуктах духовной, творческой деятельности личности, представленных и в цифровом формате.
Для продуктивности такой читательской деятельности нужны достаточно развитые качества: воссоздающее и творческое воображение; образное, ассоциативное и логическое мышление; наблюдательность, память; созерцательность; эмпатия - эмоциональная отзывчивость; способность и потребность оторваться от повседневности, быта и приобщаться к размышлению над метафизическими, бытийными проблемами.
Нужны также хотя бы элементарные историко-литературные знания (об эпохе создания произведения, ее бытовых реалиях; об отдельных фактах биографии писателя, связанных с данным произведением). Нужен и определенный культурный кругозор; нужны теоретико-литературные знания о взаимосвязи формы и содержания художественного текста; библиотечно-библиографические навыки, а на современном этапе и навыки владения информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ). Все эти читательские и, одновременно, личностные, духовные качества в процессе литературного образования должны шлифоваться, совершенствоваться.
Использование ИКТ открывает новые возможности для работы по всем этим направлениям при изучении литературы, позволяет решать проблемы литературного образования в школе на качественно новом уровне.
Определяя типы цифровых образовательных ресурсов, подлежащих разработке, мы исходили из задачи встроить ИКТ в существующую организационную модель учебной деятельности, оптимизировав и расширив ее возможности. ЦОР рассчитаны на использование в классно-урочной системе обучения современной школы с ее ориентацией на дифференциацию и индивидуализацию обучения, на включение элементов модульного подхода к организации учебного процесса, проектного метода обучения.
Наиболее актуальными в школьном изучении литературы представляются следующие типы цифровых образовательных ресурсов: фотоизображения, видеофрагменты, аудиофрагменты, анимации, тексты, схемы и таблицы, тренажеры, тесты, Интернет-ресурс. Они найдут применение как в классной, так и в домашней работе по литературе на всех этапах изучения литературного произведения или литературной темы.
На вступительных занятиях к изучению произведений предстоит
актуализировать текст для школьников, подготовить учащихся к его восприятию, создать "установку" на чтение; пробудить интерес к произведению, сформировать читательские ожидания. Эти задачи помогут решить следующие элементарные информационные источники:
фотоизображения (портреты и фотографии писателей и поэтов; экспонаты музейных фондов; места, связанные с жизнью и творчеством художника слова; первые издания их произведений; вещи, предметы или их изображение, которые помогут воссоздать исторический облик эпохи; картины и рисунки как правдивые свидетельства об эпохе; афиши; рисунки и автографы писателей и поэтов, др.);
аудиозаписи (голоса писателей, поэтов; музыкальные произведения, например вальс Грибоедова; исполнение произведений авторами, др.);
видеоизображения (экскурсия по местам жизни и творчества художника слова);
тексты (фрагменты высказываний литературных критиков, литературоведов; фрагменты автобиографий, писем писателей и др.);
и информационные источники сложной структуры:
цифровые литературоведческие словари; энциклопедии;
интернет-ресурс;
На этапе выявления первоначального восприятия прочитанного важно выяснить, прочитан ли текст, насколько он понят, насколько заинтересовал учащихся. Важно также пробудить в учениках потребность в обдумывании впечатлений, создать "установку" на анализ произведения.. Наряду с перечисленными цифровыми ресурсами, использовавшимися на предыдущем этапе работы над текстом (к ним учитель может вновь обратиться), целесообразно использовать информационные источники сложной структуры:
тесты на знание текста, классифицированные по параметру сложности (узнай героя по высказыванию; соотнести деяния и имя персонажа летописи; соотнести цитату с пунктом плана, обозначающим события произведения; др.)
На этапе анализа текста происходит углубление и корректировка первоначального восприятия и оценки произведения. Под руководством учителя учащиеся от собственных впечатлений о событиях и героях поднимаются до постижения авторской позиции, выраженной в произведении, корректируют свою интерпретацию текста в свете объективного смысла произведения. Могут быть широко использованы элементарные информационные источники:
фотоизображения (см. перечисленные выше и дополнительно: иллюстрации к произведению; картины, созданные по мотивам произведений; картины, близкие к произведению по теме, художественному направлению; эскизы декораций; костюмы; афиши спектаклей; др.).
аудиозаписи музыкальных произведений, написанных на литературные сюжеты, образцы художественного чтения, звукозаписи фрагментов спектаклей;
видеоизображения: фрагменты кинофильмов, театральных постановок, опер и балетов; экскурсий по местам, связанным с сюжетом произведения; анимация; др.; медиалекции;
тексты литературных произведений, их первоначальные и окончательные варианты; тексты критических статей; черновые рукописи, беловые автографы, гранки или страницы книг с авторской пометкой;
схемы: синхронистические таблицы, карты путешествий писателя, схемы и таблицы по теории литературы, планы литературных произведений.
Информационные источники сложной структуры:
интерактивные тесты-тренажеры на усвоение содержания произведений (распределительные, соотносительные, выборочные);
интерактивные тесты-тренажеры на усвоение теоретико-литературных и историко-литературных понятий, изобразительно-выразительных средств художественного языка, классифицированные по параметру сложности;
анимации (например, интерактивная работа над картой путешествий литературного героя);
цифровой литературоведческий словарь, цифровая энциклопедия;
интернет-ресурс по теме.
На заключительных занятиях учащиеся воплощают пережитое, обдуманное при чтении на основе опыта анализа произведения в разнообразной творческой деятельности, защищают свою читательскую интерпретацию текста. Они пишут сочинения, создают гепермедиа сочинения или рефераты, презентации, мультимедиа композиции и т.п. При этом могут использоваться элементарные информационные источники:
Фотоизображения (все названные выше виды);
Аудиозаписи (все, названные выше);
Видеоизображения (все, названные выше);
И информационные источники сложной структуры:
цифровой литературоведческий словарь; цифровая энциклопедия;
интернет-ресурс по теме.
Учитель на заключительных занятиях может прибегнуть к проверочным тестам на выявление знаний по литературе (содержания произведений, их жанров, авторов, героев, сюжетов, композиции, изобразительно-выразительных средств языка); использовать текстовые материалы, в которых подводятся итоги изучения темы.
Таким образом, наборы ЦОР могут найти достаточно широкое применение при изучении литературы в школе, модернизировать и оптимизировать этот процесс в русле современных технологий обучения.
Применение ЦОР при изучении литературы определяется информационным пространством школы, наличием компьютеризированных рабочих мест в классе и дома у учащихся. Так, при наличии только на рабочем месте учителя компьютера, оборудованного принтером и подключенного к проектору, можно планировать демонстрацию разнообразного наглядного материала на экране во время урока. Можно распечатывать раздаточный материал, конспекты уроков, приглашать к компьютеру учащихся во время урока для выполнения индивидуальных заданий, тестирования или работы с тренажерами в ходе индивидуальных занятий. Компьютер может служить копилкой творческих работ школьников: презентаций, гипермедиа или обычных сочинений, рассказов, стихотворений, написанных школьниками и т.д. При наличии компьютерного класса, кроме перечисленных форм работы, интерактивные тренажеры и тесты могут включаться как этап урока для всего класса. Цифровые образовательные ресурсы могут быть рекомендованы школьникам для использования при
выполнении домашних заданий. При наличии соответствующих программных средств учащиеся, используя ЦОРы, могут создавать, компоновать текстовые и гипер-мультимедиа композиции, информационно-справочные подборки и т.п.
То есть автоматизация процессов информационно-методического обеспечения позволит учителю литературы, не затрачивая больших усилий и времени, широко применять на уроках самые разнообразные средства наглядности, сочетая их. Это даст возможность конкретизировать представления учащихся о тех или иных реалиях культурной жизни эпохи определенного периода, жизни и творчества писателя; ввести их в творческую лабораторию автора; подкреплять работу над теоретико-литературными знаниями схемами, таблицами и т.п. С применением ИТК учебный процесс приобретает большую информативность, наглядность, становится более увлекательным. Тесты-тренажеры и проверочные тесты расширяют возможности быстрой и эффективной проверки знаний школьников и высвобождают время на анализ их творческих работ.
Ученикам использование ИТК в учебном процессе открывает широкий доступ к информационным источникам, визуализирует изучаемый материал, позволяет индивидуализировать учебную работу по предмету, а в случае болезни и отставания от класса успешно ликвидировать пробелы в знаниях. Использование ИКТ создает условия для новых видов самостоятельной работы школьников: компьютерных презентаций по темам школьной программы, по темам, выбранным для самостоятельного исследования. Такой подход уподобляет деятельность ученика деятельности исследователя, творца.
Принцип творческой свободы учителя, организующего учебный процесс в конкретных условиях, составляющего конспекты уроков с учетом особенностей освоения учебного материала конкретным классом, а также принцип творческой свободы ученика использовать тот или иной электронный ресурс при выполнении домашнего задания, исследовательской работы обусловливает форму подачи цифровых образовательных ресурсов. Считаем целесообразным создание наборов ЦОР различных видов по каждой теме курса в каждом классе без привязки определенного электронного образовательного ресурса к конкретному уроку. Это сделает сам учитель. Нашу задачу мы видим в том, чтобы снабдить учителя и ученика как можно более полным набором различных по форме цифровых образовательных ресурсов, из которых и учитель и ученик смогут выбирать приемлемые для них на каждом конкретном этапе обучения для цели конкретной работы. Однако в методических рекомендациях к набору ЦОР мы предлагаем примерное поурочное распределение ЦОР с уче
том примерного тематического планирования и наличного учебного времени на изучение каждой темы. Наборы ЦОР, методические рекомендации по их использованию в учебном процессе разрабатываются в соответствии и применительно к учебникам, учебным и методическим пособиям по литературе, выпускаемым издательством "Мнемозина". Приведем их перечень:
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы.Авт.-сост.: Г.И.Беленький, Э.А.Красновский, Ю.И.Лыссый, О.М.Хренова/ под ред. Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого. -3-е изд. испр. и дополн. - М.: Мнемозина, 2006. - 141с.
5 класс
Литература. Начальный курс. 5 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В двух частях. Ч.1/ Авт.-сост.: М.А.Снежневская, О.М.Хренова, Э.Э.Кац - 272с.: ил. (Ч.2 -272 с.: ил.). Учебник в производстве.
Над раскрытой книгой: Произведения литературы для чтения и бесед. 5 кл./ Авт.-сост. В.М.Шамчикова/ Под ред. М.А.Снежневской. - М.: Мнемозина, 2002. - 399с.: ил.
Методические советы к учебнику-хрестоматии для 5 кл.: Литература. Начальный курс: Пособие для учителя/ Под ред. М.А.Снежневской. - М.: Мнемозина,2001. - 223с.
6 класс
Литература. Начальный курс. 6 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В двух частях. Ч.1/ Авт.-сост.: О.М.Хренова, М.А.Снежневская. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Мнемозина, 2004. - 328с.: ил. (Ч.2 - 303с.: ил.).
Над раскрытой книгой: Произведения русской и зарубежной литературы для чтения и бесед. 6 кл./Авт.-сост. О.М.Хренова. - М.: Мнемозина, 2005. - 415с.
Хренова О.М. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 6 кл.: Литература. Начальный курс: Пособие для учителя. - М.: Мнемозина, 2002. - 161с.
7 класс
Литература. Начальный курс. 7 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В двух частях. Ч.1/ Под ред. Г.И.Беленького. - 6- изд. - М.:Мнемозина, 2005. - 270с.: ил. (Ч.2 - 287с.: ил).
Над раскрытой книгой: произведения зарубежной литературы для чтения и бесед. 7 кл./ Авт.-сост.: В.М.Шамчикова, М.В.Соколова. - м.: Мнемозина, 2005. - 399с.
Методические советы к учебнику-хрестоматии для 7 кл.: Литература. Начальный курс: Пособие для учителя/ Под ред. М.А.Снежневской. - М.: Мнемозина, 2002. - 135с.
8 класс
Литература. Начальный курс. 8 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В двух частях. Ч.1/ Авт.-сост. Г.И.Беленький. - 5-е изд. - М.: Мнемозина, 2005. - 351с.: ил. ( Ч.2 - 272с.: ил.)
Читаем вместе+: Дополнительные учебные материалы по литературе. 8 кл./ Авт.-сост. Г.И.Беленький, О.М.Хренова. - М.: Мнемозина, 2002. - 271с.: ил.
Беленький Г.И. Уроки литературы в 8 классе: Методические советы к учебнику-хрестоматии "Литература. Начальный курс". - М.: Мнемозина, 2001. - 143с.
9 класс
Литература. Русская классика. 9 кл.: В двух частях. Ч.I/ под ред. Г.И.Беленького. -9-е изд., перераб. - М.Мнемозина, 2006. - 399с. (Ч.II- 559с.)
Методические советы к учебнику-практикуму для 9 кл.: Литература. Русская классика (избранные страницы)/ Под ред. Г.И.Беленького. - М.: Мнемозина, 2003. -192 с.
Все перечисленные учебные и методические пособия (указанные и последующие переиздания) входят в состав федерального учебно-методического комплекта, имеют гриф "Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации" и соответствуют новому стандарту литературного образования.