Предлагаю познакомиться с тематическим планированием (на первые 3 недели) и обсудить достоинства предлагаемого учебника С.И. Львовой, В.В. Львова
Планирование
уроков русского языка в 5 классе
по учебнику
С.И. Львовой, В.В. Львова
(М.: Мнемозина, 2006)
204 ч
(6 ч в неделю)
Главная цель предлагаемого планирования –
помочь учителю реализовать основные идеи программы С. И. Львовой (С. И. Львова.
Программа по русскому языку для 5-9 классов (М.: Мнемозина, 2006)), в которой
отражены современные подходы к обучению, заложенные в новых образовательных
стандартах.
Методическая
система направлена на интенсивное речевое развитие школьников: выработку
способности осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), овладение умением
правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в
устной и письменной форме (говорить и
писать).
Особенностью курса также является ярко
выраженная семантическая направленность в изучении грамматико-орфографического
материала. Изучаемые единицы языка рассматриваются в аспекте использования их в
речи, реализации их коммуникативных и
эстетических возможностей. Большое внимание уделяется формированию навыков
использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических
словарей.
Предлагаемое планирование позволяет
организовать эффективную работу по учебнику
С. И. Львовой и В. В. Львова «Русский язык. 5 класс» (М.: Мнемозина,
2004), построенному в соответствии с программой С. И. Львовой. Подробные
поурочные разработки всех тем курса, отражающие опыт преподавания по заложенной
в учебнике методической системе, содержатся в книге «Уроки русского языка в 5
классе» (М.: Мнемозина, 2006).
1 четверть (54 часа)
Урок 1.
Знакомство с учебником. Богатство и выразительность русского языка (§1; упр. 1, 3; эпиграф; д. з.: рассказ об учебнике по плану: 1) обложка; 2) форзацы; 3)
условные обозначения; 4) содержание каждой части; 5) оформление).
Основная задача урока – познакомить с
учебником, его содержанием и структурой, способами предъявления теоретического
материала и основными типами упражнений, а также дать общее представление о
содержании курса русского языка в пятом классе.
Организуем рассмотрение обложки,
титульного листа, форзацев; познакомим ребят с условными обозначениями,
вынесенными на обороте титула, и попросим найти примеры таких обозначений на
страницах книги. Обратим внимание пятиклассников на особенности предъявления
теоретических сведений (текст, таблица, схема), а также на большое количество
рисунков, фотографий, репродукций картин. Работа с упр. 3 предполагает
ознакомление с частью третьей учебника – справочными материалами.
Урок
2. Лингвистика – наука о языке и речи (§1; упр. 2, 4; д. з. –
упр. 3).
Анализируя текст параграфа, учащиеся
усваивают значение термина лингвистика
(языкознание, языковедение) и получают общее представление о круге
изучаемых лингвистикой вопросов и о её разделах.
Работа с текстом упр. 2 подводит ребят к
осознанию основных задач изучения родного языка в школе: усвоить основные
сведения о языке, его законы (правила), овладеть правильной и выразительной
устной и письменной речью.
В ходе рассмотрения фотоколлажа (упр. 4
(3)) организуем беседу о том, что язык служит для общения и дарит людям
возможность обмениваться своими мыслями и чувствами в самых разных ситуациях:
во время отдыха, в процессе обучения, в профессиональной сфере. Язык позволяет
общаться не только в устной, но и в письменной форме, поэтому люди обладают
опытом многих поколений человечества, сохранённом в книгах.
Введение в лингвистику (вводный курс)
Основные
цели изучения вводного курса – повторить, обобщить, расширить и углубить
изученные в начальной школе сведения; отработать и усовершенствовать
соответствующие умения и навыки и таким образом подготовить учащихся к изучению
систематического курса русского языка.
Урок 3.
Фонетика как раздел лингвистики. Гласные и согласные звуки (§2;
эпиграф (с. 6); упр. 7; д. з.:
пересказ текста (с. 7-8); на выбор: упр. 5 или 9).
Обсуждение эпиграфа к разделу «Фонетика»
станет продолжением беседы о назначении языка (урок 2). Подведём ребят к мысли,
что язык дарит человеку возможность наслаждения красотой: прекрасным словом,
его благозвучием, ведь не случайно лучших писателей называют художниками слова.
Поможем пятиклассникам в овладении
разными способами переработки информации: текст на с. 7 учащиеся внимательно
читают, делят на части и составляют план; в работе с текстом на с. 8-9
используется просмотровое чтение.
Выполняя упр. 7, учащиеся приходят к
выводу, что в большинстве случаев написание слов не совпадает с их
произношением, поэтому необходимо при их написании руководствоваться знаниями
по фонетике и орфографии.
Урок 4.
Фонетическая транскрипция (§2; упр.
8, 11, 13; 17; резерв – упр. 10, 12,
18; д. з.: упр. 20, 21 (1);
индивидуальные задания – сообщения по упр. 15, 19).
На данном
уроке тренируем пятиклассников в умении отражать на письме звуковой облик слова
и формируем понятие о речевом аппарате человека. Ещё одна цель урока – дать
представление о смыслоразличительной роли звука.
Поможем ребятам в работе с упр. 8 точно
использовать соответствующие термины, например: «В слове моряк в безударной позиции произносится [а], который на письме обозначается буквой о; после мягких согласных звуков ударный [а] обозначается на письме буквой я».
Резерв. Сочинение
по картине М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь» (упр. 21).
Примечание. Сочинение
проводится по усмотрению учителя в сильном классе при условии наличия
резервного времени. Работа рассчитана на 2 часа.
Выразительное чтение текста упр. 20
подготовит ребят к восприятию произведения М. А. Врубеля. После работы с упр.
21 (2) предложим учащимся подумать, как художнику удалось создать этот
сказочный образ: в какой момент изображена царевна; на фоне какого пейзажа; что
восхищает в её облике.
В содержание словарной работы включим объяснение значений устаревших слов,
которые будут использованы в описании одежды царевны (пόднизь, кокошник, скатный, яхонт), а также составление рядов синонимов (языковых и
контекстных) во избежание в сочинении неоправданных повторов: 1) художник, живописец, творец, создатель картины
(о Врубеле); 2) сказочная героиня, красавица-царевна,
пленительный образ (о Царевне-Лебеди); 3) написать, изобразить (на), выразить (в), отразить (в) (о процессе
создания картины) и т. д.
Урок 5.
Фонетический разбор. Звукопись в художественном тексте (§2; упр.
14, 16; 26; текст (с. 15), упр. 27, 28; д.
з.: упр. 31 (текст для заучивания может быть сокращён до двух предложений);
по желанию: упр. 22, 23, 28 (1)).
На данном уроке учим проводить
последовательный фонетический анализ слов (упр. 14). Обратим внимание ребят на
то, что порядок фонетического анализа соответствует характеру разбора: сначала
делается запись, отражающая звуковой облик слова (транскрипция), и указывается
количество слогов, затем даётся характеристика каждого звука и подсчитывается
их количество. Лишь после этого слово записывается буквами и указывается
количество букв, чтобы стали понятны особенности графического отображения
звуков и их сочетаний.
Урок 6.
Слог. Ударение (§3; упр. 32-34; текст (с. 17); упр. 37, 38
(2), 40; д. з.: пересказ текста (с.
17); упр. 35, 41; по желанию: упр. 39, 42, 43; индивидуальные задания –
сообщения по упр. 29 и 36).
Цели
урока: 1) формировать представление о
слоге как единице фонетики; 2) дать понятие об особенностях и роли ударения в
русском языке.
Отвечая на вопрос упр. 34, пятиклассники
вспомнят, что количество слогов в словах соответствует количеству гласных
звуков. Таким образом, в словах, которые имеют один слог, всегда один гласный,
поэтому нет необходимости ставить знак ударения при составлении транскрипции:
вариантов неправильной постановки ударения при произнесении быть не может. В
ходе работы с упр. 40 напомним, что буква ё
всегда обозначает ударный гласный звук (или [ј´ó]), поэтому знак ударения мы не
ставим.
Орфоэпия (5 часов)
Урок 7. Орфоэпия
как раздел лингвистики. Произношение гласных звуков (§ 4; эпиграф;
тексты на с. 19, 20-21; упр. 45, 48; д.
з.: пересказ текста § 4; упр. 47).
Чтобы ребята осознали необходимость
соблюдения в речи орфоэпических норм, организуем беседу по высказыванию Р. И.
Аванесова (эпиграф к разделу) и определим его главную мысль – мысль о
необходимости следить за правильностью произношения, чтобы общение было
успешным.
Уроки 8-10.
Произношение согласных звуков (§5; урок 8 – упр. 48, 46; текст
(с. 21), упр. 49, 50, 52; д. з.:
пересказ текста (с. 21); упр. 24; урок 9
– упр. 51, текст (с. 16), упр. 55; 53, 54, 58; резерв – упр. 59; д. з.: упр. 56, 57; урок 10 – упр. 60, 61; 63; д. з.: упр. 44, упр. 63 повторить).
Одна из основных задач урока 8 – развести в сознании ребят
представление об орфоэпическом разборе, с одной стороны, и о фонетическом
разборе – с другой. В процессе обсуждения вопроса упр. 46 подведём учащихся к
выводу, что целью фонетического разбора является качественная характеристика
звуков и соотнесение звукового состава слова с его буквенным составом. Такого
рода языковой анализ необходим, чтобы выявить закономерности обозначения
гласных и согласных звуков на письме и использовать эти знания для правильного
написания слов. Цель орфоэпического разбора – определение правильного
произношения слов, предупреждение орфоэпических ошибок в постановке ударения, в
произнесении отдельных звуков и их сочетаний.
На уроке
10 обучаем работе с орфографическим минимумом (упр. 63).
1. Попросим ребят несколько (три-пять) раз прочитать
словосочетание про себя, стараясь запомнить написание составляющих его слов. 2.
Организуем совместное многократное отчётливое проговаривание слов по слогам
таким образом, чтобы было понятно их написание (орфографическое
проговаривание). По ходу проговаривания меняем интенсивность произнесения:
помогаем ребятам произнести громко, с обыкновенной степенью интенсивности,
тихо, шёпотом и одними губами. 3. Предлагаем записать словосочетание в тетрадь
и сверить с написанием в учебнике. 4. Даём задание выделить корни в словах, где
есть безударные гласные, и записать к ним проверочные слова или формы. 5. С учётом
изучаемого материала можем предложить ребятам одно из следующих дополнительных
заданий: расставить ударение в словах; показать границы слогов; составить
транскрипции отдельных слов; провести фонетический разбор.
Подробно о
формах работы с орфографическим минимумом рассказано в книге «Уроки русского
языка в 5 классе» (М.: Мнемозина, 2006).
Урок
11. Повторение и обобщение по разделам «Орфоэпия» и «Фонетика» (упр. 62 (устно), самостоятельная работа).
С целью повторения изученных в рамках
разделов «Фонетика» и «Орфоэпия» сведений проведём фронтальный опрос: Что
изучает фонетика? Почему именно с фонетики начинается изучение любого языка?
Что такое транскрипция? Назовите основные признаки русского ударения и покажите
их на примерах. Что изучает орфоэпия? Проведите орфоэпический разбор слов километр, квартал, скучно. Проведите
фонетический разбор слова шинель.
Самостоятельная работа
1. Словарный диктант (упр. 44, 63 – орфографический
минимум).
Примечание. Учитель составляет диктант объёмом 15-20 слов на
материале двух упражнений. Например: Освещать,
фонарь, местность, природа, количество, осадки, молотьба, просьба, сдать,
указка, выражение, вокзал, майонез, экзамен, фонетика, орфоэпия, лингвистика.
2. Разделите на слоги три слова из словарного диктанта
(по выбору).
3. Спишите с доски слова и расставьте в них ударение.
Звонят,
туфля, километр, договор, хозяева.
4. Затранскрибируйте три слова из словарного диктанта
(на выбор).
5. Проведите фонетический разбор слов просьба (1 вариант) и вокзал (2 вариант).
Примечание. Словарный диктант и задания 2-5 оцениваются отдельно.
Графика (7 часов)
Уроки 12-13. Графика как
раздел лингвистики. Алфавит и его использование (§6; урок 12 – эпиграф;
текст (с. 25-27); упр. 66, 67, 69; д. з.:
упр. 65; индивидуальное задание – упр. 64; урок
13 – упр. 70; д. з.: упр. 68).
Постараемся
добиться от учащихся осознания важности для человека возникновения
письменности. В ходе обсуждения высказывания Я. К. Грота подведём ребят к
мысли, что с помощью письма знания и опыт многих поколений человечества
сохраняются, накапливаются и передаются через века и даже тысячелетия и, таким
образом, могут быть использованы новыми поколениями.
Организуя сопоставление современного
русского и старого славянского алфавита, обратим внимание ребят на количество
букв и буквенный состав алфавита, на графическое изображение (начертание) букв,
на их прочтение.
На уроке
13 закрепляем и проверяем знание русского алфавита и умение им пользоваться
в работе со словарями.
Обсуждая тему сочинения-миниатюры (упр.
70), определим в самом общем виде сферы, в которых необходима систематизация
большого объёма сведений в соответствии с алфавитным порядком: библиотеки,
школы, поликлиники, справочные службы и др. Затем обратим внимание на то, что
быстрое извлечение информации из справочной и учебной литературы (см. словари,
алфавитные указатели в справочных и учебных изданиях) возможно лишь при условии
знания, в какой последовательности располагаются буквы алфавита.
Уроки 14-15.
Звуки и буквы (§7; урок 14 – упр. 71, 72, 75; 78; д. з.:
упр. 88; урок 15 – упр. 79; упр. 73,
74, 76; д. з.: упр. 89).
Основные цели работы с материалом
параграфа – осмысление различий между звуками и буквами и совершенствование
умения проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слов.
Смысловой анализ текста упр. 78 станет
продолжением беседы, начатой на уроке 12.
Предложим ребятам подумать над вопросами: 1) Какое определение даёт Я. К. Грот
устному слову? Почему? Какой форме речи учёный противопоставляет письменную
речь? Подберите синонимы к прилагательному летучий,
употреблённому автором. 2) Как вы понимаете выражение «Письмо… побеждает
пространство и время»? 3) Постарайтесь объяснить, почему без письма невозможно
существование достоверной истории. 4) Согласны ли вы с мыслью, что без письма невозможно
существование науки? Обоснуйте свою точку зрения.
Уроки 16-17.
Обозначение звуков с помощью букв е, ё,
ю, я (§8; урок 16 – упр. 77; 80, 81; д.
з.: упр. 82; урок 17– упр. 83,
85; 87; резерв – упр. 84; д. з.: упр. 86).
Сосредоточим
внимание учащихся на том, что в упр. 80 важные теоретические сведения
предлагаются не в форме текста, а в виде схемы. Попросим их подумать, в чём
заключаются различия текста и схемы, и поможем понять, что схема содержит
основные сведения по определённой теме в
самом кратком виде: в ней указываются ключевые понятия темы и обозначаются
связи, которые между этими понятиями существуют. Кроме того, в виде схемы
удобно показывать различного рода классификации, наглядно представляющие
сходства и отличия явлений, понятий и фактов
определённой области знаний.
В слабом классе и в классе средней
успеваемости определим порядок прочтения схемы. Чтобы активизировать
возможности зрительной памяти ребят, обратим их внимание на использование в
схеме различных фигур и цвета.
Урок 18. Контрольная работа № 1
(диктант с языковым анализом).
Цели работы: 1) проверить уровень подготовки учащихся по
орфографии и пунктуации в рамках изученного в начальных классах; 2) проверить
умения, сформированные по итогам
изучения разделов «Фонетика» и «Графика».
Диктант
Берёза
Я
люблю смотреть на берёзу за моим окном.
Зимой
она покрыта серебристым снегом. После снегопада её гибкие ветви опускаются до
самой земли. Красногрудые снегири садятся на берёзу, и снег с веток падает хлопьями.
Весной
на берёзке появляются клейкие листочки. Маленькие зелёные серёжки украшают её
тонкие веточки.
Лето
– чудесное время года. Летом берёза одевается в пышный зелёный наряд.
Осенью этот наряд становится ярким и пёстрым. В кудрявой зелени
появляются жёлтые пряди.
Хороша
русская берёза в любое время года!
(77
слов)
Языковой
анализ текста
1. Выделите корни с безударными
проверяемыми безударными гласными в словах предложения Весной на берёзке появляются клейкие листочки. Укажите проверочные
слова или формы.
2. Выпишите из предложений второго
абзаца однокоренные слова.
3. Проведите фонетический разбор
существительных берёзка (1 вариант), серёжка (2 вариант).