Людмила Ткаченко
Сочинение по пословице
Урок развития речи в 6 классе
Цель урока. Повторить материал по теме "Пословица", изученный ранее на уроках русского языка и литературы. Обучить методике написания сочинения-рассуждения по пословице с опорой на жизненный опыт учащихся и примеры из художественной литературы. Ход урока
Организационный момент (объявление темы и целей урока).
Беседа по вопросам (проверка домашнего задания).
- Что такое пословица?
Учащиеся зачитывают определения, найденные ими в различных словарях. Например, у В. И. Даля: "Краткое изреченье, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора"; у С. И. Ожегова: "Краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм"; в ЛЭСе: "Краткое, устойчивое в речевом обиходе, как правило ритмически организованное изречение назидательного характера, в котором зафиксирован многовековой опыт народа".
В конечном счете учеников следует привести к пониманию того, что пословица - это афористичное изречение, иносказательного характера, выражающее коллективную народную мудрость.
- Приведите примеры пословиц и определите их темы.
- Какие ценности утверждают пословицы? Какие пороки высмеивают?
- Прочтите записанные на доске пословицы, относящиеся к теме "Слово":
-
- - Лучше ногою запнуться, чем языком.
- - Блюди хлеб для обеда, а слово для ответа.
- - Меньше говори, да больше делай.
- - Не спеши языком, а спеши делом.
- - Слово не воробей: вылетит - не поймаешь.
- - На языке мёд, да под языком лёд.
- - Река познаётся в течении, человек - в беседе.
- - Рана от сабли заживает, а рана от языка кровоточит.
- - Хорошим словом мир освещается.
- - Кто говорит - сеет, кто слушает - собирает.
- - От хорошего слова и память добреет.
-
- Проанализируйте особенности построения пословиц.
- Какие средства художественной выразительности чаще всего используются в пословицах? (Метафоры, сравнения.)
- С какой целью мы используем пословицы в речи?
- Чему учат записанные на доске пословицы?
- Всегда ли мы согласны с народной мудростью? Можно ли оспаривать ее?
- Запись пословицы. Орфографический и пунктуационный комментарий (орфография: безударные гласные, окончания существительных (ср.: в течении реки - в течение урока), -тся в глаголе; пунктуация: знаки препинания в сложном предложении, в неполном предложении).
- Содержательный анализ:
- Каков принцип построения пословицы? (Противопоставление.)
- Какую идею призвано выразить это противопоставление?
- Назовите ключевые, вскрывающие смысл пословицы слова (река, течение, человек, беседа). Прокомментируйте каждое из этих слов в контексте пословицы и в их переносном, расширительном значении. (Можно для сравнения вспомнить выражение Льва Толстого "Люди как реки".)
- Какие грани человеческой личности раскрываются в речи, в беседе?
- Всегда ли можно досконально узнать человека по тому, как он говорит?
- Можно ли считать универсальной, неоспоримой высказанную в этой пословице мысль?
- Приведите примеры из художественной литературы, из личного опыта, иллюстрирующие или опровергающие пословицу.
- Вспомните другие пословицы, иначе трактующие эту тему (Мягко стелет, да жестко спать; На языке - мед, под языком - лед).
- Сочинение-рассуждение - жестко структурированное высказывание: тезис, аргументы, вывод. (Можно на доске подготовить клише, облегчающее работу над сочинением этой разновидности.)
- Эссе - свободное по форме размышление на заданную тему и в связи с ней.
Формулировка задания: написать сочинение-рассуждение по пословице "Река узнается в течении, а человек - в беседе".
Работа над черновым вариантом сочинения может быть начата на уроке при участии учителя. Окончательный, чистовой вариант создается дома.
Сочинение Рябовой Юлии,
ученицы 7 классаРека узнаётся в плавании - человек в беседе*
(корейская пословица)Ключевые слова данной пословицы: "плавание", "река", "человек", "беседа" - помогают раскрыть её тему - тему познания характера человека. Ключевое слово "плавание" имеет неисчерпаемо богатый смысл. На мой взгляд, плавание (то же, что и течение) может быть бурным, ошеломляющим, быстрым, как и человеческая жизнь.
Возможно, мудрость этой пословицы продиктована многовековым жизненным опытом. Но верна ли она на самом деле? Действительно ли человек познаётся в беседе? На эту тему я хотела бы порассуждать.
Бесспорно, по речи человека можно судить о его грамотности, вежливости, тактичности, о его интеллекте, наконец. Но можно ли по беседе с другими судить о его характере? Мне кажется, что характер человека можно узнать лишь по его поступкам. Ведь человек в сущности - это ряд его поступков.
Люди могут уметь говорить литературным языком, но кто знает, что у них за душой во время разговора? И только когда человек совершает какой-то поступок, положительный или отрицательный, мы можем познать его характер до конца. Поэтому мне кажется, что эта пословица не совсем правильная.
Но бывают и такие люди, которые говорят с душой, призывая нас к чему-то или наставляя на путь истинный.
В наше время трудно узнать человека в беседе, потому что сейчас все люди стремятся завоевать доверие других красивой речью. Возьмём, к примеру, политиков, которые каждый день, обращаясь к простому народу с речью, обещают ему беззаботную, обеспеченную жизнь, но сами-то они для этого ничего не делают!!!
Поэтому я не разделяю мудрость этой пословицы и считаю, что узнать человека можно не только по его речи, но и по его поступкам.
Я так думаю. А вы?
* Стиль автора воспроизведён без изменений.
* Обращаем внимание коллег на разные варианты постановки знаков препинания в одной и той же фразе.