Лингвист ДВ
your slogan
Пятница, 29.03.2024, 17:26


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Регистрация Вход
Меню сайта

Разделы новостей
Новости интернета [51]
Новости образовательных сайтов

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 299

Главная » 2008 » Март » 15 » На стыке образований. Преемственность
На стыке образований. Преемственность
12:36
Преемственность. Часть 3.
Отрывки из доклада министра общего и профессионального образования Свердловской области Валерия Вениаминовича Нестерова “Общее и профессиональное образование: проблемы человека”.


Проблемы человека возникают и на этапе основного образования. Они, если говорить коротко, связаны с подменой понятий: задача основной школы – ознакомление молодых людей с опытом развития человечества во многих его проявлениях: в быту, в практике производства, познании мира, научных открытиях. Хочу подчеркнуть: не изучение основ наук, как иногда толкуют этот процесс, а именно ознакомление с естественным формированием некоторых умений и навыков и с обретением неких общих знаний, достаточных для того, чтобы жить в этом мире, понимать природу явлений. Поскольку вместо идеи ознакомления в школе пытаются вывести учащихся на твердые и прочные знания почти по 25 направлениям и дать им оценку именно с этих позиций, более того, представить их по этим же основаниям обществу, то достаточно большая масса детей имеет, так сказать, искусственную неуспешность. В результате этого совершенно непреодолимого противоречия между объективной ознакомительной задачей основного образования и субъективного желания предметника к полуакадемическому торжеству возникает гигантское количество нравственных трагедий: не только ситуация неодолимости человеком основного образования, что само по себе было бы смешно, когда бы не было так грустно, но и практически закрывает всякие перспективы для 13–14-летнего подростка.
С полной средней школой мы имеем практически один вопрос. Или это место, где осуществляется полноценное общее образование человека, создается необходимая для культурного человека база, на которой становится не очень страшной узкая специализация профессионального образования и возникает надежда на здоровый образ жизни, основанный на духовных ценностях, приобщение к которым состоялось в рамках полного среднего образования, или это все-таки место подготовки или натаскивания для поступления в высшую школу, поскольку для поступления из среднего полного в среднее профессиональное образование вообще не должно быть никаких препятствий и в том числе никаких экзаменов. Но если по поводу полной средней школы мы изберем второй вариант, к чему нас пытаются склонить, и достаточно активно, то тогда возникнет другой вопрос: а кто же нужен нашей высшей школе? Человек, имеющий качественное и широкое общее образование, имеющий серьезные представления по областям знаний, выраженную гуманитарную основу или натасканный в одной из предметных областей, по которой будет получать и профессиональное образование? Это вопрос не риторический. Последствия такого подхода нетрудно предугадать, тем более что далеко и ходить не надо. Во имя общества, во имя профессионального образования, во имя человека нам, педагогам, нужно сделать серьезные выводы.
Что касается начального профессионального образования, то тут несколько проблем с точки зрения образования и человека. Первая – это, безусловно, понимание, что главная задача начального профессионального образования связана с работой с подростками очень неустойчивого, ломкого периода, а поэтому проблемы социализации, ценностных общечеловеческих ориентаций являются ведущими в их деятельности. Профессия, ее обретение выступает здесь не столько как преодоление жизненного пути, сколько как общеразвивающий образовательный момент. Вторая – необходимость изменения ситуации с адаптационным периодом в структуре организации образовательного процесса. Вся практика нашей работы показывает: выбор, который осуществляют наши ребята, далеко не осознанный, спонтанный, проходящий под воздействием ряда внешних факторов. Поэтому следует вводить повсеместно некий общетехнический курс с последовательным ознакомлением с содержанием имеющихся профессий и постепенным переходом к профессиональному обучению.
В этом же ключе следует и дальше отрабатывать практику и механизм возможности перехода с одного отделения на другое в процессе обретения устойчивых представлений о существе деятельности. Третья – расширение предложений, формирования реальной ситуации выбора по профессиям, специальностям и специализациям. Без такого подхода говорить о реальном решении проблем человека, возможности для него выбора не приходится.
И, наконец, относящаяся не только к начальному, но и ко всему профессиональному образованию проблема активизации учащихся и студентов по проблемам будущего трудоустройства и работы. Совсем недавно на одной из встреч губернатора со студентами ему задавали вопрос, а по существу требовали: «Когда и как вы будете нас трудоустраивать?» Конечно, вопросы работы для молодежи – это существенные проблемы государственной власти, но нельзя допустить, чтобы все возвращалось к ситуации того всеобщего собеса, который мы в стране устроили. Ясно ведь, что распределение по закону, квотирование рабочих мест – это все «припарки». Нужна последовательная работа, ориентация учащихся и студентов на озабоченность о своей востребованности. Логика тут простая и ясная. Ты поступил, мы гарантируем тебе учебное место, все, чем обладает образовательное учреждение с точки зрения материально-технического и учебного оборудования, квалифицированный педагогический преподавательский состав, ты, со своей стороны, должен озаботиться качеством своего образования и предложения себя работодателям таким образом, чтобы они тебя взяли. Вот в чем смысл социальной защиты со стороны государства, образовательного учреждения.

Газета "Первое сентября" N 42/2000

http://mypedsovet.ru/profiles/blog/show?id=1683090%3ABlogPost%3A725
Категория: Новости интернета | Просмотров: 704 | Добавил: lingvist | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Календарь новостей
«  Март 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024