Тьютор похож на фигуру научного руководителя, только его находки остаются в тени, потому что не касаются открытия нового для всего человечества, но только - для очередного подопечного.
Опыт работы (попыток передать опыт тьюторства) показывал, что учителю подчас трудно встать в позицию тьютора.
Прежде всего, потому что, они знают ответы, знают, как правильно к ним подвести - и это есть часть их профессии, они учат правилам и преподают законы. У тьютора другие цели, другой стиль и повод для общения.[3]
Сравним Учитель Тьютор
В каком процессе участвует, в каком качестве? обучение, управляет процессом самообразование,
сопровождает, поддерживает процесс
За что отвечает в идеале? передает знание участвует в формировании индивидуальной ответственности за знание
На что опирается в своей деятельности? Методики обучения
Рефлексия опыта самообразования Старшая школа.
Основной конфликт возраста: образования как самоценности - и целевого (профессионального) образования (культурного и социального). Тьютор опять решает его в плане культурного - индивидуального. [9]
Каждый школяр для себя отвечает на один и тот же насущный вопрос: «Кем быть?». Вернее, любой интересующий его вопрос, так или иначе, связан с его будущей профессией, планом самостоятельной жизни. [4]
Теперь школяр вместе с тьютором он строит проект своей индивидуальной образовательной программы поверх индивидуального проекта профессиональной деятельности.
Образовательная деятельность выходит за стены школы в прямом смысле - это стажировки в мире взрослой деятельности. Если на предыдущем этапе город активно осваивался как культурное поле, теперь он становится полидромом для выбора будущей профессии, на образовательных картах появляются местные фирмы и предприятия, политические арены и профессиональные сообщества.
Язык картографирования включает в себя теперь:
· сферы и типы деятельности;
· проблемы и задачи социального масштаба;
· существующие проекты и программы, решающие эти проблемы;
· фигуры экспертов - профессионалов;
· рейтинг образовательных учреждений, программ, мероприятий.
Портфолио становится объектом проектирования. Что в нем должно оказаться через 5 лет, чтобы твой профессиональный проект смог осуществиться, чтобы оно подкрепляло твое резюме?
Оснащенность тьюторской беседы возрастает многократно: тьютор теперь должен иметь опыт построения программы своего собственного профессионального роста, входить в курс современных тенденций развития деятельности, предавать техники организации социальных ситуаций.
Тьюторской практике, осуществляемой в русле изложенных выше положений группой единомышленников в российском образовательном пространстве, около 10 лет. Всего по стране около 40 школ практикуют тьюторство, как отдельную практику, включенную в школьную жизнь.
|