Компетентность в общенаучной сфере (общенаучная К) • Понимает значение общенаучного теоретического базиса для успешной творческой инженерной деятельности, возможности современных методов познания природы. Стремиться к обеспечению научного фундамента своих профессиональных действий (соответствует характеристикам компетенций с индексами А и Г). • Имеет целостное представление о процессах и явлениях в неживой и живой природе, взаимодействии физических, химических и биологических процессов, об экологических принципах охраны и природы (Б). • Владеет методами математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в физике, химии, экологии; современными информационными технологиями (В). • Способен вскрыть естественно-научную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, провести их качественно-количественный анализ; способен самостоятельно оценить достаточность своих общенаучных знаний и при необходимости пополнить их (Д). Компетентность в сфере выполнения своих социальных функций (Социальная К) • Осознает значение своих социальных функций как гражданина своей страны, члена общества. Имеет устойчивое позитивное отношение к своим общественным обязанностям. Нацелен на совершенствование и развитие общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (А, Г). • Имеет научное представление о социальных явлениях, основ- ных закономерностях и формах регуляции социального поведения, знает права и свободы человека и гражданина, умеет их реализовывать в различных жизненных ситуациях (Б); знает основы педагогической деятельности, способы приобретения, хранения и передачи социального опыта (В). • Умеет обосновать и выражать свою позицию, по вопросам ценностного отношения к реалиям социальной и политической жизни; готов к диалогу, сотрудничеству при выполнении своих социальных функций. Способен к критическому переосмыслению своего социального опыта, освоению культуры социальных отношений (Д). Содержание этой компетентности может быть существенно расширено, если отнести к сфере полномочий специалиста все вопросы социального взаимодействия (взаимоотношения с друзьями, семьей), а также то, что принято называть коммуникативными качествами: знание родного языка, этикета, иностранного языка и т.д. Однако возможно выделение у инженера специальных полномочий в сфере общения, т.е. формирования отдельной коммуникативной компетенции, куда войдут и знания родного и иностранного языка, и деловой переписки, и умение составить отчет, выступить с речью, владение современными средствами общения и т. п. В этом случае начинать ее описание следует требованием, типа: • Понимает роль и значение общения в организации успешных совместных действий, стремится реализовать возможности коммуникативных связей для решения профессиональных задач (А), а заканчивать требованием: • Понимает свою ответственность за возможные отрицательные последствия, связанные с нарушением этики общения, низкой речевой культурой, способен к коррекции собственного поведения, постоянному ее совершенствованию (Д).