http://www.relarn.ru/conf/conf2008/section6/6_52.html RELARN-2008. Тезисы доклада Организационно-культурные и мотивационные барьеры внедрения информационных технологий в образовательных учреждениях
Л.Н.Захарова, Л.Н.Шилова, Б.Б.Ярмахов
Нижегородский государственный университет имени Н.И, Лобачевского Нижегородский институт развития образования shinila@yandex.ru
Нынешнее общество часто называют информационным, а основным его ресурсом выступают информация и знания. Отсюда можно предположить, что многие инновационные процессы в образовании связаны с информационными технологиями. Инновации в образовании имеют достаточно много составляющих, связанных не только с изменениями материально-технического оснащения школы, организационной культурой администраторов, но и готовностью учителя к работе с новыми технологиями. Инновация - это реализация новой продукции, нового технологического процесса. Работать, постоянно изменяясь, это вопрос качества и количества производимых затрат всего коллектива организации. В связи с этим весьма актуальной задачей для исследователей принятия и приживаемости инноваций в организациях является выявление барьеров инновационных процессов, в том числе барьеров психологических. В образовательном учреждении можно наблюдать типичную для внедрения инноваций картину: персонал проходит обучение, закупается оборудование, разрабатываются программы развития. Каждое второе образовательное учреждение Нижегородской области, связывают инновационное развитие школы с информационными технологиями, созданием электронной среды обучения. Но процесс внедрения ИКТ идет исключительно медленно. Приняв в качестве объекта направления инновационной деятельности, внедрение в практику современной школы, учителя информационных и Интернет технологий, на базе Нижегородского института развития образования сотрудниками кафедры психологии управления ФСН ННГУ, кафедры информационных технологий и дистанционного обучения НИРО проведено исследование.
Цель исследования - выявление психологических барьеров внедрения и приживаемости инноваций в области ИКТ технологий в системе образования. Испытуемыми явились две группы педагогов по 30 человек каждая, стаж работы которых составил 10-20 лет. Группы сформированы на основе экспертной оценки, проведенной специалистами НИРО из числа педагогов, успешно прошедших повышение квалификации в области применения информационных технологий. Состав первой группы (контрольная группа), практически не внедряют ИКТ в практику своей профессиональной деятельности. Вторая группа - педагоги, активные сторонники использования информационных технологий, лидеры данного направления инновационных изменений (группа "активаторов").
В основу исследования легли два предположения. Первое - основывается на результатах изучения организационной культуры как социально-психологического контекста проявления и формирования деловых качеств персонала [3]. В соответствии с этим предположением педагоги, по-разному относящиеся к инновациям, трудятся в организационных культурах разных типов. В настоящее время изучение культуры того организационного контекста, в котором происходят социализация и трудовая деятельность персонала, является одним из весьма конструктивных подходов к анализу проблемы формирования деловых качеств, в том числе принятия инноваций и готовности к изменениям. Организационная культура - это система ценностей, идей, обычаев, распространенных в организации, которые, взаимодействуя с формальной структурой, формируют нормы поведения, деловые качества людей. В соответствии с первым предположением, одна группа испытуемых находится в условиях реальной психологической поддержки инновационной деятельности, другие такой поддержки не испытывают либо даже не ощущают потребности в такой деятельности. Второе предположение связано с ролью индивидуальной мотивации работника. Возможно, педагоги двух групп имеют существенные различия в мотивации, проявляющейся в разном отношении к инновационной деятельности. Весьма вероятным представляется и совместное действие обеих факторов. Таким образом, исследование направлено на выявление действия барьеров двух типов: организационно-культурных, связанных с ценностями, требованиями и отношениями, превалирующими в организации, и мотивационными, относящимися к индивидуальности испытуемых. Эти предположения определили выбор методов исследования.
Методы исследования
Метод экспертной оценки, реализован специалистами НИРО, в результате сформированы две группы испытуемых;
Адаптированный опросник В.С.Собкина - Д.В.Адамчука, позволяющий выявить характеристики педагога как пользователя ИКТ [6];
Метод организационной диагностики ОК К.Камерона и Р.Куинна [4], адаптированный к задаче диагностики ОК образовательного учреждения ( Л.Н.Захарова) [7];
Психодиагностический метод (диагностика структуры мотивации по В.Э.Мильману [5]).
Результаты исследования.
I. Сравнительная характеристика групп испытуемых по уровню вовлеченности в использование информационных технологий
Испытуемые двух групп, в первую очередь, различаются по частоте использования ИКТ в профессиональной деятельности (табл.1). По данным анкетирования как "достаточно частое" использование ИКТ в учебной практике оценили лишь 22,2% нижегородских учителей контрольной группы, при этом следует отметить, что для подавляющего большинства (77,8%) компьютер - средство распечатки учебных материалов. В группе нижегородских активаторов 72% испытуемых регулярно используют ИКТ в учебном процессе. Наряду с традиционными способами использования ИКТ довольно большая педагогов- 76 и 64% используют их в качестве обучающих и контролирующих программ, 24% используют специальную электронную среду дистанционного обучения, 48% пользуются различными сетевыми сервисами.
Использование ИКТ учителями
|