Штейман М.С., Елец Несколько замечаний о рассказе М. Булгакова «Псалом» М.А. Булгаков, как многие молодые писатели 20-х годов, отдав дань художественному эксперименту (он увлекается ассоциативным монтажом эпизодов, пишет телеграфной рубленой фразой), участвовал в поисках новых способов изобразительности, адекватных новой эпохе, новым идейно-содержательным задачам. В целом форму многих рассказов Булгакова можно назвать эскизной. Эта форма, введенная в русскую литературу ещё Тургеневым, как нельзя лучше отвечала художественному замыслу писателя и отражала процесс становления итоговых сложных форм. Ранние рассказы Булгакова были всего лишь первым подступом к высотам малых эпических форм, примером чему и является цикл рассказов «Записки юного врача». В «Театральном романе» герой-драматург замечает, что для поддержания существования он писал рассказы и разносил их по журналам. Замечание это носит явно автобиографический характер. В 1925–1927 годах в «Медицинском работнике» и «Красной панораме» печатаются рассказы М. Булгакова о деятельности молодого врача в деревне. Хотя тематически (за исключением рассказа «Я убил») они далеки от «Белой гвардии», хронологически и по манере письма цикл более всего близок именно к этому произведению писателя. Булгаков-сатирик как бы отложил на время своё перо, уступив место Булгакову-лирику. Лирическая струя достаточно чётко обнаружилась и в более ранних произведениях писателя. В литературе установилась традиция считать Булгакова по преимуществу сатириком. Сатирическое дарование писателя велико и составляет одну из ведущих сторон его таланта. И всё же художественная палитра его намного богаче, в чём убеждает нас анализ ранней эпики булгаковского творчества. В этом отношении следует упомянуть рассказ «Псалом», созданный Булгаковым ещё в 1923 году, ибо он занимает особое место в художественной эволюции писателя. С рассказом «Псалом» в творчестве Булгакова возникает тема преодолённого одиночества. Заброшенная и неуютная мужская жизнь. Одиночество героя тем сильней, чем наполненней жизнь за стеной: смех и слёзы ребёнка, милый голос любимой женщины… Живут соседями, под одной крышей, женщина с маленьким сыном и одинокий молодой человек. Оба мучаются от нужды, неустроенности, одиночества. Именно одиночество и толкает их друг к другу. И рождается очаг человеческого счастья. Не богатого, не звонкого, но вполне настоящего, чтобы согреть холодную жизнь этих людей. Булгаков пишет рассказ о том, что человек, обретя внимание и понимание другого человека, становится по-настоящему счастливым и возвращается в жизнь яркую, многомерную из серых сумерек своей тоски и одиночества. Здесь впервые наметился ряд существенно новых черт. При описании коллизии внешние события становились второстепенными, неважными, и их в рассказе почти нет. Событийная канва ослаблена до предела. Весь рассказ спроецирован внутрь, в духовный мир героя. Автор вводит форму повествования от первого лица. Но «я» рассказа объективированно и не равно автору. Существенным звеном всей художественной системы становится деталь. Именно через неё показано движение чувств героя от одиночества к обретённому счастью. Вот где пригодилась «вещность». Так, петли двери поют то грустно, то радостно, в зависимости от психологического состояния героя. Вот в комнату вошёл мальчик, сын женщины, которую любит герой, «петли поют приятно». Герой снова один, и слышится ему жалобный скрип. Вот герой убедил себя, что никому не нужен, и «конусы света от керосинки в разные стороны». Кончилось одиночество – «и как радость конусы света. Начинают звенеть. Выше фитили». Деталь-вещь выполняет две функции в рассказе. Она движет сюжет, являясь, таким образом, его существенным звеном. И она же – знак определённого психологического переживания героя, раскрывает его психологическую эволюцию, движение его духовного мира: герой не произносит монологов, автор не описывает доскональных переживаний – вместо этого предельно нагруженная психологическим подтекстом вещь, доминантная деталь-образ. В рассказе всего четыре с небольшим страницы, однако сколько тепла, щемящей печали, нежности открывается перед читателем. В рассказе «Псалом» Булгаков неожиданно после сатирических произведений раскрывает ещё одну грань своего таланта – выступает как лирик. Литература: 1. Бялый, Г. Тургенев и русский реализм [Текст] / Г. Бялый. – М.; Л.: Сов. писатель, 1962. – С. 247. 2. Булгаков, М.А. Собр. соч: в 5-ти тт. [Текст] / М.А. Булгаков. – М.: Худож. лит., 1989. – Т. 2. – С. 337–338.
Источник: http://www.bigpi.biysk.ru/ff/readarticle.php?article_id=148 |