Тема «Наше тайное «Я». Изображение человека в рассказе А. Грина «Четырнадцать футов» включена в раздел «Открывая мир вокруг», программа «Школа – 2100», учебник Бунеев Р.Н.., Бунеева Е.В. Литература. «Год после детства». Учебник-хрестоматия для 6 класса. На уроке дети отправятся в виртуальное путешествие по музею Грина в Феодосии. Презентация подготовлена по материалам сайта http://grin.feo.ru/grin.htm и http://grinlandia.narod.ru/. На следующих этапах уроках ученикам предстоит решить, какого человека называем хорошим, а какого – плохим. И почему герой рассказа Кист, не совершивший ничего дурного в жизни, не вызывает у нас уважения, и мы называем его плохим? В конце урока сделаем несколько выводов: Злая, жестокая мысль, даже не перешедшая в действие, может принести зло. Проходя через испытания, через ошибки, человек может очиститься, измениться к лучшему. Человек может совершать и прекрасные, и чудовищные поступки, в нем соединяется и высокое, и мелкое, ничтожное; и дурное, и хорошее. Поэтому невозможно судить о человеке однозначно. Урок литературы в 6 классе. Программа «Школа 2100» Тема: Наше тайное «Я». Изображение человека в рассказе А. Грина «Четырнадцать футов». Цели: формировать представления о том, как изображается человек в художественном произведении; развивать у школьников умение сравнивать, обобщать, делать выводы, работать в группе; воспитывать личность свободную, духовно-нравственную. Оборудование: портрет А.Грина, карточки для групповой работы, презентация. Презентация Виртуальное путешествие по музею Грина Презентация Изображение человека в рассказе А. Грина План урока: Вступление. Заочная экскурсия по музею А. Грина. Создание проблемной ситуации. Поиск решения. Работа с текстом. После чтения. Творческое задание Итоги урока. Домашнее задание. Эпиграф урока: Быть хорошим человеком – значит не только не делать несправедливости, но и не желать этого. Демокрит. Ход урока: • I. Орг. момент. Добрый день, ребята! Сегодня у нас непростой урок. Непростой он потому, что в рассказе А.Грина «Четырнадцать футов», о котором пойдет речь на уроке, поднимаются сложные вопросы о добре и зле, о жизни и смерти, об ответственности за свои поступки. Попробуем найти на них ответы на нашем уроке. А начать урок я хочу со стихотворения, прослушайте его и скажите, кому оно посвящено. • II. Знакомство с творчеством А. Грина. Учитель (читает стихотворение В. Саянова): Он жил среди нас, этот сказочник странный, Создавший страну, где на берег туманный С прославленных бригов бегут на заре Высокие люди с улыбкой обманной, С глазами, как отзвук морей в январе, С великою злобой, с великой любовью, С солёной, как море, бунтующей кровью, С извечной, как солнце, мечтой о добре. Беседа: - Знаете ли вы, о ком идет речь в стихотворении? - А что вы знаете о жизни Грине? (Дети рассказывают о трудной жизни Грина) - О какой стране говорится в стихотворении? Как называется эта страна? ( Грин-ландия – так называется эта загадочная страна.) - Что вы знаете о Грин-ландии? - Чтобы узнать, что же это за страна – Грин-ландия, чтобы понять, почему Грина называют сказочником, мы с вами и отправимся на экскурсию в музей. А.Грина в Феодосии. 2. Индивидуальное задание. (с презентацией). - Что вы узнали о Грин-ландии? - Почему же Грина поэт называет сказочником? Вывод: Жизнь Грина была тяжела и драматична , а в своем творчестве он уводит читателя в оригинальный мир моря и солнца, любви и веры, тревожит, заставляет страстно желать исполнения мечты, до каких бы сказочных высот она ни поднималась. • II. Создание проблемной ситуации. 1. Составление кластера. - Скажите, Александр Грин был хорошим человеком? • Как вы понимаете «хороший человек», «плохой человек»? Хороший человек Плохой человек Добрый Щедрый Бескорыстный Отзывчивый Дружелюбный Трудолюбивый Милосердный Храбрый Совершающий хорошие поступки Помогает людям Приносит пользу людям и обществу Злой Жадный Бессердечный Эгоистичный Корыстный Грехи Зло Совершающий плохие поступки Приносит вред людям и обществу 3. Постановка проблемного вопроса и темы урока. • А вы прочитали рассказ А.Грина «Четырнадцать футов»? • Понравилось? • Что понравилось? • Какие чувства вызвал у вас рассказ, его герои? • А кого из героев рассказа можно назвать хорошим, а кого плохим человеком? (Род – хороший, Кист – плохой). • А разве Кист совершил плохой поступок, или он убил кого-то, или не пришел на помощь другу в трудную минуту? • Что вас удивило? (Почему человек, не совершивший ничего дурного в жизни, не вызывает у нас уважения, и мы называем его плохим?). • У.: И я бы еще добавила, можно ли о человеке судить однозначно и может ли то тайное, что скрыто в глубине души человека, оказывать влияние на его поведение и чувства. У.: Тема урока: Наше тайное «Я». Сформулируйте цель. (Разобраться, что влияет на наши поступки, понять, что в человеке может быть и прекрасное, и чудовищное, и дурное, и хорошее, и высокое, и низкое). • Поиск решения. Работа с текстом. Перед нами поставлен вопрос, но прежде, чем искать на него ответ в тексте, давайте познакомимся с героями рассказа. 1. Герои рассказ и их взаимоотношения. Схема. Индивидуальное задание. 2. Герои рассказа нам уже известны, а какие события описывает Грин в рассказе? Краткий пересказ. Составление плана. Индивидуальное задание. (Вторая колонка заполняется по мере ответов групп). Рассказ. План Вывод «Когда гостиница исчезла за поворотом...». Кэт была для них как далекая, недостижимая, прекрасная звезда, и они «смотрели на Кэт в телескоп», как на звезду. «Восемнадцатилетний Соломон в юбке». Центр всего мира для юной девушки - она сама. Ей оба нравятся. Кист – веселый, Род - основательный и добрый. Заблудились. Экстремальная ситуация «Подлая мысль». 1. Злая, жестокая мысль, даже не перешедшая в действие, может принести зло. 2. Готов жизнью заплатить, лишь бы спасти друга «Если ты сделала выбор, то не ошиблась». Добиться согласия Кэт обманом Кист не желает: это было бы предательством по отношению к Роду. 1.Это небольшое расстояние проверило, испытало человека. При этом Грин говорит: проходя через испытания, через ошибки, человек может очиститься, измениться к лучшему. 2.Человек может совершать и прекрасные, и чудовищные поступки, в нем соединяется и высокое, и мелкое, ничтожное; и дурное, и хорошее. Поэтому невозможно судить о человеке однозначно Работу мы построим по плану рассказа, пойдем вслед за автором и попробуем ответить на наш вопрос, хороший или плохой человек Кист. 3. Групповая работа. 1 группа. «Когда гостиница исчезла за поворотом...». Чтение по ролям разговора Рода и Киста. Нарушила ли их влюбленность в нее дружбу между ними? Объясните фразу Грина: «... оба они, мысленно, смотрели на Кэт в телескоп, а никто так не сроден друг другу, как астрономы». Почему Род считал, что они оскорбили Кэт, произнеся ее имя в трактире за стойкой, хотя сама Кэт никогда об этом не узнает? Вывод: Кэт была для них как далекая, недостижимая, прекрасная звезда, и они «смотрели на Кэт в телескоп», как на звезду. 2 группа. «Восемнадцатилетний Соломон в юбке». Выразительное чтение 1 абзаца 2 главы. Каким представляется Грину внутренний мир восемнадцатилетней девушки? Что есть для нее центр вселенной? Почему Грин называет Кэт «восемнадцатилетним Соломоном в юбке»? Как постепенно изменяются чувства Кэт? Соломон – библейский мудрец и царь. Вывод: Центр всего мира для юной девушки - она сама. Ей оба нравятся. Кист – веселый, Род - основательный и добрый. 3. Беседа. Прежде, чем предоставить слово 3 группе, давайте вспомним, что такое экстремальная ситуация. Кто из известных вам героев попадал в экстремальную ситуацию? Какова роль экстремальной ситуации в произведении? (Экстремальная ситуация проверяет людей) Экстремальная ситуация – ситуация крайне напряженная, опасная, требующая от человека наивысшего подъема душевных и физических сил. 3 группа. Кульминация. «Подлая мысль». Выразительное чтение сцены прыжка. Как проявился характер обоих друзей в момент прыжка? Каким образом проявляется внутренняя сущность Рода и Киста в эту критическую минуту? Оказывает ли наше тайное, подсознательное душевное движение влияние на другого человека? Вывод: Злая, жестокая мысль, даже не перешедшая в действие, может принести зло. 4. Беседа. - Почему мы считаем Киста плохим человеком? - Обратимся к эпиграфу. - Как вы понимаете слова, сказанные древним философом Геродотом? - Можно ли эпиграф нашего урока сделать эпиграфом рассказа «Четырнадцать футов»? Да, ребята, мы ответили, почему Кист плохой, но подумайте, согласился бы Грин, с нашим выводом? - Можно ли все же назвать Киста злым, вероломным человеком? Вероломный - коварный, действующий путем обмана, измены. - Объясните поступок Рода. Зачем он вонзил нож в руку Киста? Вывод: Готов жизнью заплатить, лишь бы спасти друга 4 группа. Развязка. «Если ты сделала выбор, то не ошиблась». Выразительное чтение финала рассказа. Объясните смысл финала рассказа. Почему Грин подчеркивает, что Кист был прилично одет, что Кэт выбежала «с независимым видом, но с вытянутым и напряженным лицом»? Как надо понимать мысль Киста: «Если ты сделала выбор, то не ошиблась»? Зачем «Кист кашлянул, посмотрел в сторону и рассказал все»? Вывод: Добиться согласия Кэт обманом Кист не желает: это было бы предательством по отношению к Роду. • IV. После чтения. 1. Беседа. • Почему рассказ называется «Четырнадцать футов»? (Это небольшое расстояние проверило, испытало человека. При этом Грин говорит: проходя через испытания, через ошибки, человек может очиститься, измениться к лучшему. Кист в конце рассказа - уже иной человек. Он стал чище душой, сильнее, серьезнее. Возможно, теперь он будет достоин любви Кэт.) • К какому выводу приводит нас рассказ А. Грина? (Человек может совершать и прекрасные, и чудовищные поступки, в нем соединяется и высокое, и мелкое, ничтожное; и дурное, и хорошее. Поэтому невозможно судить о человеке однозначно. Эта же проблема поднимается в рассказе О.Генри «Последний лист», который вы прочитаете к следующему уроку. 2. Творческая работа. Следующее задание – творческое. Я предлагаю вам изложить свою точку зрения на проблему в виде мини-сочинения. Мини-сочинение: 1. Какого человека мы называем хорошим (плохим)? 2. Виновен ли Кист в смерти Рода? • V. Итоги урока. Над чем заставил задуматься рассказ? Ваши впечатления от урока? Что вы расскажете родителям о сегодняшнем уроке? • VI. Домашнее задание. - Мини-сочинение (закончить работу) 1. Какого человека мы называем хорошим (плохим)? 2. Виновен ли Кист в смерти Рода? - Прочитать рассказ О.Генри «Последний лист» Литература: Бунеев Р.Н.., Бунеева Е.В. Литература. «Год после детства». Учебник-хрестоматия для 6 класса. В 2-х кн. – М.: Баласс,2005. Барова Е.С. Уроки литературы в 6-м классе по учебнику-хрестоматии «Шаг за горизонт». Методические рекомендации для учителя. По научной редакцией Е.В. Бунеевой. – М.: Баласс.2005. Интернет-ресурсы: http://grin.feo.ru/grin.htm http://grinlandia.narod.ru/ Размещено:Интернет и образование, Декабрь, Том 2008, № 3
Источник: http://www.openclass.ru/io/3/efremova |