Лингвист ДВ
your slogan
Воскресенье, 22.12.2024, 17:56


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Категории каталога
Гуманизация образования [4]
Теория информационного общества

Наш опрос
Что Вы считаете самым важным в школьном обучении?
Всего ответов: 430

Главная » Статьи » Интерактивные формы обучения » Гуманизация образования [ Добавить статью ]

Роль профессиональной практики в становлении специалиста
Научная Интернет-конференция студентов педагогических колледжей и училищ России

Секция: Роль практики в формировании специалиста

Роль профессиональной практики в становлении специалиста

Е.В. Ерисова, 4 курс,
Оренбургский художественно-педагогический колледж
Н.р. Трубникова М.А.

Появление новых целей и ценностей в образовании обусловлено потребностью современного общества в образованных специалистах, способных к проявлению мировоззренческой позиции и к компетентному профессиональному действию. И это не случайно, т.к. речь идет о новой единице измерения "образованности" человека. Если раньше таковой единицей были знания, умения, навыки, то теперь этого недостаточно.

Отличие компетентного специалиста от квалифицированного заключается в том, что он не только владеет определенным уровнем знаний, умений и навыков, но и реализует их в работе; обладает внутренней мотивацией к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности и отношением к своей профессии как к ценности. Компетентный специалист способен выходить за рамки своего предмета, своей профессии, он имеет некий творческий потенциал саморазвития.

В основе компетентностного подхода лежит культура самоопределения, саморазвития, самореализации. Профессионально развиваясь, такой специалист создает нечто новое в своей профессии (новый прием, метод, технологию). Он несет самостоятельную ответственность за принятое решение, определяет цели, исходя из собственных ценностных ориентиров. Таким образом, профессиональная компетентность педагога - это знания, способность профессионально решать практические задачи по развитию личности и формированию практических умений деятельностной самореализации.

Развитие исследований о профессиональной компетентности учителя имеет несколько направлений: от анализа психологических основ профессиональной деятельности учителя (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); к разработке основ формирования педагогической направленности учителя и развития профессионально важных качеств личности в целом (А.А. Орлов, Н.В. Кузьмина, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.); и далее к определению сущности истоков педагогического творчества (В.И. Андреев, Ю.Н. Кулюткин, М.М. Поташник).

Сегодня, как никогда, актуально решение проблемы подготовки специалиста, оценки уровня возможностей его профессиональной реабилитации, перспектив роста, профессиональной компетентности.

Инструментарий для отслеживания профессиональной компетентности предложен в "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года". Он включает: развернутые тесты; психологическую диагностику; создание проблемных ситуаций; в системе международного Бакалавриата существует опыт ведения студентами рефлексивных дневников; опыт критериального оценивания, когда критерии оценки собственной деятельности задают сами студенты; практику оценки собственного продвижения и т.д.

В художественно-педагогическом колледже г. Оренбурга разработана логика профессиональной подготовки специалиста, которая лежит в основе модели выпускника. Она состоит из следующих блоков: профессиограммы, Госстандартов СПО, процесса подготовки, результата.

Профессиограмма - описательная модель (паспорт), включающая ряд личностных качеств, педагогических знаний, умений и навыков, необходимых педагогу. К настоящему времени накоплен богатый опыт построения профессиограмм. Исследования последних лет позволили В.А. Сластенину представить профессиограмму учителя таким образом: главные ее составляющие: а) готовность к педагогической деятельности (психологическая, психофизиологическая, физическая, научно-теоретическая, практическая) и б) качества учителя (общегражданские, специальные знания и умения и профессиональные).

В связи с разработкой во второй половине 90-х годов Госстандартов среднего профессионального образования подготовка учителя претерпела значительные изменения. Выделенный в Госстандартах обязательный минимум содержания образования включает 2 блока: теоретический и практический. Теоретический блок, в свою очередь, делится на:

а) предметный, занимающий примерно 57% учебного времени, ориентированный на освоение конкретного научного знания;
б) общекультурный (примерно 25% учебного времени), призванный расширить общее образование, формирование и развитие мировоззрения;
в) психолого-педагогический (примерно 18% учебного времени), направленный на развитие педагогических умений, творческой индивидуальности.

Практический блок представлен основными видами профессиональной практики: "Введение в педагогическую профессию", 1 курс; учебная практика (практика наблюдения по психолого-педагогическим предметам, частным методикам), 2-3 курсы; педагогическая практика, 3-4 курсы; государственная преддипломная практика, 4 курс.

В художественно-педагогическом колледже г. Оренбурга профессиональная практика выстроена логично, последовательно, усложняясь от курса к курсу. Ее цель - обеспечить единство теоретической подготовки студента с его практической деятельностью.

В процессе развития будущего педагога следует формировать у него ряд личностных и деятельностных качеств. К личностным относятся: научное мировоззрение, высокий уровень общей культуры, креативность, информационная (компьютерная) грамотность и др. В деятельностном компоненте мы выделили следующие блоки: педагогические способности, специфическую мотивационную направленность, профессиональные компетенции (гностические, диагностические, коммуникативные, конструктивные, организаторские, прогностические, специальные).

Таким образом, создание структурной модели выпускника объединило внутренними связями профессиональную практику со всеми учебными дисциплинами, определив роль и место каждой из них.

Профессиональная практика пронизывает весь период обучения. Она позволяет адаптировать студентов к реальным условиям будущей профессии, высвечивает личностные и деятельностные (педагогические) качества будущего специалиста, дает возможность дать объективную оценку его профессионального соответствия. В основе практики лежит принцип кумулятивного, поэтапного вхождения в профессиональную деятельность.

Перед выходом на педагогическую практику студенты проходят допуск, где они показывают не только уровень своей гностической компетенции по узко выбранному разделу профессиональной деятельности, но и понимание его места и значения в общем учебно-воспитательном процессе. Наличие учебно-методических комплексов по предметам ("педагогических копилок") также непременное требование к допуску.

В период активной педагогической и преддипломной практики сохраняется контакт с учителями школ и преподавателями ведущих дисциплин. Наблюдение за работой студентов в реальной педагогической деятельности, коллективный анализ уровня профессиональной компетентности выпускника позволяют по-новому взглянуть на подготовку студента, переосмыслить методический, содержательный и технологический аспекты, усилить профессионализацию подготовки, изменив направленность и содержание учебной деятельности студентов, когда приоритетными становятся цели профессионального развития и саморазвития, а средствами - предметная подготовка и профессиональная практика.

Литература
1. Клименко Н.Ю. Социально-педагогическая компетентность специалистов социальной сферы. // Педагогика. 2003. № 2.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. //Официальные документы в образовании. 2002. № 8.
3. Педагогическая практика: Учебно-методическое пособие.//Под ред. Г.М. Коджаспировой, Л.В. Бориковой. - М.: Академия, 1998.
4. Профессиональное образование и формирование личности специалиста // Научно-методический сборник - М., 2002.
5. Сластенин В.А. и др. Педагогика. М.: Школа-Пресс, 1998.
6. Терехов П.П. Формирование педагогической компетентности специалиста социокультурной сферы. // Педагогика. 2003. № 1.

Научная Интернет-конференция студентов педагогических колледжей и училищ России

Секция: Роль практики в формировании специалиста

Источник: http://www.avpu.ru/proect/inter_konf/t_426.htm

Категория: Гуманизация образования | Добавил: (14.03.2009) | Автор: Е.В. Ерисова
Просмотров: 6518 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 1
1 Андрей Лебедев  
0
в России востребованность и престиж профессионального образования, особенно инженерно-технического, не соответствует его потенциальной роли в современном государстве, а накопленный кадровый потенциал используется нерационально.
http://www.slaviza.ru/778-obr....va.html angry

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024