Баранова О.С., Тихова О.В., 4 курс, Астраханское педагогическое училище Н.р. Канаева Т.Н.
Уже на студенческой скамье будущий педагог должен осознать и крепко усвоить истину, что главное - не приспосабливать ребёнка к школе, а наоборот - школа, учителя будут приспосабливаться к нему, чтобы, не ломая природы ребёнка сформировать из неуверенного в себе малыша личность.
Для того чтобы стать совершенным учителем, теоретических знаний не достаточно, необходима практика. Нужно быть ближе к детям: прочувствовать их эмоциональный настрой, атмосферу, которая царит в первые дни ребёнка в школе. В первые дни в школе у ребёнка резко меняется социальный статус и окружение, дети обычно наивны и непосредственны, хотя некоторые чувствуют себя неуютно. Практика в этот период - яркий по впечатлениям и очень ценный по информативности период становления будущего учителя начальной школы.
Подготовка к этой неделе встречи с теми, кто впервые переступил школьный порог, начинается в конце III курса. Исходя из основных задач практики, определяются приоритетные виды деятельности.
Проблема психологической готовности к школе чрезвычайно актуальна, т.к. является определяющей в плане готовности к смене ведущих типов деятельности: от сюжетно-ролевой игры к учебной деятельности.
Такой подход представляется актуальным и значительным, если рассмотреть проблему со стороны адаптации к школе. Адаптация в 1 классе - особый и сложнейший период в жизни ребёнка, в течение которого шести-семилетка осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности, новое социальное окружение. Появляются одноклассники, учителя и школа как большая социальная группа, в которую включается ребёнок, изменяется уклад его жизни.
В связи с этим, в августе во время инструктажа по практике студенты рассматривают данные проблемы, акцентируя внимание на особенностях адаптационного периода. Это оправданно, т.к. данный материал изучается в контексте психолого-педагогических дисциплин ещё на II курсе.
Группировка нарушений психического развития приводит к нарушениям школьной адаптации. Интеллектуальные нарушения приводят к трудностям в овладении учебной деятельностью, личностные - к трудностям в общении и взаимодействии с окружающими, влияют на поведение, что может нарушать и учебную деятельность, и отношение к окружающим.
Особое внимание студентов направлено на учебную дезадаптацию (как нарушение учебной деятельности) и социально-психологическую дезадаптацию (нарушение взаимоотношений с окружающими). На основе личных наблюдений студент разрабатывает рекомендации по профилактике школьной дезадаптации. Эти рекомендации содержат два направления: совершенствование школьной среды, педагогического процесса - с одной стороны, профилактика и коррекция нарушений психического развития ребёнка, создание условий для его адекватного психического развития, обеспечивающего готовность к тем или иным изменениям, - с другой. Такие рекомендации студенты разрабатывают в микрогруппах и озвучивают в итоговом анализе. Большую помощь в этой работе оказывает программа "Я и Мы", рассчитанная на проведение занятий-тренингов, которые проводят студенты в плане практики пробных уроков.
В контексте адаптации важным является уровень развития речевой функциональной системы у первоклассников в зависимости от уровня развития отдельных психических функций, которые определяют успешность обучения. Причины нарушений различны, но не всегда работа с этими детьми, возложенная лишь на логопеда, может быть результативной. Поэтому студенты под руководством методиста разрабатывают рекомендации по организации уроков чтения и письма в букварный период.
Помимо групповой работы студентами выполняются индивидуальные задания: описать проявление эмоций у младших школьников; оформить материалы "Говорят дети"; обосновать целесообразность использования наглядности; определить специфику педагогического общения в напряжённой ситуации; проанализировать особенности воспитательной работы в первый школьный месяц.
Самым волнующим событием является первое родительское собрание, на котором студенты являются активными участниками. К этому времени мы располагаем сведениями о разнообразии интересов школьников, что помогает нам скорректировать режим дня и предложить разумные варианты. На собрании студенты делятся не только впечатлениями, но и знакомят родителей с рекомендациями на период адаптации, готовят советы по внутрисемейному общению. Как правило, подобные собрания являются полезными для всех участников. Конечно, практика в течение недели требует большой работоспособности, а главное - желания почувствовать, понять и помочь каждому первокласснику. Выпускники создали игротеку подвижных перемен, систематизировали задания для развития психических процессов, от которых зависит успешность общения. Это помогает нам и в подготовке пробных уроков, которая является завершающей перед выходом на государственную практику. Вне зависимости от уровня обобщенности педагогической задачи законченный цикл её решения сводятся к триаде "мыслить - действовать - мыслить". От мысли к действию! Таков девиз каждого, кто уверен, что творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций.