Лингвист ДВ
your slogan
Воскресенье, 22.12.2024, 18:19


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Категории каталога
Гуманизация образования [4]
Теория информационного общества

Наш опрос
С чего должен начинаться процесс информатизации школы?

Всего ответов: 275

Главная » Статьи » Интерактивные формы обучения » Гуманизация образования [ Добавить статью ]

ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ в информационном обществе

В статье обосновывается необходимость и рассматриваются условия построения системной модели информатизации гуманитарного образования, основанной на современных информационных и педагогических технологиях, на методологических принципах информационного общества и открытого образования.
Авторы анализируют роль классического университета в реализации модели гуманитарного образования, обосновывают необходимость создания кафедр гуманитарных проблем информатики как конкретный механизм реализации новой образовательной парадигмы.

The necessary and conditions of the creation of the humanitarian education system model, which is based on the new information and pedagogical technologies, the methodological principles of the information society and open education, is ground in this article.
The role of classic university in the realization of the humanitarian education model is analyzes. The creation of the humanitarian problem of informatics chair is suggested as a way for the resolving of society informatization problem.

На рубеже XX-XXI вв. в общественной жизни произошли существенные изменения, связанные с формированием нового типа общественного устройства - информационного общества. Создание в послевоенные годы нового научного и технического направления в виде методов и средств сначала кибернетики, а затем и информатики, существенно изменило образ мира. Теперь не столько объемы промышленного производства и темпы его роста стали определять могущество и рейтинг страны в мировом сообществе, а ее информационные возможности. На смену ценностям, характерным для индустриального общества, приходят другие, которые определяются информационными ресурсами государства и стратегией их включения в жизнь общества.

С процессом развития информационного общества связаны и интенсивные процессы становления новой образовательной парадигмы, идущей на смену классической. В основе новой парадигмы лежит изменение фундаментальных представлений о человеке и его развитии через образование.

Необходимость в новой образовательной модели (парадигме) вызвана реализацией экогуманистического способа конструирования информационного общества, который основывается на устойчивом и безопасном развитии и приходит на смену технократическому (кризисному, затратному, с неустойчивым развитием).

Прежде всего, меняется основная образовательная цель, которая теперь заключается не столько в знаниевой подготовке, сколько в обеспечении условий для самоопределения и самореализации личности. Это утверждение базируется на изменении отношения к человеку как сложной системе и к знанию, которое должно быть обращено в будущее, а не в прошлое. Критерием реализации новой образовательной модели становится опережающее отражение или степень "познания будущего". В новой образовательной парадигме учащийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Диалогические отношения преподавателя и обучающегося определяют основные формы организации учебного процесса. Результатом становится активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции.

Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться: искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, использовать разнообразные источники информации для решения этих проблем, постоянно приобретать дополнительные знания.

Подтверждением этому могут стать слова известного экономиста Лестера Туроу: "Знание становится единственным источником долговременного устойчивого конкурентного преимущества, поскольку все остальное выпадает из уравнения конкуренции, но знание может быть использовано только через квалификацию индивидов" [1]. Современному обществу нужны люди, умеющие учиться, самостоятельно работать с информацией - только они смогут рассчитывать на успех в информационном обществе.

Переориентация целей образовательного процесса сопровождается сменой его модели. На смену предметно-онтологической модели обучения повсеместно приходит гносеологическая модель, при которой основу предмета учебной дисциплины составляет методология и история изучаемой науки, ее познавательные средства и технологии. Она формирует у обучающихся "способность самостоятельной выработки целостной системы решения профессиональных проблем, стимулирует потребности продуктивного творческого характера" [2].

Становление новой образовательной парадигмы предполагает решение ряда основных противоречий между развивающейся культурой и традиционным способом образования человека, между целостностью культуры и отраслевым принципом ее представления через множество предметных областей в образовании. Традиционная образовательная система основывается на передаче готового знания, отчужденного от динамики развития культуры, отчужденного от жизни личности и социума. Она не учитывает растущую потребность непрерывного развития человека в динамично меняющемся современном мире.

Одной из ведущих мировых тенденций, направленных на решение этих противоречий, является переход к непрерывному, открытому образованию, которое формирует основу информационного общества и может рассматриваться как рациональный синтез всех известных форм образования. Реализация принципов открытого образования приводит к качественным изменениям во всех элементах педагогической системы, включая характер самого знания, формы и методы организации образования, роль преподавателей и учащихся в учебном процессе. Среди существенных черт и функций новой образовательной системы оказываются фундаментализация, гуманитаризация, информатизация, экологизация, футуризация.

Наиболее важным применительно к открытому образованию становится принцип гуманизации, который заключается в обращенности обучения к человеку, в создании условий для развития творческой индивидуальности. Гуманитарность становится системообразующей компонентой новой образовательной системы, которая, в свою очередь, превращается в приоритетно доминирующий фактор социального развития в информационном обществе, формирует информационное общество как общество образования, в котором ожидания общества находят отражение в сфере образования.

Это связано с тем, что рост сциентистских тенденций, технократического мышления, узкопрагматичных ориентаций привел к обеднению эмоционального мира человека. Приблизить образование к запросам личности, ее психологии, нравственности позволяет гуманитаризация образования. Ядро гуманитаризации составляет гуманизация, то есть насыщение образования гуманитарными дисциплинами, введение его в социокультурный контекст. Целевые установки гуманитаризации направлены на то, чтобы закладывать основы широкого мировоззрения, не ограниченного естественнонаучной картиной мира, формировать инновационное мышление. Гуманитарное образование помогает человеку найти самого себя, отстоять свое право на самореализацию, самоопределение, создает его культурное поле, то есть берет на себя груз проблем мировоззренческого, общекультурного, духовного и интеллектуального развития личности.

Философия открытого образования связана с изменившимися представлениями в современной научной картине мира и способах познания, ориентированных на изучение самоорганизующихся и саморазвивающихся систем [3]. Это предполагает, что определяющей тенденцией современного образования должна стать не дальнейшая дифференциация различных способов познания мира, а, напротив, их интеграция, системный подход к изучению мира, основанный на использовании новейших технических средств, современных коммуникаций и информационных технологий.

Одной из приоритетных задач современной системы образования становится разработка концептуальных моделей информатизации образования и научной деятельности и их научно-методическое обеспечение, построение системной модели информатизации гуманитарного образования, включающей философско-гуманитарную, научно-педагогическую, содержательную, экономическую и технологическую компоненты. Необходимо построение единой образовательной модели гуманитарного образования, основанной на современных информационных и педагогических технологиях, на методологических принципах информационного общества и открытого образования.

Информатизация выступает как основной механизм реализации новой образовательной парадигмы, как новое качество системы образования, как средство реализации функции прогнозирования образовательной системы, системной связи науки и образования. Информатизация способствует новому синтезу гуманитарных и естественных наук, преодолению их отчуждения друг от друга. Современное образование должно строиться на междисциплинарности, которая должна проявляться и в методологии, и в образовательной практике.

При этом важно не просто знакомство учащихся с методами других наук, традиционно находящихся вне профессиональной предметной зоны, но изучение механизмов взаимодействия различных научных методов. Профессионализм гуманитарного образования в условиях междисциплинарности, которая уже стала реальностью и имеет перспективы дальнейшего, все более широкого распространения, должен строиться не на суммировании различных методов, а на переходе на более высокий, метадисциплинарный уровень [4].

Междисциплинарные исследования наиболее эффективны, если существует общий объект, на который направлены методы различных наук. И таким объектом междисциплинарных исследований является информация, имеющая сложную внутреннюю структуру. Ее исследование и формирует зону междисциплинарности. В различных науках созданы методы, позволяющие исследовать информацию с самых различных позиций. Но синтез подходов к изучению информации возможен лишь в гуманитарной сфере.

Гуманитарные науки оказались в ситуации поиска неких общенаучных оснований, фундамента, который позволил бы осуществлять междисциплинарные исследования. Все более важным становится не столько использование методов других наук, сколько поиск универсальных общенаучных оснований. В качестве общенаучной методологии может выступить теория информации, которая приобретает особое значение в условиях междисциплинарных исследований. Теория информации, обогащенная достижениями семиотики, способна стать фундаментом общенаучных исследований, общенаучной методологией.

Интерес к теории информации тесно связан с процессами информатизации, которые, затронув практически все области знания, вовлекли на рубеже 1980-90-х гг. и социально-гуманитарные науки. Подтверждением тому стало появление в 1990-х гг. "отраслевых" информатик в целом ряде научных областей (социальная, экономическая, правовая, историческая информатика, компьютерная лингвистика и т.д.). Однако сейчас уже ясно, что в развитии любой "отраслевой" информатики происходит перекос в сторону прикладных исследований, основанных на практическом применении информационных технологий в социально-гуманитарных науках, в сторону предпочтения логики средств перед логикой содержания гуманитарных исследований. На начальном этапе информатизации в гуманитарных науках как развития и внедрения инструментальных средств это было необходимо и способствовало развитию самих гуманитарных наук.

Вместе с тем, логика научного развития такова, что наука, вооруженная более совершенными средствами, приводит к такому ее состоянию, когда возникает необходимость переосмысления первичных категорий, переопределения и уточнения понятий, лежащих в основе самой науки. Современная информационная среда предъявляет новые требования к системе гуманитарного знания. Этот процесс затрагивает как область гуманитарного образования: его методики, технологий и контролирующего аппарата, так и фундаментальных исследований в области гуманитарных наук, где информационные технологии применяются не только на этапе обработки, хранения и кодифицированного анализа традиционного материала, но и становятся самостоятельным объектом гуманитарного исследования.

Информатизация гуманитарных наук позволила выявить глубокие социальные изменения, вызванные процессом информатизации. Это привело к необходимости переосмысления понимания информатики, изменения научных взглядов на саму науку информатику, выяснения механизмов влияния информатизации на развитие общества, на формирование нового этапа информационной культуры, построение теорий информационного общества и т.д. В поле зрения современной информатики должны лежать закономерности возникновения и функционирования всех видов информации, закономерности и последствия информационных процессов в обществе [5].

Изучение информационных процессов, источников и каналов информации позволит глубже понять причины и характер социального поведения, социальных взаимодействий. Исследование гуманитарных проблем информатики играет ведущую мировоззренческую роль, которая проявляется в формировании у обучаемых целостной системно-информационной картины мира, а также понимания общности информационных процессов управления в живой природе, обществе и технике. Все более актуальным становится исследование информационного общества, информатизации и ее последствий, решение методологических проблем информатизации.

Необходимость и важность подобных исследований определяется рядом факторов.
Во-первых, информация в современном обществе является определяющей категорией в экономическом развитии. Информация, знания выходят на первое место в системе общественных ценностей, а их приобретение становится основной задачей общества. В связи с этим информатизация как основной механизм перехода к информационному обществу сегодня становится предметом исследований самого широкого круга специалистов.

Во-вторых, информатизация общества приводит к изменению социальных связей и отношений между людьми. Создание и развитие компьютерных коммуникаций вызывает изменение коммуникационных процессов в обществе, характера коммуникационных взаимодействий. Массовые коммуникации меняют систему социокультурного восприятия информации, позволяют по существу манипулировать сознанием людей, изменяя его характеристики.

В-третьих, внедрение персональных компьютеров, развитие информационных и коммуникационных технологий оказывает заметное влияние на развитие человека, на изменение его мировоззрения, систему личностных ценностей. Все более погружаясь в виртуальные и реальные компьютерные миры, человек сталкивается с необходимостью изменения стиля жизни, образа мышления, характера взаимоотношений с окружающим миром.

Наконец, дальнейшее развитие информатизации требует не только компьютерной грамотности, но и определенного уровня информационной культуры, основанной на понимании закономерностей развития информационного общества. При этом в первую очередь должно измениться понимание сути информатизации и информатики. Уже сейчас под информатизацией понимают не столько внедрение информационных технологий в различные сферы жизни общества, сколько развитие информации, расширение информационных каналов, углубление их связей, усиление их влияния на человека и общество [6]. Это приводит к максимально расширенному пониманию информатики как междисциплинарной науки, изучающей в первую очередь закономерности и особенности информационных процессов в обществе и социальные последствия информатизации. Отсюда возникает социальный аспект информатики, определяющий ее как науку гуманитарную или гуманитарную информатику. Такое представление об информатике сейчас все более и более укрепляется в науке. Тем не менее, еще господствует представление об информатике как математической дисциплине, которая изучает лишь технические и технологические вопросы, связанные с информацией. Парадокс сегодняшней ситуации состоит в том, что информатика сугубо математизирована и в ней практически нет гуманитарного осмысления самой науки.

Вместе с тем, уже наработан достаточный научный материал и развита теория информационного общества, которая позволяет говорить о гуманитарной информатике не только как о научном направлении, но и как о системе знаний об информационном обществе, которая может являться базой для подготовки специалистов в этой области. Примером могут служить многочисленные исследования философов, историков, филологов, психологов по гуманитарным проблемам информатики.

С другой стороны, в системе образования сложилась ситуация, когда в области гуманитарной информатики нет специалистов. В России лишь начинаются фундаментальные исследования в области информатизации социальной сферы, практически не изучаются закономерности развития информационного общества, не исследуется в историческом развитии и философском осмыслении понятие информационная культура. И это обстоятельство, прежде всего, сказывается на образовании. Техническое совершенство в области информационных технологий сводится практически на "нет" при отсутствии соответствующих педагогических средств. А создать такие средства можно только на основе новых методологических принципов из области гуманитарных наук.
Для решения этих проблем необходимы специалисты-гуманитарии, которые помогут развивать информатику как науку, определяющую во всех отношениях развитие современного общества. Необходимо создать систему подготовки кадров - специалистов в области гуманитарной информатики как науки, изучающей закономерности возникновения и развития информации в обществе, закономерности и последствия информационных процессов в обществе, философию и методологию информационного общества, и самой информатизации как социального явления. Необходима организация и постановка научных исследований в области информатизации путем объединения усилий специалистов в различных гуманитарных областях и в области информатики.

Новая образовательная парадигма требует включения в учебный процесс дисциплин, связанных с исследованием гуманитарных проблем информатизации. Нужно менять представление будущих специалистов-гуманитариев о своем профессионализме.

Решение проблемы "гуманитаризации" информатики должно быть призванием классических университетов как центров науки, образования и культуры. Синтез этих направлений в классическом университете является основой для модернизации гуманитарного образования в условиях новой информационной среды.

Решение проблем современного гуманитарного образования связано с построением концепции гуманитарного образования в информационном обществе, обоснованием информатизации как нового качества системы образования в информационном обществе, а также с разработкой концепции гуманитарной информатики как междисциплинарной науки, направленной на развитие личности в условиях информационного общества.

Конкретный механизм решения этих проблем мы видим в создании в классических университетах кафедр гуманитарных проблем информатики, что позволит объединить усилия специалистов на междисциплинарной основе и скоординировать учебные планы и научные исследования с учетом межфакультетской интеграции.

В Томском государственном университете кафедра гуманитарных проблем информатики уже открыта. Кафедра будет являться одной из форм реализации научно-образовательной модели гуманитарного образования в условиях информационного общества.

Традиционными направлениями деятельности кафедры являются научно-исследовательская и учебно-методическая работа.

Научно-исследовательская работа кафедры будет развиваться по двум направлениям: "Фундаментальные исследования в области информатизации" и "Информационные технологии в социально-гуманитарных исследованиях", в рамках которых уже определены приоритетные темы:
- теория информационного общества,
- философия виртуальной реальности,
- проблемы информационной культуры,
- этика и эстетика сетевой культуры,
- информация и ее роль в развитии общества,
- культурно-антропологические аспекты информатизации,
- структурная семантика,
- знание в информационном обществе,
- психология личности в условиях информатизации,
- информационное источниковедение,
- лингвистические аспекты массового сознания.
Учебно-методическая работа кафедры, прежде всего, будет направлена на организацию межфакультетской специализации "Гуманитарные проблемы информатики" для студентов гуманитарных факультетов университета - философского, филологического, исторического, культурологического и психологического. Учебный план специализации рассчитан на 1064 часа, включая 540 часов аудиторных занятий.

Структура программы специализации включает учебные курсы двух уровней:
1) инвариантные курсы по методологическим и гуманитарным проблемам информационного общества;
2) вариативные курсы, построенные с учетом базовой специальности студентов и ориентированные на углубление подготовки в области "отраслевых информатик".

Вторым направлением учебно-методической работы кафедры станет углубление подготовки студентов гуманитарных факультетов по информатике с учетом специфики предметной области - "информатика для гуманитариев". Назрела необходимость создания цельной программы подготовки специалистов-гуманитариев в области информатики, которая учитывала бы как специфику гуманитарных наук, так и накопленный опыт использования информационных технологий в отдельных "отраслях" гуманитарного знания.

Такая программа позволяет решить, как минимум, две основные задачи:
1) расширение исследовательского инструментария специалистов-гуманитариев;
2) повышение конкурентоспособности выпускников гуманитарных факультетов классического университета на рынке интеллектуального труда.

Помимо курсов "отраслевых информатик" студентам гуманитарных факультетов в качестве элективных будут предложены такие учебные курсы как "Информационное общество: теория и практика", "Информационное мировоззрение и информационная культура", "Философия виртуальной реальности", "Культурно-антропологические аспекты информатизации", "Язык как информационная модель реальности", "Семиотические аспекты информациологии", "Процессы коммуникации в современном обществе", "Личность в информационном обществе", "Информация и ее роль в развитии общества" и др.
Учебно-методическая работа кафедры должна быть направлена не только на "информатизацию гуманитариев", но и на расширение гуманитарной, методологической подготовки студентов физико-математических и естественнонаучных специальностей. На наш взгляд, еще одна важная проблема в области информатизации университета связана со специфическим статусом информатики как математической дисциплины, хотя в образовательном стандарте информатика обозначена как гуманитарная специальность. Парадокс сегодняшней ситуации состоит в том, что подготовка студентов в области информатики сугубо математизирована, в ней нет гуманитарного осмысления науки. Для решения этой проблемы нужны специалисты-гуманитарии, которые помогут развивать информатику как метадисциплину.

Несмотря на традиционную деятельность этой кафедры, она имеет определенную специфику. Во-первых, это связано с междисциплинарным характером научной и образовательной деятельности кафедры, которая проявляется в осуществлении образовательных программ, включающих в себя учебные дисциплины, принадлежащие к различным областям знаний. Во-вторых, фундаментальный характер научных исследований по гуманитарным проблемам информатики требует не только интеграции гуманитарных наук, но и интеграции их с естественными и техническими науками.

Таким образом, создание кафедры гуманитарных проблем информатики позволит развить новое направление в образовании, создать современное научное, учебно-методическое и кадровое обеспечение образовательных программ. Это будет являться основой создания новой образовательной модели гуманитарного образования.



Источник: http://huminf.tsu.ru/e-jurnal/magazine/1/demkin.htm
Категория: Гуманизация образования | Добавил: lingvist (03.03.2008) | Автор: В.П. Демкин, Г.В. Можаева
Просмотров: 4014 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.5/2 |
Всего комментариев: 1
1 Ivan  
0
В обще все не плохо...

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024