Петербург – это, с одной стороны, реальность, во многом остающаяся
для нас загадкой; с другой стороны, хорошо организованный текст, имеющий
свой язык и говорящий нам своими улицами, площадями, реками и каналами,
островами и садами, зданиями и памятниками, людьми, историей и идеями.
Н.П.Анциферов, один из крупнейших исследователей и знатоков Петербурга,
так сформулировал свои впечатления от встречи с городом: "Петербург –
это русские Афины. Стольный город русской духовной культуры"
(Н.П.Анциферов, 1925, Л.2-3).
Петербургу в русской культуре и литературе поставлен особый петербургский текст.Образ Петербурга раскрывается в разных типах текста, которые являются составными частями общего петербургского текста
русской культуры: петербургский текст архитектуры, живописи, музыки, художественной фотографии, литературы. Все эти элементы петербургского текста тесно взаимосвязаны между собой, и часто в качестве
интертекстуальных данных одного текста выступают элементы другого. Наиболее хорошо исследован вербальный петербургский текст. В петербургском тексте русской литературы город выступает как особый и
самодовлеющий объект художественного постижения, как некое целостное единство. Этот текст определяется указанием круга основных текстов русской литературы, связанных с городом, и их хронологических рамок, а
также через отображение эволюции самого образа города.
Одним из культурных слоёв петербургского текста выступает поэтическое творчество А.А.Ахматовой, представителя акмеизма (древнегр. акме – высшая степень рассвета, зрелости) – направления русского модернизма, сформировавшегося в 1910-е годы и в своих поэтических установках отталкивающегося от русского символизма, преодолевающего его. Поэзия Ахматовой, относясь к классическому типу текста, впитав его
традиции, в то же время использует не только акмеистические методы и приёмы художественного отображения действительности, но и принципы авангардного, неклассического текста. Петербург является составной
частью его художественной системы, и мы можем говорить об определённом
петербургском тексте А.А.Ахматовой.
Цель исследования – показать, как в соотношении разных типов текста
реализуется образ Петербурга.
Задачи исследования: 1) рассмотреть город как художественное
произведение (имя, пространственные характеристики, мифы города);
рассмотреть и проанализировать петербургский текст русской культуры;
2) проанализировать структуру образа Петербурга в творчестве А.А.Ахматовой.
Методы исследования: описание, наблюдение, компонентный анализ, анализ
по непосредственным составляющим, оппозиционный анализ, дистрибутивный
анализ.
Материалом исследования служат различные произведения русского
искусства, входящие в петербургский текст русской культуры (архитектура,
живопись, музыка, фотография, литература) и поэтические тексты
А.А.Ахматовой.