Раскрывая особенности технологии развития критического мышления как
интегративного способа обучения, Е.О.Галицких выделяет четыре существенных
компонента группового задания для самостоятельной работы учащихся:
- оно содержит ситуацию выбора, который делают учащиеся, ориентируясь на
собственные ценности;
- предполагает смену ролевых позиций учащихся;
- настраивает на доверие участников группы друг к другу;
- выполняется приемами, которыми человек пользуется постоянно (сравнение,
систематизация, анализ, обобщение и др.).
Выполняя групповое задание, общаясь между собой, ученики участвуют в активном
построении знаний, в добывании необходимой информации для решения проблемы.
Школьники приобретают новое качество, характеризующее развитие интеллекта на
новом этапе, способность критически мыслить. Ученые-педагоги выделяют следующие
признаки критического мышления:
Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на
вопросы преподавателя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое
помогает ему жить среди людей, социализироваться.
Эта модель описана С.И.Заир-Бек [2]. Ее основу составляет трехфазный процесс:
вызов - реализация смысла (осмысление содержания) - рефлексия
(размышление).
Структура занятия в концепции "критического мышления":
1 этап -"Вызов" (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой
вопрос "Что я знаю?" по данной проблеме.
Можно предложить ребенку работу с вопросами по проблеме. Работа с вопросами
может проходить в два этапа: "я сам", "мы вместе" (парная или групповая работа).
Хороший прием, который может использоваться на данной стадии - это "мозговая
атака". На стадии вызова у ребенка должно сформироваться представление, чего же
он не знает, "Что хочу узнать?".
2 этап - "Осмысление" (реализация осмысления).
На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей
ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что
хочу знать).
Здесь может быть предложена работа с текстом: прочитать, пересказать,
растолковать соседу (группе), заполнение матричной таблицы, чтение с пометками
текста (“V” - уже знаю ; “+” - новое; “-” - противоречит взглядам; “?” - “хочу
узнать подробнее”), выписка из текста.
3 этап - "Рефлексия" (размышление).
Размышление и обобщение того, “что узнал” ребенок на уроке по данной
проблеме. На этой стадии может быть составлен опорный конспект в тетради
учащегося. Кроме того, могут быть осуществлены: а) возврат к стадии вызова; б)
возврат к ключевым словам; в) возврат к перевернутым логическим цепочкам; г)
возврат к кластерам.
Методические приемы критического мышления
Вызов
- Парная мозговая атака.
- Групповая мозговая атака. (В случае отказа: напиши, почему отказываешься?
Посиди в группе и послушай).
- Работа с ключевыми терминами.
- Перевёрнутые логические цепи (связать последовательность элементов
информации в нужной последовательности).
- Свободное письмо (задаётся тема, а способ воплощения - нет; пишите всё, что
приходит в голову: это может быть связанный текст, или опорные словосочетания).
- Разбивка на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей).
- Механизм ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал).
Стадия осмысления
- Маркировочная таблица ( 5 - я так и думал, + - новая информация, + ! - очень
ценная информация , - - у меня по-другому, ? - не очень понятно, я удивлён).
- Взаимоопрос и взаимообучение (например, задать друг другу вопросы).
- Двойной дневник (страница делиться на две части: слева - что понравилось,
запомнилось, справа - почему, какие ассоциации).
Рефлексия
- Возврат к стадии вызова (обсудить, что совпало).
- Возврат к ключевым словам.
- Возврат к перевернутым логическим цепочкам.
- Возврат к кластерам (их заполнение).
- Возврат к ЗХУ.
Дополнительные приемы
А) Трёхчастный дневник (В третьей колонке - письмо учителю, описание
впечатлений, предложения ).
Б) Графическая организация материала (Концептуальная таблица).
В) Кубик. Грани
- Дай описание.
- Сравни с чем-нибудь.
- Проассоциируй (на что похоже).
- Проанализируй (из чего состоит).
- Примени это.
- Приведи примеры.
Г) Синквейн-способ творческой рефлексии - “стихотворение”, написанное по
определенным правилам:
1 строка - одно существительное,
2-ая - два прилагательных,
3-я - три глагола,
4-ая - крылатая фраза,
5-ая - одно существительное, которое выражает суть.
"Критическое мышление" можно смело отнести к инновационным технологиям, так
как она соответствует основным параметрам инновационного обучения.
Источник: http://edu.of.ru/attach/17/11591.doc |