Лингвист ДВ
your slogan
Воскресенье, 22.12.2024, 17:34


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Категории каталога
Технология критического мышления [5]
Педагогическая технология

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 299

Главная » Статьи » Критическое мышление » Технология критического мышления [ Добавить статью ]

Технология "критического мышления"

Раскрывая особенности технологии развития критического мышления как интегративного способа обучения, Е.О.Галицких выделяет четыре существенных компонента группового задания для самостоятельной работы учащихся:

  • оно содержит ситуацию выбора, который делают учащиеся, ориентируясь на собственные ценности;
  • предполагает смену ролевых позиций учащихся;
  • настраивает на доверие участников группы друг к другу;
  • выполняется приемами, которыми человек пользуется постоянно (сравнение, систематизация, анализ, обобщение и др.).

Выполняя групповое задание, общаясь между собой, ученики участвуют в активном построении знаний, в добывании необходимой информации для решения проблемы. Школьники приобретают новое качество, характеризующее развитие интеллекта на новом этапе, способность критически мыслить. Ученые-педагоги выделяют следующие признаки критического мышления:

  • мышление продуктивное, в ходе которого формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком;
  • самостоятельное, ответственное;
  • аргументированное, поскольку убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения;
  • многогранное, так как оно проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон;
  • индивидуальное, ибо оно формирует личностную культуру работы с информацией;

    социальное, поскольку работа осуществляется в парах, группах; основной прием взаимодействия - дискуссия.

Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы преподавателя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться.

Эта модель описана С.И.Заир-Бек [2]. Ее основу составляет трехфазный процесс: вызов - реализация смысла (осмысление содержания) - рефлексия (размышление).

Структура занятия в концепции "критического мышления":

1 этап -"Вызов" (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос "Что я знаю?" по данной проблеме.

Можно предложить ребенку работу с вопросами по проблеме. Работа с вопросами может проходить в два этапа: "я сам", "мы вместе" (парная или групповая работа). Хороший прием, который может использоваться на данной стадии - это "мозговая атака". На стадии вызова у ребенка должно сформироваться представление, чего же он не знает, "Что хочу узнать?".

2 этап - "Осмысление" (реализация осмысления).

На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

Здесь может быть предложена работа с текстом: прочитать, пересказать, растолковать соседу (группе), заполнение матричной таблицы, чтение с пометками текста (“V” - уже знаю ; “+” - новое; “-” - противоречит взглядам; “?” - “хочу узнать подробнее”), выписка из текста.

3 этап - "Рефлексия" (размышление).

Размышление и обобщение того, “что узнал” ребенок на уроке по данной проблеме. На этой стадии может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося. Кроме того, могут быть осуществлены: а) возврат к стадии вызова; б) возврат к ключевым словам; в) возврат к перевернутым логическим цепочкам; г) возврат к кластерам.

Методические приемы критического мышления

Вызов

  1. Парная мозговая атака.
  2. Групповая мозговая атака. (В случае отказа: напиши, почему отказываешься? Посиди в группе и послушай).
  3. Работа с ключевыми терминами.
  4. Перевёрнутые логические цепи (связать последовательность элементов информации в нужной последовательности).
  5. Свободное письмо (задаётся тема, а способ воплощения - нет; пишите всё, что приходит в голову: это может быть связанный текст, или опорные словосочетания).
  6. Разбивка на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей).
  7. Механизм ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал).

Стадия осмысления

  1. Маркировочная таблица ( 5 - я так и думал, + - новая информация, + ! - очень ценная информация , - - у меня по-другому, ? - не очень понятно, я удивлён).
  2. Взаимоопрос и взаимообучение (например, задать друг другу вопросы).
  3. Двойной дневник (страница делиться на две части: слева - что понравилось, запомнилось, справа - почему, какие ассоциации).

Рефлексия

  1. Возврат к стадии вызова (обсудить, что совпало).
  2. Возврат к ключевым словам.
  3. Возврат к перевернутым логическим цепочкам.
  4. Возврат к кластерам (их заполнение).
  5. Возврат к ЗХУ.

Дополнительные приемы

А) Трёхчастный дневник (В третьей колонке - письмо учителю, описание впечатлений, предложения ).

Б) Графическая организация материала (Концептуальная таблица).

В) Кубик. Грани

  • Дай описание.
  • Сравни с чем-нибудь.
  • Проассоциируй (на что похоже).
  • Проанализируй (из чего состоит).
  • Примени это.
  • Приведи примеры.

Г) Синквейн-способ творческой рефлексии - “стихотворение”, написанное по определенным правилам:

1 строка - одно существительное,

2-ая - два прилагательных,

3-я - три глагола,

4-ая - крылатая фраза,

5-ая - одно существительное, которое выражает суть.

"Критическое мышление" можно смело отнести к инновационным технологиям, так как она соответствует основным параметрам инновационного обучения.



Источник: http://edu.of.ru/attach/17/11591.doc
Категория: Технология критического мышления | Добавил: lingvist (25.03.2008)
Просмотров: 14979 | Рейтинг: 4.5/11 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024