Международный ежегодник по технологии образования и обучения понятие ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ трактует так: «Педагогическая технология – набор операций по конструированию, формированию и контролю знаний, умений и навыков в соответствии с поставленными целями». Говоря проще, педагогическая технология – это «привязывание» методики к конкретным условиям. Это процесс реализации образовательных целей.
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Их анализ убеждает, что они созданы на разных мировоззренческих основах. Поэтому современная отечественная система образования, это «многоукладная» система, трудно поддающаяся типологизации и описанию.
Ни одна из технологий в наших конкретных условиях не универсальна, каждая дает «отсев» в лице отстающего в развитии, обученности или воспитанности учащихся. Ведь мы имеем классы с различным подбором учеников, с огромным разбросом их уровня подготовленности и потенциальных возможностей. Школы, как большие педагогические системы, не могут быть монотехнологичными, то есть вводить у себя одну – единственную технологию для всех предметов. Каждый педагог – творец технологий, даже если имеет дело с заимствованиями.
---*---*---*--- Учителя МОУ СОШ № 16 считают, что создание, смена, использование технологий без учета субъективного фактора, творчества просто не возможны.
4 года назад Методической службой МОУ СОШ № 16 была проведена работа по изучению сформированности мотивации к обучению учащихся. В результате анализа серии анонимных анкет по методике П. И. Третьякова были сделаны следующие выводы: • ситуативный интерес сформирован у 75% учащихся (нравится учитель, проявляю интерес к отдельным фактам, нравится получать хорошие оценки, хожу в школу, чтобы общаться с друзьями); • обучение по необходимости – 64 % учащихся (заставляют учиться родители, это мой долг, необходимо для жизни); • интерес к предмету – 46 % учащихся (узнаю новое, получаю удовольствие, работая на уроке, меня на уроке заставляют думать); • познавательный интерес – 25 % (легко учиться, всегда с нетерпением жду урока, испытываю интерес к самообразованию, стремлюсь узнать больше, чем требует учитель); • сознают, что учиться необходимо для дальнейшей жизни, при этом стараются выполнять программу только 46 % учащихся; • отношение родителей к обучению своих детей: 53 % родителей никогда не интересуются школьными делами своих детей, 17 % родителей интересуются ими время от времени и только 29 % родителей интересуются успехами своих детей постоянно, осуществляют контроль.
Таким образом, стало ясно, что среди учащихся преобладал ситуативный интерес в обучении, интерес к предмету находился на низком уровне, познавательный интерес – на еще более низком уровне. Следовательно, как первостепенную задачу нашей школы, мы выделили работу по изменению данной ситуации, по изменению роли ученика в процессе образования. Выбор эффективных образовательных технологий, отказ от традиционных, построенных на объяснительно–иллюстративном способе обучения с трансляцией готового учебного материала, явился основным ключом к решению данной задачи. Осознание педагогическим коллективом этой цели позволило определить и сформулировать методическую тему школы: «Разноуровневая работа в системе развивающего обучения».
---*---*---*--- Реализуя данную тему, учителя нашей школы внедряют и широко используют технологии личностно– ориентированного образования, т.е. помогают ученикам в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии их возможностей, становлении самосознания, в самоопределении относительно личностно–значимых и общественно приемлемых целей, самореализации, самоутверждения. Ребенок как существо общественное, социальное готовится школой к безболезненному вхождению во взрослую жизнь. У него развиваются те качества, которые необходимы ему для выживания в изменяющемся социуме в ситуации экономического кризиса.
В качестве основных принципов технологии разноуровневого обучения педагогами школы были выбраны следующие: • всеобщая талантливость; • взаимное превосходство – если у кого – то что – то получается хуже, чем у других, значит что – то должно получаться лучше; • ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
Известно, что фундаментом, на котором будут формироваться все знания, получаемые учеником в школе, является начальное образование. Именно в начальной школе дети учатся осознанно читать, считать, писать, правильно говорить, им прививают положительное отношение к труду, воспитывают у них любовь к Родине, краю, городу, языку.
Учитель начальных классов 1 квалификационной категории Литовко Л.П. работает по системе развивающего обучения несколько лет. В этой системе ее привлекает то, что обучение ведется на высоком уровне трудности, изучение материала проходит более быстрым темпом, большое место отводится теоретическим знаниям, идет осознание процесса учения. Основным стержнем урока, является деятельность самих учащихся. Они решают проблемные вопросы: наблюдают, сравнивают, делают выводы, группируют, классифицируют, выясняют закономерности, занимаются исследовательско – поисковой работой. К концу начального обучения они отличаются от детей обычных классов по показателям общего развития и усвоением знаний. У детей появляется способность к самосознанию, к самоконтролю, они умеют аргументировать, отстаивать свою точку зрения, рассуждают, используя выражения: «я думаю», «я считаю». Таким образом, выполняется основная задача начальной школы – разбудить мысль каждого ученика.
Другой учитель начальной школы Межуева А.В., в течение трех лет работает над темой «Развитие логического мышления учащихся». Выбор темы закономерен, ведь эффективным современное образование может быть только при максимальном развитии мыслительной активности школьников, их интеллектуальных способностей. Антонина Викторовна развивает на уроках эти качества, используя разработанный ею дидактический и методический материал. Она широко применяет на уроках комменти- рованное письмо, математические диктанты, тесты, обучающие игры с текстовой информацией. Учитель стремится преподавать математику в начальных классах как целостную науку, прочно слитую с практикой, с жизненными задачами, раскрывает историю возникновения понятий, идей, взаимосвязь с другими предметами, использует сведения из научной и художественной литературы. Учителя начальных классов особое внимание в своей работе уделяют следующим вопросам: • более гибкому освоению содержания и методики новых программ учебников; • усилению развивающего начала в образовании; • преодолению перегрузок учащихся; • улучшению контроля за результатами обучения; • овладение новейшими современными требованиями к уроку.
Такой подход у обучению позволяет достичь хороших результатов: ученика Ганзиной Р.А., Сташко Л. И., Кошкиной Н. Н., Калашниковой Л. А. занимали первые места в городских олимпиадах по русскому языку и математике среди учащихся 1-3-х классов, наш ученик Пономаренко Саша был отмечен за участие в математической олимпиаде «Кенгуру», а Дячук Таня отмечена за участие в конкурсе стихов о Пятигорске, ученик Коларж Сергей второй год набирает наибольшее число баллов во всероссийском конкурсе «Золотое руно», кроме того, учащиеся школы № 16 регулярно занимают призовые места в городских соревнованиях по ПДД «Законы дорог уважай».
Силами педагогов начальной школы в 2002 году был проведен городской круглый стол «Проблемы начальной школы», где был сделан анализ применения технологии разноуровневого обучения».
Особенно отчетливо видны результаты разноуровневого обучения в системе развивающего развития в работе учителей русского языка и литературы. Так, учитель высшей квалификационной категории Коростелева Л.С. применяет на уроках технологию Ильина «Преподавание литературы как предмета, формирующего личность». Особенность этой технологии: от опыта личности к анализу художественного произведения - и от него – к книге. Введение ученика в структуру материала происходит через своеобразную лесенку: деталь – вопрос – проблему. Учитель использует этот способ для создания проблемных ситуаций. Всякий ученик учится по двум программам: одну предлагает школа, другую жизнь вне школы. И воздействие на 2 программу ведется почти на каждом уроке: здесь и сочинения о своих близких, родных, друзьях, воздействие на личность яркими примерами из литературы, оригинальные домашние «нравственные задания», беседы по душам на уроках и вне урока. Работа, естественно не ограничивается рамками учебных занятий: экскурсии, походы, постановки сцен из литературных произведений, литературно - музыкальных композиций, литературного чтения, викторин.
В процессе работы сложилась творческая группа учителей: словесников, историков, учителей музыки и рисования. Это дает большие возможности и приносит большие результаты прежде всего, победы на городских конкурсах сочинений, творческих работ, а на городском конкурсе чтецов, посвященном 60 – летию Победы наши учащиеся (6 и 10 классов) заняли первое место и попали на страницы Пятигорской прессы, ученица Шахраманян Елена заняла 2 место в городской олимпиаде по литературе.
Проблемой развития творческого мышления учащихся, умения фантазировать и решать проблемные ситуации занимается учитель истории Коларж Н. Н. В своей работе она опирается на опыт народного учителя России Гончаровой Т. И. и прививает свом ученикам вопросительное отношение к жизни (что? где? когда?), используя проблемный метод обучения, который включает в себя разнообразные творческие задания, установление причинно–следственных связей, анализ фактического материала, а главное – решение проблемных задач, позволяющих применять знания в необычных ситуациях. Наталья Эдуардовна руководит научным обществом учащихся школы № 16 «Магистр». Работа активной участницы этого общества Гридасовой Марии, посвященная землякам - ветеранам была отмечена специальным призом от Городского Совета ветеранов. Силами НОУ был подготовлены выступления на семинаре завучей города по теме «Социальное проектирование». НОУ имеет печатный орган, где афиширует достижения своих участников.
Учитель английского языка высшей квалификационной категории Ничик Т. И., работая над темой «Применение новых педагогических технологий в обучении английскому языку», использует коллажирование как часть проектной методики. Метод коллажирования позволяет сделать введение материала доступным, развивает познавательный интерес учащихся, способствеут развитию творческих способностей, в итоге, позволяет школьникам овладеть иностранным языком. Силами учителей иностранных языков школы №16 в 2004 году был проведен городской семинар : «Проблемы преподавания иностранного языка в общеобразовательной школе». На городских олимпиадах за последние годы наши ученики неоднократно занимали призовые места. Некрут Аня заняла 2 место по иностранному языку в 2004 – 2005 г. Учащееся школы ежегодно участвуют в фестивале «Язык – средство взаимопонимания культур».
Основная задача обучения математике – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому человеку, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Результаты итоговой аттестации, а так же вступительных экзаменов в ВУЗы показывают, что учащиеся имеют прочные знания по предмету. Реализуя методическую тему школы, учителя математики проводят экспериментальную работу «Составление индивидуальных планов, заданий, направленных на развитие способностей школьников к научно – познавательной деятельности». Учитель Ремчукова Т.В. разработала тематические Разноуровневые планы, которые помогают ей при проведении уроков индивидуально подходить к каждому ученику. Так же учитель успешно применяет Разноуровневые тесты при проведении тематического контроля. О результатах работы по разноуровневому обучению учитель математики Кузьменко А. В. сообщила на научно практической конференции «Проблемы и перспективы развития математического образования в школах города». Интерес учеников к предмету неподделен. Конкурсы, творческие работы, бизнес – проекты, мультимедийные игры «Карл», «Банки в действии» формируют и развивают способность к самостоятельной деятельности, научно –исследовательской работе.
В ходе преподавания биологии учитель высшей квалификационной категории Музолякина Н. И. для закрепления знаний учащихся использует программированный опрос, что позволяет провести его быстро и выявить уровень знаний учащихся целого класса за небольшой промежуток времени. Задания делятся на «простые» и «сложные». В зависимости от того, на какие вопросы даны ответы, и в каком сочетании, каждый ученик получает возможность, опираясь на его способности, проявить избирательность и выполнить задания базового или повышенного уровня.
Обучение всех учащихся по единым программам и учебникам не обеспечивает полноценного развития каждого ученика. Часть детей не может работать в быстром темпе и на высоком уровне сложности, другим недостаточен средний уровень.
Исходя из этого учитель химии Высочина О.Д. использует систему, которая могает развивать способности учащихся путем реализации технологии индивидуализированной и уровневой дифференциации. Для этого необходима система диагностики уровня обучаемости и обученности, которая позволяет внести коррективы в процесс обучения. Так, в 9 классе в 1 четверти учитель дает работу по усвоению основных вопросов из курса 8 класса, в 10 классе – основных вопросов 9 класса, во 2 четверти в 9 классе – часть вопросов из 8 класса и часть заданий из 9 класса и т.д. Такая диагностика позволяет создать разные группы учащихся по усвоенности материала и осуществить дифферецированный подход к обучению. - 1 уровень – низкий – работа по аналогиям; - 2 уровень – общеобразовательный – предполагает развитие памяти; - 3 уровень – высший, продвинутый – предполагает развитие логического мышления. Конечно, использование дифференцированных работ – дело очень трудоемкое. Но цель оправдывает средства. Слабо подготовленные учащиеся перестают бояться контрольных, зачетов, чувствуют себя более комфортно, т.к. знания доступны им. А выполнение программ повышенной трудности стимулирует хорошо подготовленных школьников. Им интересно работать не только с учебником, но и с дополнительной литературой. А значит, цель учителем достигнута.
Вот уже несколько лет в нашей школе ведется курс «Прикладной экономиики». Это не дань моде, а прежде всего, необходимость уметь разбираться в противоречивых экономических процессах каждому гражданину. В основе обучения учитель высшей квалификационной категории Шмаркун В.И. использует различные активные формы: тренинги, деловые игры, лабораторные уроки, семинары, защиту рефератов, работу в малых группах. Особое место в программе курса занимает принцип «учиться делая», способствующий эффективному постижению экономических знаний. Интерес учеников к предмету неподделен. Конкурсы, творческие работы, бизнес – проекты, участие в школьных и городских олимпиадах, мультимедийные игры «Карл», «Банки в действии» формируют и развивают способность к самостоятельной деятельности, поддерживают и развивают дух состязательности и устойчивое стремление к научно –исследовательской деятельности. Ежегодное анкетирование выпускников школы по вопросам: «Нужно ли изучать экономику?», «Что дали вам уроки экономики?» дает примерно одинаковые ответы: • повышает уровень информированности; • стали понятными многие экономические термины; • повлияли на выбор профессии; • подготовили к обучению в ВУЗе. При содействии регионального центра «Достижения молодых» школа перешла к системе непрерывного экономического образования, реализуя программы «Семь шагов в мир экономики» и «Прикладная экономика». В школе работает творческая группа учителей, накоплен опыт интегрированного изучения экономики, математики, информатики, обществознания, географии и технологии. Апробированы курсы «Наши семьи», «Личная экономика», действует городская экспериментальная площадка. Каждый год ученики В.И. Шмаркун занимают 1 места в городских олимпиадах по экономике.
На уроках ЧТП учитель Волынкина С.В. широко практикует специфический метод измерения индивидуально–психологических различий – тестирование. Чтобы формировать у учащихся умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии Светлана Валентиновна составила анкету «Профсамоконсультации», по которой школьники анализируют готовность к выбранной профессии и сами определяют, походит ли им эта профессия. В 2004-2005 году ученицы Волынкиной С.В. заняли призовые места на городской олимпиаде.
Таким образом, наши учителя создают психолого–педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивают их мышление, самостоятельность, умение отстаивать свою точку зрения. Этому способствует творческое применение перспективных педагогических технологий, в частности технологий разноуровнего обучения, элементы которых представлены выше.