Активизация учебного процесса - это, пожалуй, самое верное средство увлечь ребят учебой. Но легко сказать учащимся, да и коллегам: «Давайте начнем работать интенсивнее!». Нет, сначала мы, учителя, обязаны многому научиться: овладеть новыми технологиями обучения; изменить у детей психологический настрой к уроку; существенно расширить круг собственных интересов. Дать учащимся научную картину мира, сформировать качества личности, позволяющие успешно адаптироваться в обществе - эти задачи в значительной мере обеспечиваются внутрипедметными, межпредметными связями в содержании образования. А уроки литературы призваны помочь школьникам понять природу и сущность литературы как вида искусства, её место в жизни человека и общества; узнать основные законы литературного творчества; освоить опорные понятия и категории литературоведения; овладеть навыками анализа художественного текста, чтобы стать подлинным читателем, ценителем литературы и получить от неё глубокое эстетическое наслаждение.
Межпредметные связи, опоры на методологические знания усиливают позиции дисциплины «Литература». Можно выделить четыре критерия отбора межпредметных связей, отбора фактов, явлений. К первым трем относятся
- те факты и явления, без которых невозможно изучить предмет (например, для повести Пушкина «Капитанская дочка»- это история пугачевского восстания, для философской лирики Тютчева - представление о натурфилософиии Шеллинга);
- те, которые поясняют, иллюстрируют материал (поэтому, знакомясь с классицизмом, учащиеся обращаются не только к произведениям литературы, но и к живописи, скульптуре, архитектуре и т.д.);
- те, которые оказывают эмоциональное воздействие (знакомство с творчеством Есенина начинается с кадров фильма «Завтра была война»: они способствуют более глубокому пониманию трагедии непонятого поэта, более сильному воздействию на читателя). Четвертый критерий — это использование приемов учебно-продуктивной деятельности и навыков, сформированных на уроках по другим предметам.
Межпредметные связи реализуются по двум основным направлениям: содержание образования и организация учебно-познавательного процесса. В школе уже отработаны некоторые формы занятий на основе межпредметных связей. Вот некоторые из них:
- сравнение произведения словесного творчества и его музыкальное воплощение;
- подбор к художественному тексту музыкальных иллюстраций;
- сопоставление художественного произведения и иллюстрации к нему; подбор цветовых гамм для характеристики персонажа;
- определение принадлежности произведения живописи к направлению в искусстве, учеба словесному рисованию и т.д.
На уроках литературы в старших классах широко применяется коммуникативно-групповой метод обучения, который предполагает разнообразные формы и виды работы. Вот самые эффективные из них. Урок - дискуссия включает в себя постановку проблемы, индивидуальную работу с текстом, коллективное обсуждение версий, выбор или составление единой общей версии, формы её подачи - устный ответ, график, инсценировка, опорный конспект. Очень эффективен урок - игра. Особенно нужно выделить литературно-ролевую игру, когда каждая группа представляет одного или более литературных персонажей. Так, первый урок по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» можно назвать «Знакомьтесь, господа!». Герои, которых будут представлять ребята, рассказывают о своем прошлом, обмениваются первыми впечатлениями друг о друге
Ещё одна интересная форма урока - это урок-презентация, или урок-представление.
Активная роль при проведении урока-презентации принадлежит учителю. Основа урока – это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видео фильмами. Поиск материалов к уроку проводится заранее. Все подобранные материалы объединяются, чаще всего при помощи программы PowerPoint , в общую презентацию. В ходе урока такая презентация может быть продемонстрирована как с помощью мультимедийного проектора, так и на отдельных компьютерах.
На уроках литературы подробно мы изучаем одно-два произведение писателя, а хочется, чтобы круг чтения учащихся был шире. Вот тут-то на помощь и приходит презентация, во время которой группа (или один ученик) не только представляет произведение, его проблематику, героев, и что самое главное, - старается пробудить у класса искренний интерес, желание прочитать его.
Общая логика работы учителя, направленной на освоение учащимися содержания, создания презентации может быть выражена в трех этапах работы по каждому тематическому блоку:
1 этап: освоение приемов работы в режиме тренинга; формирование отношения к пользовательским навыкам как к ресурсам через проектирование ситуаций, в которых использование полученных навыков позволит повысить качество продукта или облегчить деятельность по его получению.
2 этап: применение приемов работы в подготовке документов в соответствии с задачами и содержанием деятельности учащихся по их текущим проектам; разработка формата и содержания документа на основе целей публичной или письменной коммуникации.
3 этап: вне рамок создания презентации – консультации учителя по работам в MS Power Point, необходимые для реализации проектов учащихся.
В рамках основной школы можно не ставить возрастные ограничения для реализации данного проекта. Следует только порекомендовать учителю работу с экраном, отображающим необходимый минимум панелей инструментов, при реализации презентаций в 5-6 классе (обилие мелких значков тем более способствует снижению концентрации внимания учащихся, чем младше их возраст) и отбирать материалы соответствующего объема и содержания.
Прогнозируемые результаты обучения
Учащиеся освоят навыки:
- создания и редактирования электронных презентаций;
- отбора и размещения на слайде материала для электронной презентации;
- демонстрации электронной презентации, иллюстрирующей публичное выступление.
Учащиеся получат опыт:
- отбора материала для презентации по теме своего проекта;
- использования информации, содержащейся в мультимедийных продуктах, для решения своих задач;
- создания презентации в программе MS Power Point.
Контроль достижения планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении индивидуальных и групповых заданий на основе оценки промежуточных продуктов деятельности учащихся. Контроль по итогам создания презентаций осуществляется на основании анализа конечного продукта. Показателем успешного усвоения программы по созданию презентаций станет проявление умений в рамках проектной деятельности учащихся.
Выполняя “творческое оформление” темы по русскому языку, литературе, ребята могут показать глубину и осознанность материала. В этом им помогут мультимедиа-технологии. Гармоничное сочетание текста, иллюстраций и звуков, продемонстрируют, как ребенок видит и слышит тему.
Пример. Урок литературы.
Выполненные по этому заданию презентации вы можете посмотреть и сравнить разное восприятие одного и того же произведения.
Задание: выбрать полюбившееся стихотворение из творчества, например, Б. Пастернака, оформить иллюстративно (подобрать зрительный образ из галерей художников-импрессионистов) и озвучить (подобрать музыкальное сопровождение) (Информатика+МХК+музыка).
На этапе проверки знаний учащийся должен показать знания по конкретному предмету, поэтому учителем в постановке задачи должны быть упомянуты сайты, рекомендованные для выполнения этого задания, те интернет-ресурсы, которые “достойны посещения” (достоверны и интересны): 2-3 поэтических, 2-3 художественных, 2-3 музыкальных. Ссылки на тематические ресурсы можно найти, например, на сайте сетевого объединения методистов (СОМ).
В литературе не существует общепризнанной классификации презентаций по типу содержания и оформления. Но все же, приступая к созданию презентации, необходимо представлять:
· каковы цели, которые Вы хотите достичь в результате показа данной презентации;
· какие задачи Вам предстоит решать в ходе Вашего выступления;
· какова аудитория, перед которой Вам предстоит выступать;
· какова мотивация Вашей аудитории к тому, чтобы Вас слушать;
· в каких технических условиях она будет демонстрироваться. Условия демонстрации
Прежде всего, необходимо решить – в каких условиях будет использоваться Ваш материал. Можно выделить 3 ситуации:
1. Проецирование слайдов на большой экран. Учащиеся следят за показом со своих мест.
2. Учащиеся во время выступления учителя видят на своих компьютерах презентацию. Учитель даете пояснения (неважно, с помощью большого экрана или используя свой собственный компьютер). При этом он управляете показом словами, говоря: следующий слайд, на следующем слайде и т.д.
3. Ребята самостоятельно знакомятся с Вашей презентацией (без комментариев учителя и без его присутствия).
Ситуация № 1 – доклад, отчет, лекция, ознакомительный урок. Доклад в аудитории
Учитель решает, что показывать, в какой последовательности. Поэтому не выдвигается требований к тому, чтобы средства «навигации» по слайдам были бы интуитивно понятны слушателям.
Однако можно дать следующие рекомендации:
· необходимо учитывать расстояние от слушателя (зрителя) до экрана.
Это означает, что нельзя делать слишком мелкий текст на слайдах, поскольку он не будет виден слушателям.
· Более того, учитель должен учитывать особенности восприятия доклада: на него смотрят «холодными глазами».
Следовательно, он должен четко структурировать материал. На слайды нужно помещать только опорные тезисы выступления, которые в ходе выступления необходимо раскрывать и развивать.
Анимация полезна как способ постепенного появления тезисов на экране.
Ситуация № 2 – учебный класс, урок, семинар. Семинар
Ситуация № 2 отличается от предыдущего случая тем, что учащиеся могут вчитываться в текст, представленный учителем. Поэтому можно располагать на слайдах больше текста и текст возможно делать более мелкий. При этом требования к созданию навигации по презентации – более жесткие, чем в предыдущем случае, поскольку управлять презентацией должны теперь учащиеся, а не её автор, знающий все нюансы.
Ситуация № 3 – презентация в роли раздаточного (электронного) материала (самотестирование, повторение материала, описание предстоящей лабораторной работы, справочные материалы).
Соответственно меняются требования к подготовке материалов. Раздаточный электронный материал
В этом случае учитель уже не можете вмешиваться в работу учащегося с презентацией. Навигация должна быть интуитивно понятной, все ненужные разветвления должны быть заблокированы. Тексты и иллюстрации необходимо выверить так, чтобы не возникало лишних вопросов. Такая презентация может быть снабжена дополнительным печатным материалом. Типы презентаций
Презентация – это последовательность экранов (слайдов), на которых могут быть текстовые материалы и визуальные материалы (рисунки, фотографии, диаграммы, видеоролики). Кроме того, показ слайдов может сопровождаться звуковыми эффектами (музыкой, речью диктора, шумовым оформлением). Можно выделить следующие типы презентации, выстроив их по степени «оживляемости» различными эффектами:
· Официальная презентация.
· «Плакаты»
· «Двойное действие»
· Интерактивный семинар (урок)
· Материал для самостоятельной проработки
Официальная презентация.
Это – различного рода отчеты, доклады и т.д.
Рекомендации:
· Здесь необходим строгий дизайн, выдержанность, единый шаблон оформления для всех слайдов.
· Возможные анимационные эффекты строго дозированы. Развлекательный элемент сведен к минимуму.
· Чёткое структурирование, минимум вводных слов, крупный текст (учащиеся не напрягаются, читая слайды).
· Обязательно подведение итогов в конце доклада.
· Рассчитайте время, отводимое Вам на доклад.
Необходимо учитывать, что человеческому сознанию требуется некоторое время, чтобы просто осознать картинку, которая перед ним появилась.
Обычно слайд должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд.
«Плакаты»
Презентация заменяет собой простейшие средства технического сопровождения. Компьютер используется как обычный слайд-проектор. На слайдах – только иллюстрации с минимумом подписей. Вся работа по разъяснению содержимого лежит на учителе.
Рекомендации:
· Желателен единый шаблон оформления. То есть если он изменяется от слайда к слайду, для этого должны быть какие-то веские причины. Без нужды его не следует менять.
В качестве примера – географические карты, различные плакаты, схемы и т.д.
«Двойное действие»
На слайдах помимо визуальных материалов приведена конкретная информация. Она может либо пояснять содержимое слайда, либо «расширять» его.
В результате – при правильном распределении внимания учащихся, задействуем три механизма восприятия – зрительно-образное восприятие, связанное с фотографиями, слуховое сознательное, связанное с пониманием того, что говорит учитель, дополнительное зрительное сознательное, связанное с одновременным чтением дополнительного материала.
Можете построить слайд так, чтобы при неизменном визуальном материале сменялся текстовый ряд. И наоборот.
Двойственность действия тут в том, что в дополнение к обычному воздействию – зрительное и слуховое, появляется третье.
Такая загрузка слушателя наиболее эффективна в предметах гуманитарного цикла.
Например, рассказывая об эпохе Петра Первого, можно постоянно держать на экране его портрет и менять сведения о его деяниях. Возможно также приводить на экране постепенную смену его портретов в хронологической последовательности, связывая их с событиями в истории России. Можно также использовать анимацию, при которой один портрет как бы растворяется, а его заменяет другой.
Интерактивный семинар (урок)
Если учитель планирует провести урок, семинар (доклад ) в режиме диалога с аудиторией, то становятся допустимыми различные анимации, выезжающие картинки, вращающиеся фотографии, объекты навигации, разветвления презентации – в зависимости от того, какие ответы дают учащиеся, как они реагируют на вопросы учителя и суждения.
В такой презентации может не быть единого для всех слайдов шаблона оформления. Материал для самостоятельной проработки
Если презентация предназначена для самостоятельной проработки, её интерфейс, навигация по слайдам, возможности разветвления должны быть хорошо продуманы.
Рекомендации:
· Материал должен быть изложен исчерпывающе подробно, потому что у зрителя нет возможности переспросить докладчика.
· Навигация не должна допускать возможности «заблудиться», уйти на не правильную ветвь.
· Такая презентация фактически является электронным учебным материалом (ЭУМ), при этом она создается учителем именно как ЭЛЕКТРОННЫЙ материал, в расчете на его чтение с экрана. И поэтому не является простым переложением печатного документа в электронный вид.
В некотором смысле такая презентация стоит на другом полюсе, чем официальная презентация, как по требованиям к составу и нацеленности текста, так и по требованиям к включению анимационных эффектов, и по требованиям к строгости и единообразию оформления.
Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению новых информационных технологий на уроке в силу понятных причин.
Задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. По большому счету наша главная цель – это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности.
Задачи эти предполагают, конечно, в первую очередь работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Поэтому перед учителем – словесником, который собирается использовать возможности компьютера на своих уроках, всегда возникают вопросы о целесообразности его использования на уроках русского языка и литературы, о том, в какой степени компьютер может заменить учителя и на каких этапах урока, а также о том, какие дидактические функции можно возложить на компьютер.
Но все - таки информационные технологии становятся хорошим помощником учителю-словеснику наряду с другими средствами обучения. Сразу хочется оговориться, что подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой требуют от учителя очень много времени и терпения, создают некоторые неудобства организационного характера, зато такие уроки приносят большое удовлетворение и ученикам, и учителю.
В заключение следует отметить, что формы работы с информационными технологиями могут стать обыденными и привычными на различных этапах урока - освоение нового материала, закрепление и обобщение, творческие и контрольные работы и др.
Сложность, на наш взгляд, заключается лишь в том, как организовать и распределить рабочее время учителя, потому что провести урок с использованием информационных технологий – самое простое и приятное дело. А найти часы (и минуты!) на осуществление подготовительного этапа – самого важного в этом процессе – вот основная проблема!
Источник: http://pedsovet.org/mtree/task,viewlink/link_id,4858/Itemid,118/ |