Так может и нам стоит отказатьсяот фанаберии практиков, все чувствующих сердцем,и просто овладеть управленческими понятиями,категориями, ведь именно они — язык любой науки,позволяющей не только чувствовать,но и понимать, и предвидеть?
Е.Ямбург
Сегодня образование рассматривается как: фактор социальной стабильности, преемственности культуры, сохранения нравственного, физического и психического здоровья молодежи, воспитания творческой, свободной, активной и ответственной личности (Загвязинский В.И.); основная жизнеобеспечивающая сила общества (Кальней В.А.); участник процесса зарождения нового всемирного сообщества (Шишов С.Е.); ориентир на непрерывное восходящее воспроизводство качества человека и качества интеллекта (Майборода Л.А.); единство ценностей и нормативов развития общества, личности и культуры и науки на данном историческом этапе (Байденко В.И.); ведущая потребность для сохранения и саморазвития общества и человека (Гершунский Б.С.); главное условие и механизм выхода страны на передовые технологические рубежи (Пинский А.А.). Марк Браун, Форум «Образование для всех»: Образование уже больше не является фундаментом, на котором страна строит свой успех в конкурентной борьбе, а становится успехом.
Такие более старые меры конкурентоспособности, как затраты на труд, наличие ресурсов или инфраструктуры вытесняются людским капиталом. Самый главный вопрос для экономического успеха теперь таков: насколько умелы ваши люди? Знания преодолевают любые географические и экономические границы. Идеи крылаты, а век информационных технологий они летят со скоростью света Новая парадигма образования должна включать в себя несколько основных идей и подходов, в том числе: новый взгляд на миссию образования в XXI веке; новый взгляд на предмет и конечные цели образования; новый взгляд на уровни образования; новый взгляд на роль социально-гуманитарного знания; новый взгляд на учебные задачи и средства решения этих задач Ключевые аспекты и принципы образования: всеобщий доступ к обучению; акцент на равноправие; особое внимание — учебным результатам; расширение средств и масштабов базового образования; упрочение партнерских отношений Концепция Всемирной декларации об образовании для всех. Джомтьен, 1990 г.
Рассматривая современные тенденции организации школьного образования, Всемирный Форум по образованию (Дакар, 2000 г.) отметил: «Образование для всех — это не одно и тоже, что качественное образование для всех. Страны, приближающиеся к полному охвату обучения в начальной школе, понимают, что образование для всех должно включать достижение отличного качества».
Одна из шести целей, определенных Декларацией «Образование для всех», актуализирует необходимость «улучшения всех аспектов качественного образования и обеспечение его превосходного качества посредством достижения общепризнанных результатов обучения всеми».
Всемирный форум по образованию (Дакар, 2000 г.)
Австралия Образование отражает стремление к социальной справедливости, равным возможностям и развитию индивидуального потенциала.
Англия видит возможность построить инклюзивное образование и конкурентоспособную экономику через реализацию каждым гражданином предоставленного шанса на образование, подготовку и работу.
Общая цель обучения во Франции представлена в рамках персонального развития. Однако трудоустройство и интеграция в рабочую жизнь обеспечивается «принципом, что каждому молодому человеку нужно дать возможность получить профессиональное обучение до того, как он/она покинут систему образования, не зависимо от того, какое образование они получили».
Новая Зеландия воспитывает справедливость, толерантность, самостоятельность и информационное участие в обществе.
Основная задача системы образования Сингапура состоит в «формировании будущего нации», а это значит, что образование играет роль силы, которая формирует характер и экономические возможности людей, повышая национальное и культурное самосознание.
Задачей школы Швеции является помощь учащимся в тесном сотрудничестве с семьей развиться в ответственных людей и членов общества, способных критически оценивать факты и взаимоотношения, а также пользоваться предоставленными им возможностями.
Рассматривая проблемы формирования образовательной политики, эксперт Института«Открытое общество» Том Александер выделил следующие тенденции: разрушение старого деления на обучение знаниям и обучение навыкам труда; создание совершенной среды обучения для юных учащихся и для взрослых; использование возможностей познания на основе решения сложных проблем; организация обучения через сети, с использованием разнообразных ресурсов социальной среды; создание куррикулумов, которые: гибко реагируют на социальные изменения и культурный плюрализм; учитывают индивидуальные и индустриальные потребности; практикуют целевое использование ресурсов (финансовых, человеческих и социальных) для тех лиц и групп, где есть риск исключения из социальных процессов. поддержка учащихся посредством самой передовой педагогики и искусных педагогов; публичного признания и вознаграждения учебных достижений путем оценки и официальной сертификации. Анализ стратегии и тактики реформы доуниверситетского образования зарубежных стран позволяет сделать следующие выводы: Социально-экономическая ситуация влечет за собой реформирование системы образования как важного сегмента общества. Реформирование уровня общего образования - важный стратегический акт государства по реформированию образования в стране в целом. Реформирование осуществляется с учетом международных критериев оценки. Характер изменений в системах образования (структуре, оценке, содержании и др.) определяется ценностями, принятыми обществом и которые трансформируются в цели системы образования. Новой парадигмой результатов общего образования рассматриваются ключевые компетенции. Успешность реформирования национальных систем образования обеспечивается инновационной практикой школ, их открытостью, партнерскими связями всех субъектов образовательного пространства и местного сообщества. Динамичное, поступательное развитие в сфере образования, направленное на неуклонное повышение его качества и общедоступности, — долгосрочный приоритет образовательной государственной политики, так как поддержание школьного образования на достаточно высоком уровне — важная предпосылка динамичного развития общества.
Воплощение идеи организации качественного образования, реализации принципа личностно-ориентированного обучения зависит от разработки стандартов образования и внедрения их в практику.
Свод стандартов общего образования
Великобритания Национальный куррикулум (10 учебных предметов, в т.ч. 3 предмета, образующие ядро программы — foundation subjects) Цели образования и достижение заданного уровня как сложные комплексные умения Содержательно-структурная матрица: возраст (5-16 лет); ключевые этапы, соответствующие возрастным периодам (KS1-KS4-key stages); уровни обученности (1-10); диапазон требований по каждому из уровней, соотнесенных с ключевыми этапами; среднее ожидаемое продвижение обученности (один уровень за два года) Программы по предметам (при разной степени глубины и полноты их проработки) Минимальная недельная учебная нагрузка (21-25 час./нед.) Республика Корея Учебный план Цели обучения Программы по предметам Минимальный уровень материального оснащения США Учебный план средней школы Цели Обязательная продолжительность учебного курса Япония Курс обучения: учебный план; программа обучения. Продолжительность учебного года. Недельная учебная нагрузка учащихся (от 25 до 29 час./нед.) Международный анализ куррикулума и системы оценок (INCA), проведенный Национальным фондом исследований в области образования (NFER, Англия) в 1996 году, выявил ряд социально-педагогических инноваций, которые способствуют реализации задачи организации качественного образования: В куррикулумах, разработанных в последние 20 лет, все больше подчеркивается роль навыков как результатов образования, существенных для обучения на протяжении всей жизни, активной социализации выпускников школ. В ряде стран куррикулум формулируется с точки зрения учебных результатов. В куррикулумах Австралии, Канады и Англии указывается процент учащихся, которые, как ожидается, достигнут заданного уровня учебных результатов. Иностранный язык является обязательной частью куррикулума в большинстве стран, за исключением Англии, Ирландии, Японии, Новой Зеландии, США и Уэльса. Все чаще и чаще ученикам предлагается один или более иностранных языков, расширяются возможности для учащихся младшего возраста, даже в том случае если их изучение не является обязательным. Отмечается эффективное изучение языков в тех странах, где есть два или более официальных языка (Канада, Ирландия, Голландия, Новая Зеландия, Северная Ирландия, Сингапур, Испания, Швеция, Швейцария и Уэльс). Во всех странах гражданственность является частью куррикулума либо в качестве отдельного предмета, либо в рамках изучения гуманитарных наук. При этом предмет не во всех случаях является обязательным. В последние годы статус данного предмета был поднят в Австралии, Англии, Ирландии, Шотландии, Сингапуре и Уэльсе. Есть тенденция к усилению акцента на персональное, социальное, а также санитарное просвещение.