Под новые образовательные стандарты в 2009 году напишут современные нелинейные учебники.
На расширенном совещании в Минобрнауки обсудили концепцию образовательных стандартов нового поколения, которые с 1 сентября следующего года будут действовать в начальной школе. Новые стандарты, как ожидается, затронут и форму, и содержание учебников.
А совсем недавно издательство "Просвещение", генеральный директор которого Александр Кондаков занимается в Российской академии образования (РАО) разработкой этих стандартов, на международной ярмарке интеллектуальной литературы Non/fiction представило модель учебника нового поколения.
В учебниках применяется принцип фиксированного формата: один урок любой дисциплины - два разворота книги. Первый - теория, второй - практика. «Подача материала в такой наглядной форме позволяет эффективнее изучать предмет», - пояснил завредакцией физики и технологии издательства «Просвещение» Вадим Егудин. К учебнику будет прилагаться диск с мультимедийными образовательными материалами - например, видеозапись химического эксперимента, который проводить в классе либо опасно, либо слишком дорого, если речь идет о небогатых сельских школах. Особое внимание уделяется и весу учебника: несмотря на большое количество вспомогательных материалов, он не превысит 200 граммов. «Тем не менее в нем будет все необходимое для обучения, - сказал Егудин. - Например, в учебнике по физике помещаются биографии ученых, задачник с ответами, тесты ЕГЭ, глоссарий научных терминов и список полезных интернет-ресурсов».
Член комиссии Общественной палаты по образованию и науке, директор образовательного центра "Царицыно" Ефим Рачевский считает, что предложенный "Просвещением" формат учебника вписывается в концепцию новых образовательных стандартов. Рачевский сетует, что сейчас очень мало учебников соответствует стандартам нового поколения. По его мнению, учебники должны носить модульный характер, и процесс обучения должен строиться по такому же принципу, а не быть поступательным и линейным.
"Сейчас совершенно не актуально превращать учебник в источник информации, как это было раньше. Информационных потоков очень много, поэтому учебник, соответствующий новым стандартам, должен помогать ученику в поиске информационных ресурсов: в нем должно быть много ссылок, в том числе на интернет и неэлектронные ресурсы", - сказал Рачевский корреспонденту "Газеты".