КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования
Перед нами поставлена задача – описать результаты образования, в частном случае, результаты подготовки специалиста с высшим образованием, используя компетентностный подход (СВЕ-подход). Уточним условие задачи, определившись с понятием результата образования. Нам представляется, что наиболее емко и точно его определение дано И.А. Зимней «Это сам человек, прошедший обучение в определенной образовательной системе. Это его опыт как совокупность сформированных интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний и умений позволяет ему адекватно действовать на основе этих знаний в любой ситуации» [1]. Назовем это определение базовым. Таким образом, нам предстоит описать массив свойств образованной личности, выраженный через такие традиционные в педагогике дефиниции, как знания, умения, опыт, личностные качества, через единственную дефиницию – компетентность (К). Решение поставленной задачи теоретически возможно в единственном случае, когда понятие «компетентность» будет включать в себя, пусть и в разной степени, все те понятия, что содержатся в базовом определении. Это означает, что компетентность – понятие не рядоположенное с названными в базовом определении, а более высокого уровня интегрированности. Тем не менее, К также характеризует личность. Значит: компетентность – интегральное свойство, характеристика личности (1). Интегральный характер понятия «компетентность» определяется тем, что оно относится к человеческой деятельности, базирующейся на различных сторонах человеческой личности. При этом термин К, безусловно, имеет положительный оттенок, ибо характеризует успешную деятельность. Компетентный специалист – это, по мнению окружающих, как минимум, специалист хороший. Значит: – компетентность – это характеристика успешной деятельности (2). Однако, компетентным вообще, как, например, высоким или толстым, человек не бывает. Этот термин используется применительно к ситуации, в которой он проявляет способность к успешной деятельно- сти. Привязка к ситуации – весьма важная характеристика термина К. Значит: – Компетентность – это характеристика успешной деятельности в определенной области, ситуации (3). В отличие от таких свойств личности как «умный», «красивый», компетентность – свойство благоприобретенное. Нельзя стать компетентным специалистом уровня «бакалавр», «магистр» и т.п. без соот- ветствующего образования и опыта, полученных как в сфере институционального, так и неформального образования (самообразования) и социально-профессиональной деятельности. Однако, обратное утверждение не являться истинным. Человек с высшим образованием может, даже в ситуациях круга его полномочий, проявлять функциональную безграмотность (ФБ) (кстати, ФБ антоним К). Наряду со знаниями, необходимы еще и мотивация к деятельности, и способность реализовать свой креативный и операционно-технологический потенциал, трансформировать его в успешную деятельность, то есть: – Компетентность характеризует способность человека (специалиста) реализовать свой человеческий потенциал для профессиональной деятельности (4). Причем, по мнению ряда психологов, эффективность действий специалиста не просто складывается из его определенных навыков и умений, а они умножаются за счет соответствующей ценностно-смысловой ориентации. Суммируя утверждения 1–4, получаем следующее определение: компетентность – это интегральное свойство личности, характеризующее его стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной деятельности в определенной области (6). Проведем попарное сравнение данного определения с наиболее близким к нему по сущности, дабы убедиться в том, что мы не занимались тавтологией. Итак, сравним «компетентность» и «результат образования (образованность)». Согласно базовому определению – результат образования потенциален: он является основой для деятельности, компетентность же ха- рактеризует способность человека использовать эту базу для успешной деятельности. Таким образом (с некоторыми оговорками), можно ска- зать, что компетентность – есть реализованная образованность. Т.е. эти дефиниции связаны между собой как философские категории возмож- ности (образованность) и действительности (компетентность). Видимо, не зря о своем образовании человек может говорить однозначно (его образованный статус фиксирован специальным документом), а вот о его компетентности лучше, чтобы говорили (судили) другие. Сравним затем термины «компетентность»–«умение», «владение». Умение, как и К, связано с успешной деятельностью. Умеет, зна- чит может осуществить то или иное действие. Умение скорее относит- ся к операционно-технологическому арсеналу специалиста, в то время как компетентность включает и когнитивную, и этическую, и социаль- ную составляющие. Компетентный человек (специалист с высшим об- разованием) знает не только как сделать (умение), но и то, почему надо делать именно так, способен осуществить выбор из арсенала своих умений, которые наилучшим образом отвечают условиям данной си- туации. Т.е. умение является составной частью компетентности, его материализованной сущностью. К – это сумма умений, умноженная на морально-волевые качества человека, его мотивацию и стремление. Заметим, что согласно эволюционной теории развития человека, «человек умелый» предшествовал «человеку разумному». Умение не облагороженное духом – слепо и может быть даже разрушительным, а не успешным
СТРУКТУРА КОМПЕТЕНТНОСТИ Учитывая сложный, интегративный характер понятия «компетентность специалиста», отраженный в его определении, можно рассмотреть структуру К. Предлагается опираться в этой работе на труды Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной и системные аналитические обобщения, сделанные в этой сфере И.А. Зимней. Вслед за И.А. Зимней будем считать, что любая актуальная компетенция включает пять характеристик (мы назвали их компонентами). Представим их в первом столбце таблицы (см. табл.). Во втором столбце специальным образом разместим фрагменты текста, данного нами определения компетентности специалиста с высшим образованием. При таком размещении текста видно, что в самом определении, по существу, содержатся все характеристики, которые И.А. Зимняя рекомендует рассматривать в качестве общих ориентированных критериев оценки содержания компетентности (1). Другими словами, сформированная в соответствии с определением «актуальная компетенция», будет содержательна во всех аспектах (включает все характеристики). Соотнесенность текста определения компетентности и характеристик компетенций по И.А. Зимней
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]