Лингвист ДВ
your slogan
Воскресенье, 22.12.2024, 17:31


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Категории каталога
Разработки уроков [11]

Наш опрос
С чего должен начинаться процесс информатизации школы?

Всего ответов: 275

Главная » Статьи » Уроки » Разработки уроков [ Добавить статью ]

Интегированный урок "Русский национальный характер" (8 класс)
«Русский национальный характер». Урок этот разработан нами в духовно-нравственной дидактической парадигме с использованием проблемно-диалогового метода, т.к. он помогает и учителю и ученику постигать мир и себя в нем в сфере духовной культуры, органично включающей в себя культуру мышления, культуру чувств, эмоций, общения, самопроявления (творчества). Включение других видов искусства в урок литературы для нас – это создание оптимальных условий для ведения «диалога культур»: участвуют в котором учитель – содержание урока литературы – искусство (в его разных видах и жанрах) как фон, как «мелодия» урока, как катализатор интеллектуальной, творческой деятельности субъектов образовательного процесса – учащихся. В таком «диалоге культур» эффективнее реализуются обучение, воспитание, развитие: внутреннее (духовное) присвоение знаний, умений и навыков.
Проблемно-диалоговый метод как главный прием в системе духовно-нравственного воспитания для нас – это
√ Доминанта на собеседнике: безраздельное, всецелое обращение к нему, самоотвержение. (А.А.Ухтомский);
√ Отсутствие насилия, нажима, любопытного вторжения в мир собеседника;
√ Рефлексия как «вненаходимость»: каким человек является на самом деле, объективно, сам он, как правило, не знает. Для этого ему надо занять внутреннюю позицию вне себя, смотреть на себя глазами другого, со стороны. (М.М.Бахтин);
√ В диалоге важен не авторитет должности, не статус, а духовный потенциал общающихся; следовательно, успешность диалога зависит от способности каждого участника видеть друг в друге его вечное духовное начало, духовное «Я» (Т.А.Флоренская); диалог состоится, если его участники поймут личность друг друга как особую индивидуальность;
√ Для Слова в диалоге нет ничего страшнее безответственности. Услышанность как таковая является уже диалогическим отношением. Понимающий в диалоге – это часть понимаемого содержания. Диалог – это творческое духовное общение, поэтому Слово в нем не планируется, а рождается; 
√ Мудрые участники диалога учатся друг у друга, что возможно при наличии сонастроенности друг на друга. Сонастроенность гармонизирует души людей. В итоге диалог превращается в духовно развивающее общение.
Важно помнить, что проблемно-диалоговый метод только тогда становится инструментом духовного развития, когда
● Проблема предстоящего диалога актуальна не только для учителя, но и для учащихся.
● Учитель организует общение с учащимися, опираясь на свой духовный опыт, где важное место занимает искусство, и корректно актуализирует пусть небольшой, но наличный духовный опыт своих воспитанников.
● Залог успеха диалога в эмоциональной сдержанности и спокойствии учителя-наставника, определяющего ход, стилистику, содержание общения.
● Учитель дидактически не навязчив, не морализует, «паразитируя на искусстве».
● В диалогическом общении, выходящем на духовный уровень, каждый участник должен быть внутренне свободен, а значит, открыт для другого.
● В диалоге содержание общения не объект, а субъект; не мертвое, а живое.

Подготовка учителя к уроку: перечитать Н.Лескова «Левша», Н.Гоголя «Тарас Бульба», И.Тургенева «Певцы», Б.Шергина «Волшебное кольцо», В. Жуковский «Лесной царь»; И.Ильин «Мысли о России», «Душа России»; казачья песня «Сон Стеньки Разина».

Подготовка учащихся к уроку: перечитать Н.Лескова «Левша», Н.Гоголя «Тарас Бульба», И.Тургенева «Певцы», Б.Шергина «Волшебное кольцо». 
Духовно-нравственные проблемы урока:
- Кто же мы такие – русские люди? Почему мы такие?
- В чем наше предназначение в мире?
- Каково наше будущее? Есть ли будущее у России, у русской нации в современной прагматической действительности?
Стратегическая воспитательная цель урока: осознание своих национальных, культурных корней и православной почвы, их питающей; поиск ответа на один из самых главных вопросов для личности: кто я? Каково мое предназначение в этом мире? Кто мои предки? Чем я могу гордиться своей принадлежностью к ним?
Тактическая дидактическая цель урока: научение школьников основам интегративного художественного метода познания духовной жизни человека:
«В одном мгновенье - видеть вечность,
  Огромный мир – в зерне песка,
  В единой горсти – бесконечность
  И небо – в чашечке цветка» 
  У.Блейк
  Сценарий урока

1 блок: Настрой на диалог. Создание атмосферы доверительности, открытости.

Учитель: Здравствуйте, дорогие мои! Я рада снова видеть вас и общаться с вами на уроке литературы, который сегодня будет необычным: мы вместе поразмышляем о важных для каждого человека вечных проблемах: кто я? Зачем я пришел в этот мир? И, как принадлежащие к русской нации, будем разбираться в этой связи с проблемами:
- Кто же мы такие – русские люди? Почему мы такие?
- В чем наше предназначение в мире?
- Каково наше будущее? Есть ли будущее у России, у русской нации в современной действительности?
Для этого обратимся к тем произведениям литературы, которые нами были прочитаны раньше. Вы их перечитали, переосмыслили. Вместе взятые, хочется верить, они помогут нам в наших духовных исканиях.
Приглашая вас к этому непростому разговору, хочу немножко рассказать о себе. Моя мама – эстонка, отец – русский: выходец из дворянского православного рода Катиных-Ярцевых, Сивцовых и Головиных, уроженец старинного русского города Рязани. Мое детство было связано с Псковским краем (отец был военным и семье приходилось путешествовать по городам и весям страны). После всех жизненных перепетий судьба опять вернула на Псковщину, чему я несказанно рада. Есть в городе Пскове нечто такое, на что трепетно и с любовью отзывается православное сердце русского человека. Язык моей семьи был русским (мать сильно обрусела и совершенно не горевала по этому поводу). В нашей семье по вечерам, особенно в выходные дни постоянно звучали русские народные песни, духовные песни (в детстве отец пел в церковном хоре), песни на стихи Сергея Есенина (их очень любил папа), романсы. Папа обладал прекрасным слухом и голосом, сам себе мастерски аккомпанировал на гитаре, а мы, дети, с удовольствием ему подпевали. Став постарше, я сама себе аккомпанировала на пианино.
Пока мы, дети, росли – для нас (как бы ни были заняты родители) звучали русские народные сказки, стихи. И я с гордостью считаю себя русским человеком.
А вы знаете свои корни? Знаете историю своих хотя бы самых близких к вам предков? Хотите поделиться со мною, друг с другом на эту тему? Немножко поговорить об этом? 
  ( общение учителя с учащимися).

Учитель: В непростое время приходится всем нам жить. Вам получать образование. Взрослеть и выходить в мир. Трудные времена для России и русского народа: слом эпох. В такие годы сильные духом и мужественные люди определяются с самыми главными для них ценностями, понятиями и категориями.
Поэтому давайте сегодня и поговорим о самом главном для всех и каждого из нас – о русском национальном характере, о загадочной русской душе, ибо это духовный стержень нашей российской государственности. 
Кто-то считает, что Россия погибла на сломе цивилизаций (социалистической и капиталистической), русский человек сломлен, «размыт» чуждой его духу прагматической массовой культурой, а значит – уничтожен.
Кто-то уверен, что Россия переживет эти тяжкие годы (ей не привыкать) и русский человек, в очередной раз преодолев свои «хождения по мукам», спасет не только Россию, но и мир от злобы, жестокости, бездуховности.
По-разному оценивают сегодня в мире судьбу и будущее России, русский национальный характер. О нас, русских, сегодня говорят многие и - разное, за нами пристально наблюдают.
Значит, давайте попробуем разобраться: кто же мы такие – русские люди? Какие мы? Почему мы такие? В чем наше предназначение в мире? Каково наше будущее? И есть ли оно у русской нации?


2 блок: Актуализация наличного жизненного, духовного опыта учащихся и учителя.

Проведение игры «Подбери прилагательные-определения к словосочетаниям «русский человек», «Русский характер», «Русская душа».
Учитель раздает учащимся карточки со словами «русский характер», «русский человек», «русская душа». Для каждого словосочетания ученики подбирают свои определения и вписывают их в три столбика. Карточки могут быть и в компьютерном исполнении. И тогда учащиеся работают с ними, набирая свои тексты на клавиатуре компьютеров.
На доске выписаны словарные статьи «человек», «характер», «душа», к которым можно обратиться, обсудить вместе с учителем и одноклассниками прежде, чем приступить к участию в игре.  





Источник: http://www.openclass.ru/node/7824
Категория: Разработки уроков | Добавил: lingvist (02.01.2009)
Просмотров: 2945 | Рейтинг: 4.5/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024