ТЕМА УРОКА : Н и нн в отглагольных прилагательных и причастиях
ТИП УРОКА: комбинированный. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ : элементы технологий
ü Развития критического мышления
ü Коллективный способ обучения ( по Дьяченко В. К.)
Оценка педагогической ситуации: возможности класса средние, данный урок
используется учителем для формирования интереса к русскому языку.
Цели урока:
систематизация знаний учащихся по теме “Причастие”;
совершенствование орфографических и пунктуационных навыков;
формирование практических умений и навыков семиклассников по осознанному
применению полученных знаний в повседневной практике;
воспитание бережного отношения к слову.
Образовательные: закрепить знания учащихся о правописании Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени; повторить способы образования причастий
Развивающие: развивать память, воображение, сравнение, речь, индукцию, дедукцию, умение работать в парах.
Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку.
Задачи урока:
закрепить умение находить причастие и определять его грамматические признаки;
совершенствовать умение видеть и правильно решать орфографические задачи в конкретном причастии;
совершенствовать умение видеть и при необходимости выделять запятыми причастный оборот.
Оборудование урока: записи учителя на доске (см. ход урока); карточки с суффиксами причастий (разные по цвету), крепящиеся к доске магнитами; Распечатки материалов для самостоятельной работы учащихся в конце урока. Оргмомент.
Мотивация. Учитель. -Сегодня урок будет необычный - кулинарный. Мы не только познакомимся с различными рецептами, усвоим правописание Н и нн в отглагольных прилагательных и причастиях, но и заметим как в практической жизни важно правильное использование причастий и отглагольных прилагательных. На уроке вы составите кулинарный словарь, кто-то рецептурный сборник, свою памятку кулинарных слов с одной Н и нн в отглагольных прилагательных и причастиях, несомненно, это пригодится вам в практической жизни.
Цели учебной
деятельности.
- А для вас , дети, что важнее на уроке?
(Закрепить : Н и нн в отглагольных прилагательных и причастиях.
Познакомиться с рецептами, где используют причастия.
Проявить активность на уроке, получить оценку).
Повторение изученного. --1. Чтобы в процессе работы мы не распыляли свое внимание, назначим 3 помощника, которые к концу урока помогут систематизировать нам знания.
Кулинарный словарь составит…………Сергей
Лучшие рецепты соберет………….
Рекомендации в Тетрадь - Памятку (слов, таблиц..) сделает……Таня..
2. Итак, пока Ира ищет по словарю, что такое КУЛИНАРИ/ Я, мы вспомним
-ЧТО такое причастие?
- КАК образуются причастия?
- Повтори , какие суффиксы у действительных причастий.
- Назови суффиксы страдательных причастий.
- В каком времени бывает причастие.
- Влияет ли глагол , от которых образуется причастие на суффиксы ?
-Итак. Подобную таблицу на листе, для Памятки оформит…
Усвоение содержания учебного материала. 3.- Что же такое КУЛИНАРИ/ Я?
Осень - капустная пора. из одного и того же продукта можно приготовить множество блюд. Что, например, можно приготовить из капусты?
Вареная…………КАПУСТА……………….. тушеная
соленая маринованная
квашеная жареная
- Слова каких частей речи написаны ?
-Можно ли изменить написание слов, не меняя самого блюда?
- Сравните:
С овощами
, тушенное с овощами. ( Разница в написании зависит от « Способа» приготовления блюда; в первом случае мясо тушится без овощей, они подаются уже к готовому блюду( поэтому это отглагольное прилагательное, в котором пишется одна Н); в другом- мясо тушится вместе с овощами, и так как это слово образовано от глагола ТУШИТЬ, имеет зависимое слово, то в нем пишется - НН)
Обеспечение осознанности формируемых знаний. УПРАЖНЕНИЕ № 119 ( КОММЕНТИРОВАТЬ)
По учебнику « Русский язык. 7 КЛАСС.».Автор-Баранов М. Т. и другие .М. « Просвещение». 2004.
Обеспечение прочности формируемых знаний.
Инсерт(маркер)
Обеспечение прочности формируемых знаний. А дальше будем работать по группам 1 ряд- работа в паре 2 ряд в динамических парах 3 ряд по бригадам. ИНДИВ. задание - узнать по словарю значение слов МАСЛЯНЫЙ и МАСЛЕНЫЙ.. ДЛЯ 1ряда Работа в паре. Диктуем друг другу диктанты, проверяем сами, маркируем слова, в написании которых сомневаемся, обмениваемся, проверяем, ставим оценки. Фаршированные помидоры. Жаренная в сухарях рубленая котлета. Сваренный борщ. Соленые огурцы. Засахаренная вишня. Запеченное мясо. Печеные пирожки. Слоеный пирог. Концентрированный сок. Некипяченое молоко. Выпеченный без муки торт. Печенный в духовке картофель. Квашеная капуста. Маринованная капуста. ДЛЯ 2 ряда ( по одному слову диктуем в паре сменного состава по Дьяченко) Выделите, промаркируйте ( инсерт) слова , с написанием которых вы согласны(+), не согласны, непонятны (-). .Один из работающих в паре читал словосочетание, другой писал. После этого читал словосочетание другой ученик, а первый писал под диктовку. Затем каждый брал тетрадь соседа и проверял диктант без карточки. Вторично проверяют словосочетания по карточке, оценивают. Переходят. Новому товарищу диктуется то же словосочетание, который диктующий сам перед этим писал. Затем дети переходят на новое место, и образуется новая пара См. схему 10 9 9 7 8 7 10 5 6 5 8 3 4 3 6 1 2 1 4 2 Запеченное мясо Печеные пирожки. Выпеченный без муки торт. Печенный в духовке картофель Квашеная капуста. Маринованная капуста. Засахаренная вишня. Слоеный пирог. Кипяченое молоко. Кипяченное на медленном огне молоко Для 3 РЯДА бригады по 4 человека Вставьте пропущенные буквы. Салат из кваше…ой капусты, соле....ые баклажаны, мороже..ное мясо, туше..ый картофель с копче…ой грудинкой, компот из суше…ых фруктов, быстрозамороже…ая фасоль, утка, фарширова…ая яблоками, с лимо…ым соусом, пече…ые яблоки. Рыба, жаре..ая в тесте, рубле…ая сельдь, голубцы с варе..ым мясом и морковью, пше…ая каша из поджаре…ой крупы, газирова…ый напиток, поджаре…ые кури…ые окорочка, яйца, варе…ые вкрутую, слое…ый торт, хорошо промасле…ый. -Проверяем у доски 3 ряд по представителю - Проверяем взаимооценки 1 ряда -Записываем со 2 ряда слова в Тетрадь - Памятку - А мы поработаем с прилагательным МАСЛЯНЫЙ и отглагольным прилагательным МАСЛЕНЫЙ. ( проверяем индивид. задание- значение слов). МАСЛЯНЫЙ- состоящий из масла ( масляное пятно) работающий на масле( масленый двигатель0 сделанный на основе масла) ! Прилагательное( образовано от существительного МАСЛО) МАСЛЕНЫЙ- запачканный маслом( масленые руки) смазанные маслом(масленая каша) пропитанный маслом( масленый лист) ! Отглагольное прилагательное ( образовано от глагола МАСЛИТЬ). Придумать 2 предложения с различным значением. Проверяем работу у доски, делаем записи для себя. Контроль усвоения.
Выборочно- объяснительный диктант.
Званый обед.
Сначала были поданы закуски: иссиня- черная икра, разрисованная сливочным маслом, разделанным под цветы; салаты, украшенные букетами из овощей; помидоры, прослоенные луком; омары, сваренные в соленом растворе; селедка, распластанная на длинном серебряном лотке; заливной поросенок, разрезанный на порции и снова сложенный; прожаренная темно-коричневая глухарка.Весь стол был похож на яркую разноцветную клумбу.Затем по традиции шел куриный бульон со слоеными пирожками. ---Сдадут на проверку тетради…. -- Теперь те ребята, что получили специальные задания на весь урок, отчитаются о своей работе. --Кулинарный словарь зачитает…. - Рекомендации в Тетрадь - Памятку даст…..… -- Интересными рецептами лучших, активных на уроке отметит, подарит -- Оценки в журнал… Задания на дом с указаниями для учащихся. ИТОГИ - индивидуальные задания: Составить рецепт с использованием причастий. Остальным - из рецептов выписать причастия, выделить суффиксы. Например: Грибы, тушеные в сметане. Макароны, запеченные с сыром.
Анализ урока
Предмет: русский язык. Тема: « Н и нн в отглагольных прилагательных и причастиях»
Учитель Дудник О. В. Г. Самара
Оценка правильности определения целей занятия.
Цели урока определены исходя из анализа педагогической ситуации его проведения: самостоятельная поисковая деятельность и деятельность межличностного общения( группового взаимодействия) являются ведущими для учащихся 7 класса. Дидактические возможности темы урока позволяют опираться на эти виды деятельности на основных этапах ее изучения. Формулировка целей работы учителя и учащихся взаимосвязаны.
Рациональность структурного построения занятия и целесообразность распределения времени по его элементам. Структура этапов построения уроков включает: мотивацию, целеполагание, повторение, усвоение содержания учебного материала, обеспечение осознанности формируемых знаний, обеспечение прочности формируемых знаний, контроль усвоения, задания на дом с указаниями для учащихся. Состав и последовательность элементов психологически оправданы, обеспечивают необходимые условия для продуктивного учебного труда учащихся на уроке. Оптимальность отбора содержания учебного материала.
Задания подобраны не только с грамматико-орфографическими требованиями, но и с учетом социальных и личностных потребностей(многие ориентированы на поступления в кулинарные училища).Слабоуспевающая ученица Таня получает задание для закрепления. Сергей - инертный ученик, но ему пришлось обращаться к одноклассникам, заглянуть в Кулинарные книги, чтобы составить Кулинарный словарь слов- причастий, используемых в рецептах. Сочетание оптимальных этапов содержания учебного материала в зависимости от этапов формирования навыков - повторение правил, использование опорного конспекта, установление аналогий, инсерта, иллюстративность позволяло не перегружать внимание и память. Новые знания добывались с помощью наблюдения, сравнения, анализа, комментированная работа позволяет усвоить и слабоуспевающему ученику.
Эффективность реализации образовательных и развивающих целей. Образовательные цели и развивающие сочетаются, достигнуты.
Оценка эффективности выбора методов и приемов обучения, способов формирования и развития познавательного интереса к учебной мотивации. На уроке было целесообразное использование разнообразных видов, форм совместной деятельности учеников, учителя. Применялись современные педагогические технологии (технология Развития критического мышления, Коллективный способ обучения ( по Дьяченко В. К.).Наблюдается творческий подход к структуре учебного занятия. Сочетаются различные формы коллективной и самостоятельной работы. Осуществляется обратная связь, контроль. Познавательный интерес высок.
Содержание учебной деятельности на уроке.
Гармонично сочетается групповая работа, индивидуальная, коллективная. Так 1 ряд выполнял задание в паре. Диктовали друг другу диктанты, проверяем сами, ставили оценки.2 ряд работал в паре сменного состава.3 ряд работал по бригадам, вставляя пропущенные буквы, т.е. более сильные обучали слабых. Таким образом, ребята обучались и самоконтролю, взаимоконтролю. Самостоятельно работали над индивидуальными заданиями. Рецептами дети заинтересовались, значит, есть связь с жизнью, применение знаний.
Организация педагогического общения. На этапах выполнения совместных заданий осуществлялось эффективно, при групповой работе - менее эффективно, так как более трудоемко. Но контроль учителя был повсеместным.
Педагогический стиль. На различных этапах урока стиль отношений с учащимися остается гуманистическим и деловым.
Салют народ! Хочу вам предложить прекрасный интернет –ресурс АКА Климат, в нем кондиционеры panasonic, по великолепной цене, гарантирую не пожалеете, нам понравилось,жена в восторге! http://akaklimat.ru/ Увидимся!
Огромное спасибо за прекрасный урок! Мне нужно было подготовить открытый урок по данной теме, а времени свободного совсем нет. Обязательно воспользуюсь вашей разработкой. Я , наверное, не догадалась бы связать кулинарию и н-нн в отглагольных прилагательных и причастиях. Очень благодарна вам за помощь.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]