Лингвист ДВ
your slogan
Вторник, 16.04.2024, 21:42


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Категории каталога
Философско-педагогические эссе [11]
Эссе , размышления о литературе, педагогике, словесности

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 299

Главная » Статьи » Эссе » Философско-педагогические эссе [ Добавить статью ]

Технология гуманного коллективного воспитания
«Технология гуманного коллективного воспитания»,
(по В.А.Сухомлинскому)

Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае удачи
последняя приобретена ценою большого труда и заботы,
в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда
и заботы, в случае же неудачи – горе несравнимо ни с каким другим.
Демокрит
В своей работе, как классный руководитель, я придерживаюсь «Технологии гуманного коллективного воспитания», разработчиком которой является Василий Александрович Сухомлинский.
На первое место, в своей воспитательной системе он ставит личность. «Каждый ребенок – это уникальный мир, а познание мира начинается с познания человека». Духовный мир личности и духовный мир коллектива, по его мнению, формируются благодаря взаимному влиянию. По Сухомлинскому коллектив – это содружество единомышленников, содружество гражданское, идейное, творческое, трудовое, в которое каждый приносит что – то для обогащения его духовной жизни и из которого каждый что – то берет для полноты своей личной духовной жизни, для полноты своего счастья.
Решающими стимулами, одухотворяющими жизнь коллектива становятся не организация и управление, а богатство духовной жизни, полнота интересов, взаимный обмен духовными богатствами. На личность огромное влияние оказывает коллектив, но и коллектива нет, если нет многогранного богатого мира составляющих его личностей. На первое место выносится нравственный смысл деятельности коллектива. Главной и конечной целями выступают: воспитание умного, доброго, честного, порядочного, любящего свою Родину, нравственно- воспитанного человека. Подцель: воспитание гуманистических отношений, чувства красоты, человечности, сострадания, уважения к родителям. Научить учиться и достигать целей.
Данные цели достигаются с опорой на гуманистическое начало в воспитании: опора на положительное в ребенке, поощрении самостоятельности и творчества, отсутствие жесткого регламента познания, эстетического, эмоционального начал в воспитании, внимания к природе, красоте родного языка, эмоциональной сферы духовной жизни и общения детей, чувства удивления.
Главные принципы:
- принцип гармонии: единства обучения и воспитания, наглядности и абстрактности, педагогического руководства и самодеятельности учащихся; учения, труда и отдыха; строгости и доброты.
- принцип единства семьи и школы в воспитании. Чтоб хорошо учить и воспитывать детей надо знать хорошо их родителей, семью.
- культ Родины, труда, культ матери, книги, культ природы.
- главные приоритетные ценности: совесть, добро, справедливость.
Главные законы воспитания по Сухомлинскому:
- радости: долой скуку, улыбка на лицах взрослых и детей
-красоты: Будь красив сам и береги красоту вокруг
- доброты: будь отзывчив и внимателен к людям
- уважения: если хочешь, чтоб тебя уважали, - уважай других
- чистоты: чисто не там, где убирают, а там, где не сорят
- вежливости: каждый твой поступок отражается на других людях, не забывай, что рядом с тобой человек
- ответственности: каждые должен видеть последствия своих поступков и отвечать за них
- дружбы: хочешь иметь друга – будь им.




Позиция педагога состоит в поиске и стимулировании лучших черт ребят, терпении и вере в ребенка. Реализация данной воспитательной технологии осуществляется за счет организационных форм: классно – урочной, индивидуальной, групповой, по следующим направлениям: в учебе, труде, игре, досуге, нравственном воспитании.
И так , остановимся подробнее на направлениях, которые, по мнению автора являются основополагающими в воспитательном процессе, и как на практике, в моей педагогической деятельности они реализуются.
1 направление: учеба и труд (на мой взгляд, они не разделимы). Здесь в роли постулата опираюсь на закон воспитания Сухомлинского: «Трудись сам и уважай труд других людей», регулярно на классных часах провожу беседы о пользе учения, о том, что учеба на данном отрезке жизни учащихся является важной составляющей, о том, как учебу организовать рационально. На классных часах поднимаю проблемные вопросы: «Почему без труда не вытащишь и рыбку из пруда?», «Почему труд создал человека?» и др. Важная проблема – это приобщение детей к физическому труду. Не секрет, что не просто заставить ребенка на добровольных началах убрать школьную территорию, подежурить в классе. Здесь важным является мотивация. Так как в классе имеется 3 звена, то в начале учебного года составляется полотно, затем туда вносятся отметки за выполненную работу и то звено, которое наберет большее количество баллов станет победителем. Обязательно получит приз. Так в прошлом году, на средства родителей были куплены сладкие призы. В результате возникает соперничество и проблема дежурств решается без принуждения и давления на учеников.
2е направление – игра. Так как я работаю в 6классе, то игры как нельзя лучше соответствуют возрастным особенностям моих учеников. Я провожу игры разного типа: познавательные, спортивные, диагностические и др. Обязательно включаю игры в сценарии классных праздников. Так при проведении Новогоднего огонька проводилась игра на знание традиций и обычаев празднования новогоднего праздника у нас в стране, на территории нашего края, в зарубежных странах. Так при проведении игр срабатывает стремление ребят не только победить, но и узнать новое, возникает чувство соперничества, ответственности за свою команду. Часто познавательные игры провожу после экскурсий, включаю их в классные часы. Главная цель таких игр – способствовать усвоению тех знаний, которые были получены в ходе экскурсий. Так после проведения экскурсии в музей с.Купино, после проведения экскурсии в город Ст.Оскол, по промышленным предприятиям области были проведены игры «Что я знаю о предприятиях Белгородчины?», «Что мы знаем о русской культуре Белгородчины.»
Спортивные игры, как правило, проводятся мною при организации весенних походов в лес. Так стало традицией по окончании учебного года вместе с детьми и родителями отправляться в поход, там мы проводим игры с мячом, бамбинтоном. Это позволяет реализовать идеи здоровьсбережения, познать особенности природы родного края.
С целью изучения уровня нравственного развития личности учащихся и духовно – нравственной атмосферы в коллективе провожу диагностические игры. Так мною проводится игра «Магазин». 1ый этап проводился в начале учебного года в виде «Купли-продажи».Ученики играют роль покупателей нравственных ценностей.»Купля-продажа» осуществляется как своеобразная бартерная сделка. Положительные качества (вежливость, доброта, аккуратность), которых по мнению самих детей, у них не хватает, они могут приобрести в обмен на свои отрицательные (грубость, неряшливость, жадность) или же на свои положительные, которые у них имеются в избытке. После проведенной «купли - продажи» классный руководитель вместе с учащимися подводит итоги осуществленной сделки. Они обсуждают, что нужно сделать для того, чтобы «купленные» положительные качества закрепить в деятельности классного коллектива. Зетем, классный руководитель наблюдает за детьми, стимулирует работу учащихся по формированию положительных качеств. В конце года проводится 2ой этап. Детям предлагается «приобрести» те нравственные качества, которые по их мнению, удалось сформировать в своем характере, а на «аукцион» выставить отрицательные качества, которые еще у них сохранились. При завершении работы подводятся итоги, учитель помогает детям проанализировать результаты работы коллектива за год. Таким образом, данная игровая методика дает возможность самим детям поставить перед собой ряд задач по развитию своей личности и коллектива своего класса, а учитель может сделать выводы об уровне духовного роста учащихся и изменениях в нравственно-психологическом климате класса.
3е направление:
Это – досуг. Регулярно с учащимися посещаем кинотеатры, музеи, осуществляем экскурсии. Так прошлым летом, нами была осуществлена поездка в город – герой Новороссийск, где ребята познакомились с подвигом русских моряков во время ВОВ, могли прокатится на военном крейсере, посетили Новороссийский планетарий. Кроме того данное направление реализуется через посещение детьми кружков, спортивных секций. Так из 25 человек привлечены к таким занятиям 20., при этом многие из них имеют положительные результаты: Печура Ирина является кандидатом в мастера спорта по художественной гимнастике, на осенних каникулах выезжала в Корею и привезла призовое место. Сластин Константин входит в сборную Белгородской области по волейболу, среди своего возраста, Рубцов Александр – является стипендиатом премии губернатора «Одаренные дети», в области карате.
4е направление – духовно- нравственное, реализуется через проведение классных часов, бесед, совместное прочтение и обсуждение книг. Так наибольший интерес вызвали классные часы по темам: «Умеем ли мы прощать?», «А можно ли на свете не быть зубастым?», по рассказу А.П.Чехова, «Луч Света», По сказке Г.Х.Андерсена, (о милосердии), «Жизненный подвиг Святителя Иоасафа».
Использование данной воспитательной технологии позволяет воспитать многогранную личность, соответствующую модели выпускника современной школы. В заключении, хочется привести слова Сухомлинского: «Ученик это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь!»




Источник: http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5686&lib_no=5692&tmpl=lib
Категория: Философско-педагогические эссе | Добавил: lingvist (06.03.2008) | Автор: Орехова О.В.
Просмотров: 9790 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.3/3 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024