Принцип любви в воспитании – предусматривает сильнейшую духовную связь педагога и воспитанника, бережное отношение к ребенку как к хрупкому существу, его тонкой душевной организации.
На передний план выдвигается идея саморазвития личности, для которой определяющими становятся морально-этические принципы и законы духовного развития.
К основным морально-этическим принципам следует отнести принцип любви.
Принцип любви -основополагающий. Это - высшая ценность мира, которая дает начало жизни, питаетее и служит "маяком" на пути самосовершенствования человека. Высший уровень проявления любви - любовь безусловная, бескорыстная. Такая любовьпринимает все сущее на Земле таким, каково оно есть, признавая за каждым его самоценность и неповторимость, безоговорочное право на существование"просто так". Производное от любви - сострадание. Следствием любви и сострадания является созидание и развитие. В любви человек не отстраняется от мира, а делает шаг навстречу ему. И появляется сила, течет творческая энергия,рождается новое, происходит развитие.
Если попытаться выстроить иерархию приоритетов в жизни человека, связанных с проявлением любви,то возникает последовательность: любовь к Богу (для людей верующих) -духовность - любовь к миру и к людям - нравственность - "блага цивилизации".
Главная заповедь учителя - любить детей. Главная задача учителя - научить ребенка любить Творца, жизнь, природу, людей, себя, активно познавая мир, в который он пришел.
По словам М.Цветаевой: «Любить – это видеть человека таким, каким его создал Бог, а не осуществили родители». Любить трудно, поступки и страсти этот образ сильно затемняют. Сколько сил, веры и энергии нужно, чтобы очи сердца не стали очами земными?! Мы должны быть способны к милосердию, к состраданию и к любви.
Что значит для педагога любить ребенка? Любить трудно, поскольку поступки и страсти сильно затемняют в человеке тот образ, по которому его создал Бог, а не осуществили родители. Но если сердце педагога на самом деле обращено ко Христу, Он будет омывать его Своей неистощимой любовью, питать чувства, поддерживать способность к состраданию, милосердию и любви. «Нужно найти в себе это чувство или отказаться от преподавания. <...> Как правило, дети безошибочно определяют, искренне ли к ним относятся. Любовь к ученику может быть только естественной – никакой игры. Любовь к ученику – одна из важнейших черт нравственной личности педагога».
Мы считаем, что принцип любви действительно является руководством к действию для педагога. При отсутствии педагогической любви, у ребёнока нет стимула к саморазвитию. Личный педагогический опыт показывает, что дети, которых никто не любит, отличаются неустойчивой психикой, неуверенностью к себе, задержкой психического развития, агрессивностью.
По статистике, дети, находящиеся в детских домах и лишённые любви, заметно отстают от своих сверстников по физическим, психическим параметрам.
Педагог, отдай сердце детям! .Были использованы материалы с сайта http://www.ecolife.org.ua./