Лингвист ДВ
your slogan
Воскресенье, 22.12.2024, 17:23


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Категории каталога
Философско-педагогические эссе [11]
Эссе , размышления о литературе, педагогике, словесности

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 299

Главная » Статьи » Эссе » Философско-педагогические эссе [ Добавить статью ]

Теория деятельности различает человека как индивида, как субъекта и как личность.


более 30 лет назад Д.Б. Эльконин в статье "К проблеме периодизации психического развития ребенка" писал, что "...при рассмотрении психического развития имеет место, с одной стороны, своеобразный дуализм, с другой, параллелизм двух основных линий развития: мотивационно-потребностной сферы и интеллектуальных познавательных процессов. Без преодоления этого дуализма и параллелизма нельзя понять психическое развитие ребенка как единый процесс" . С тех пор положение не сильно изменилось, и связано это с тем, что проблема не была поставлена в полном объеме.

Теория деятельности различает человека как индивида, как субъекта и как личность. Анализируя соотношение этих понятий, В.В. Давыдов отмечал, что "специальное сравнение определений личности, индивида и субъекта, достаточно широко употребляемых в философии и теоретической психологии, показывает, что они рядоположенны и нередко выступают как синонимы" . В отличие от этого он, как и А.Н. Леонтьев, разводил эти понятия, обращая особое внимание на выделение специфики той реальности, которая выражается в понятии "личность". "Личность ¹ индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается".

С этой позиции субъект есть индивид, но не всякий индивид является субъектом деятельности. Личность есть субъект деятельности, но не всякий субъект есть личность.

Таким образом, полагается, что есть различия между развитием человека как индивида, как субъекта и как личности.

Конечно, не развиваясь как индивид, человек не может сформироваться как личность, но далеко не всегда, развиваясь как психический индивид, он развивается и как личность. Эти две линии развития взаимосвязаны, но находятся на разных уровнях. Однако в периодизации психического развития они часто оказываются рядоположенными.

Причина этого, на мой взгляд, состоит в отождествлении традиционно выделяемых высших психических функций (восприятия, мышления, памяти, воображения, воли и др.) и функций субъекта деятельности.

Функции субъекта отличны от тех, которые принято рассматривать в качестве высших психических и которые соответствуют пониманию человека как индивида. В качестве субъекта человек анализирует ситуацию, оценивает ее, ставит цели, планирует их достижение, принимает решения, контролирует практические действия, т.е. он строит свою деятельность, реализуя функции анализа, оценки, целеполагания, планирования, принятия решений и т.д. Конечно, эти функции выполняются благодаря восприятию, памяти, мышлению, воображению, но по отношению к последним они являются интегративными образованиями. Здесь то же отношение, что между атомами и молекулами веществ. Расчленение молекулы на отдельные атомы приводит к потере свойств вещества. Но по-прежнему, исследуя функции субъекта деятельности или действий, их представляют как особенную форму той или иной функции индивида. Например, целеобразование исследуют как мышление, принятие решений - как волю, построение образа ситуации - как восприятие.

Л.С. Выготский полагал, что в ходе развития человека взаимоотношения между психическими функциями не остаются постоянными, они непрерывно меняются, образуя подвижные и изменчивые межфункциональные системы. Потому он формулировал принцип развития как изменения межфункциональных отношений и формирования новых функциональных систем. Однако и в периодизации психического развития Д.Б. Эльконина, и в аналогичной периодизации В.В. Давыдова новообразования, которые характеризуют результаты развития в разные возрастные периоды, отражают изменения и в психических функциях и в функциях индивида субъекта как рядоположенные.

Так, Д.Б. Эльконин, характеризуя новообразования раннего детства, пишет: "При прослеживании процесса становления предметных действий ребенка выявляется возникновение первых целеполаганий и собственно орудийных действий. Характерным можно считать и появление у малыша так называемых пробующих действий" . Он также отмечает, что для периода раннего детства характерно и интеллектуальное решение задач; в этот период интенсивно развивается речь. Как на основное новообразование он указывает на появление у ребенка феномена "Я-сам". На эти же новообразования указывает и В.В. Давыдов. Появление зачатков смыслообразования, речевого планирования, целеполагания, овладение средствами выполнения предметных действий, контроль действий - это, без сомнения, новообразования, характеризующие становление субъекта. Но наряду с этими новообразованиями В.В. Давыдов обращает внимание на качественные изменения в преддошкольном периоде в восприятии ребенка, на возникновение у него наглядно-образного мышления. Эти изменения важно учитывать для понимания тех механизмов, благодаря которым ребенок овладевает своим поведением, однако они - новообразования уже другого порядка. Конечно, изменение способа планирования действий оказывается возможным благодаря изменениям в восприятии и мышлении, но эти изменения логически нельзя рассматривать как рядоположенные.



Источник: http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1999/993/993018.htm
Категория: Философско-педагогические эссе | Добавил: lingvist (21.11.2008) | Автор: В.С. ЛАЗАРЕВ
Просмотров: 1544 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024