Принятие компетенций как основы для формирования учебного плана образовательного учреждения и определения содержания учебных программ вызывает глобальную проблему обоснования перечня объективно необходимых компетенций… Являясь до определенного уровня обобщенными, ключевые компетенции должны быть определены таким образом, чтобы они были пригодными для использования в процессе обучения. Иначе можно было бы снова вернуться к форму-лированию главных, но расплывчатых целей.
Учитывая социально-экономическую ситуацию, состояние дел в развитии содержания образования, становление системы образования в современных условиях, наиболее предпочтительные компетенции, которыми образовательные учреждения должны бы вооружать подрастающее поколение, следующие 1. Такие политические и социальные компетенции, как способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и в улучшении демократических институтов. 2. Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе. Чтобы препятствовать возникновению расизма или ксенофобии, распространению климата нетерпимости, образование должно «вооружить» молодежь межкультурными компетенциями, такими как понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков и религий, 3. Компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением, важны в работе и общественной жизни ДО такой степени, что тем, кто ими не обладает, грозит исключение из общества. К этой же группе общения относится владение несколькими языками, принимающее все возрастающее значение. 4. Компетенции, связанные с возникновением общества информации. Владение новыми технологиями, понимание их применения, их силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе. 5. Способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.
Вероятно, нужно придерживаться более общего определения: ключевая компетенция - это определяющая компетенция, потому что она соответствует условиям реализации, которые ни ограничены, ни слишком специфичны, но являются до определенной степени универсальными. В плане подготовки легко понять, по какой причине отдают предпочтение развитию компетенции «широкого спектра», способных проявить себя в самых разнообразных ситуациях и условиях. Отметим еще, что именно с этой целью профессиональное обучение широко использует сегодня понятие ключевых квалификаций. В условиях перестройки системы образования, продолжающегося процесса её стабилизации, не представляется возможным точное определение перечня ключевых компетенции. Поэтому мы можем говорить о некоторой совокупности компетенции, особо актуальных для становления демократического общества и развития рыночной экономики. Эту совокупность ключевых компетенций мы предлагаем читателю в виде списка для размышлений. Он сделан на базе списка компетенции, который явился результатом обсуждения этой проблемы на семинарах Совета Европы в рамках проекта «Среднее образования в Европе». Этот список выглядит так: Изучать: - уметь извлекать пользу из опыта; - организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их; - организовать свои собственные приемы обучения; - уметь решать проблемы; - самостоятельно заниматься своим обучением. Искать: - запрашивать различные базы данных; - опрашивать окружение; - консультироваться у эксперта; - получать информацию; - уметь работать с документами и классифицировать их. Думать: - организовать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; - критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ; - уметь противостоять неуверенности и сложности; - занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение; - видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа; - оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой; - уметь оценивать произведения искусства и литературы. Сотрудничать: - уметь сотрудничать и работать в группе; - принимать решения; - улаживать разногласия и конфликты; - уметь договариваться; -уметь разрабатывать и выполнять контракты. Приниматься за дело: - включаться в проект; - нести ответственность; - войти в группу или коллектив и внести свой вклад; - доказать солидарность; - уметь организовывать свою работу; - уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами. Адаптироваться: - уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; - доказать гибкость перед лицом быстрых изменений; - показать стойкость перед трудностями; - уметь находить новые решения. Этот список ключевых компетенций не является ни исчерпывающим, ни окончательным. Он предложен в качестве рабочего документа. Выделение компетенций ведет к уточнению, реформированию содержания образования, во-первых. А во-вторых, компетенции как цель обучения требуют от процесса обучения деятельностного характера (обучать, упражняя в накоплении компетенций), а также придают процессу обучения социально и коммуникативно-направленный характер. Таким образом, сама постановка вопроса о компетенциях как результате образования, обучения ведет к смене взглядов на содержание обучения и на процесс обучения.
Источник: http://pedagogik.mgou.ru/index.php?page=r212f1d1&directory=2 |