http://www.erono.ru/art/?SECTION_ID=374&ELEMENT_ID=9134 В XIX веке, когда учёные начали изучать русский земледельческий календарь, он представлял собой органичный сплав народных и православных традиций. Деревенские ребята участвовали почти во всех календарных праздниках и обрядах, где им отводилась особая роль. Чаще всего дети были предвестниками важных событий в жизни сельской общины.[1] Также у детей был свой собственный календарь, и его традиции переходили из поколения в поколение.
С целью познакомить учащихся с народной культурой нами была разработана идея проекта «Детский народный календарь».
Срок реализации проекта – один год, хотя возможно продолжение работы и реализация его во время ежегодных традиционных народных праздников.
Продуктом проекта является создание перекидного календаря на основе альбома для рисования.
Задачи проекта:
· Познакомить учащихся с русским фольклором, играми и обрядами.
· Расширить знания учащихся о русской народной культуре.
· Способствовать развитию творческих способностей.
· Способствовать формированию уважительного отношения к родной культуре.
· Формировать чувство идентичности, патриотизма и любви к Родине.
Фундаментом при работе над проектом стала книга Галины Львовны Дайн «Детский народный календарь». В ней достаточно подробно и целостно представлены традиции, связанные с календарными праздниками, раскрывающие своеобразную и яркую жизнь деревенских детей.
Проект является творческим, поэтому необходимы различные материалы для творчества: альбом для рисования, графические материалы, акварельные краски, цветная бумага и т.п.
Проект выполняется в альбоме для рисования, но могут использоваться и отдельные листы.
Этапы работы над проектом:
1. «На златом крыльце сидели…»
Выбор персонажа.
Учащиеся выбирают фигурку мальчика или девочки и выполняют рисунок народного костюма. В процессе этой работы они знакомятся с особенностями традиционного русского народного костюма.
Далее они выбирают имя для своего героя из списка распространенных в XIX веке русских имён. Им предоставляется возможность узнать этимологию имени.
Примеры имён:
Мужские имена:
Аввакум
Авдей
Герасим
Агафон
Акинфий
Аксентий
Евлампий
Манойло
Анисим
Емельян
Елисей
Епифан
Микула
Митрофан
Михайло и др.
Женские имена:
Авдотья
Евдокия
Агафья
Агрипина
Акилина
Аксинья
Анастасия
Анисья
Лукерья
Устинья
Варвара
Федора и др.
2. «Вот моя улица…»
На данном этапе ребята знакомятся с особенностями русского быта. Узнают, как выглядел русский традиционный дом, какой интерьер был внутри.
Выполняют рисунки: «Изба», «Интерьер русской избы».
3. «Страничка»
Ребятам предлагается оформить страничку альбома, которая соответствует определенному месяцу. Она будет содержать информацию, которую ребята узнают во время работы и оформят ее в свободной форме, например в виде интеллект – карты.
4. «Дело мастера боится…»
Каждое занятие имеет практическую, творческую составляющую. Ребята изготавливают традиционные поделки, относящиеся к определенному месяцу, который они изучают.
Работа может быть расширена знакомством с традиционными народными играми и проведение народных праздников.
Подготовка занятий по работе над проектом предоставляет большую вариативность. Может быть сделан акцент на народные игры и их описание, а может на изготовление народной игрушки или праздники. Наша идея – дать представление о целостности народной жизни и четкости ее организации.
Пример используемого материала для «Странички».
Месяц «Апрель»
Название месяца: Снегогон, зажги снега, заиграй овражки.
Первый день – мученицы Дарьи.
Ребята больше времени проводят на улице, строят запруды, пускают шумные ручейки, мастерят кораблики. Пускают их с приговором:
«Легкое судёнышко
Золотое донышко.
Серебряное весельцо,
Мыщатое деревцо.
Зелёные трали,
Плыви, судёнышко, подале!»[2]
Главные праздники месяца:
× 7 апреля Благовещение Пресвятой Богородицы.
Один из 12-ти главных церковных праздников. Символы: Лилия, птица. Обряд «Отпущение птиц на волю».
× 14 апреля – День Марии Египетской.
Марья – зажги снега, заиграй овражки, начинает половодье.
× 18апреля – Федул – ветреник пришёл и «тепляком подул».
× 20 апреля – День Акулины. По поверью в реках просыпаются русалки.
× 21 апреля – День Родиона ледолома. Солнце встречается с месяцем.
× 24 апреля – День Антипа – половода, водопол распускает воды.
На апрель чаще всего выпадают последние недели Великого поста:
× Похвальная (5-я)
× Вербная (6-я)
× Страстная (7-я)
Идёт подготовка к Пасхе.
В канун Вербного воскресенья, в Лазареву субботу, ходили ломать вербу, приговаривая: «Святой Лазарь за вербой лазил».
Украшали вербное дерево, устраивались ярмарки.
Предпасхальная седмица – страстная.
Чистый четверг. В этот день наводили порядок в доме, украшали его, сами мылись и приносили «четверговый огонь» из церкви.
Пасха. Рассказ о традициях проведения праздника.
В процессе знакомства с праздниками учащиеся оформляют страничку альбома, делая зарисовки и надписи.
Далее ребят предлагается выполнить различные поделки: бумажного голубка, бумажную розу, веточку, бумажные подзоры. Все это является элементами украшения пасхального дерева.
Источники:
1. Баранова И. Из чего состоял традиционный русский костюм (ИНФОГРАФИКА) [Интернет ресурс]. Режим доступа: https://ru.rbth.com/watch/1180-traditsiony-russky-kostum свободный. Дата обращения 14.04 2022.
2. Дайн Г. Л. Детский народный календарь- Хотьково: Сергиев Посад, 2010.
3. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские– СПб.: Ланс, 1994.
4. Устройство русской избы внутри и снаружи [Интернет ресурс]. Режим доступа: https://arhi1.ru/arh-pamyatniki/rossiya/russkaya-izba свободный. Дата обращения 18.04.2022.
[1] Дайн Г. Л. Детский народный календарь - Хотьково: Сергиев Посад, 2010
[2] Дайн Г. Л. Детский народный календарь - Хотьково: Сергиев Посад, 2010