Обличение обывательщины, произвола, самодурства в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина. Язык сказок
ТЕМА ОБЛИЧЕНИЕ ОБЫВАТЕЛЬЩИНЫ, ПРОИЗВОЛА, САМОДУРСТВА В СКАЗКАХ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА. ЯЗЫК СКАЗОК.
ЦЕЛИ: проанализировать сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина, открыть важный человеческий смысл сказок, постараться уловить не только смех над тем, как можно изуродовать свою жизнь, но и слезы о том, как легко может человек потерять себя; показать особенности стиля автора; поработать над художественными особенностями.
ХОД УРОКА
«Неизменным предметом моей литературной деятельности всегда был протест против произвола, двоедушия, лганья, хищничества, предательства, пустомыслия и т.д.»
Выставка книг. Стенд. Рисунки учащихся к сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина. С л о в а р ь : Обыватель ¬– 1. Постоянный житель какой-нибудь местности(устар.). 2. Люди, живущие мелкими, личными интересами. Либерал (лат.) ¬– свободомыслящий человек, склонный к излишней снисходительности, вольнодумец. Ирония (греч.) – насмешка, осмеяние. Юмор (англ.) – жизнеутверждающая форма комического, серьезного высказывания с усмешкой. Гротеск (франц.) – разновидность комического, сочетающее в фантастической форме ужасное и смешное. Сатира (греч.) – вид комического, осмеивающий человеческие пороки, не оставляющий надежды на исправление. Сарказм (греч.) – едкая, язвительная насмешка сатирического смысла, переходящая в негодование. Фантастика (греч.) – несуществующее в действительности выдуманное на основе фактов реальной жизни.
I. СКАЗКИ САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА. Выступление учащегося.
«Сказки – одно из самых ярких творений и наиболее читаемая из книг великого русского сатирика. Они создавались в течение 4 лет, на завершающем этапе творческого пути писателя.
Одновременно с Салтыковым-Щедриным в 80-е годы выступали со сказками выдающиеся современники – Л.Н.Толстой, Гаршин, Короленко, Лесков. Для сатиры вообще, и в частности, для сатиры Щедрина обычными являются приемы художественного преувеличения, фантастики, иносказания, гиперболы. Приближение формы сатирических произведений к народной сказке открывало также писателю путь к более широкой читательской аудитории. Поэтому в течение нескольких лет Щедрин с увлечением работает над сказками. В 1887 г. Салтыков-Щедрин задумал издать свои сказки отдельным тиражом, ценой в 3 копейки. Каждый и просил на это разрешения правительства, но цензор Лебедев заявил: «Намерение г. Салтыкова издать некоторые свои сказки отдельными брошюрами, стоящими не дороже 3 копеек, и, следовательно, для простого народа более чем странно. То, что Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему названию, его сказки – та же сатира, и сатира едкая, направленная против общественного и политического нашего устройства». Цензурный комитет не разрешил этого удешевленного издания сказок «по явной неблагомеренной тенденции их». Сказки являются именно той книгой Салтыкова-Щедрина, которая наилучшим образом раскрывает читателю богатый мир и творческую индивидуальность русского художника-мыслителя. По широте обозрения социальных типов книга сказок занимает первое место в наследии Салтыкова-Щедрина. В богатейшей галерее типических образов Щедрин воспроизвел всю социальную анатомию общества, коснулся всех основных классов, затронул множество проблем и широко осветил всевозможные течения общественной мысли. Самый общий и основной смысл произведений сказочного цикла заключается в развитии идеи непримиримости классовых интересов в эксплуататорском обществе. Первые сказки – «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть», «Дикий помещик» - были напечатаны Салтыковым в 1869 г. В журнале «Отечественные записки». Всего им было написано свыше 30 сказок. В апреле 1884 г. был закрыт журнал «Отечественные записки». У Салтыкова, по его словам, «отняли, скомкали и запечатали душу». Жить было трудно, писать – почти невозможно. Но Салтыков не хотел умирать заживо. Лишенный своего печатного органа, он стал искать новых форм общения с читателем. Этой формой стали сказки. В сказках Салтыков ставил и разрешал в революционно-демократическом духе те же вопросы, что и в своих крупных сатирических произведениях. Характерная в этом смысле сказка «О ретивом начальнике», в корой автор дает тип бюрократа-самодура, очень ограниченного и тупого, но до крайности самоуверенного и ретивого. Вся деятельность этого самодура свелась к тому, что он «народное продовольствие прекратил, народное здравие – уничтожил, науки сжег и пепел по ветру развеял. Сам начальник и окружающие его мерзавцы поступают по созданной ими, весьма выразительной программе: «чтоб нам, мерзавцам, жить было повадно, а прочим всем чтоб ни дна, ни покрышки не было, чтоб нас, мерзавцев, содержали в холе и нежени, а прочих всех в кандалах». В самую глухую и тяжелую пору жизни России, когда «всё кругом изменяло и предптельствовало», Салтыков-Щедрин своими сказками продолжал делать великое дело. Как герой его сказки «Приключение с Крамольниковым», «он глубоко любил свою страну, любил ее бедноту, наготу, ее злочастие» и все силы своего гениального ума и большого сердца отдал борьбе за освобождение голодных и угнетенных «от тех посрамлений, которые наслоили на них века неволи…» В этом, собственно, заключалась задача всей его деятельности.
II.РАБОТА НАД ОПОРНЫМ КОНСПЕКТОМ.
«СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ИЗРЯДНОГО ВОЗРАСТА»
Т Е М Ы
СТИЛЬ АВТОРА
Отно- шение мужика и барина
Тру- сость обы- вателя
ППоло-жение народа Само-держа- вие и угне- тенный народ «Дикий помещик»; «Повесть о том, как …» «Премудрый пескарь»; «Вяленая вобла» и др.
«Коняга» ; «Кисель» ; «Христова ночь». «Медведь на воеводстве»; «О ретивом начальнике» ... Сти- листи- ческие средства языка (лексика) Образ- ные ср-ва языка Сти- листи- ческие фигуры
III. Слово учителя. 1) Каковы художественные особенности народных и литературных сказок, ранее вами изученных? зачин и концовка; пословицы, поговорки; волшебные герои; троекратное повторение; добро побеждает зло. 2) Прослушайте выступления учащихся и ответьте на вопрос: «Что общего в сказках Салтыкова-Щедрина и народных и в чем их отличие?» 3) Две ученицы (они исполняют роль сказительниц) ведут повествование о сказках Салтыкова-Щедрина. СКАЗОЧНЫЕ ЗАЧИНЫ В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил и на свет глядючи радовался («Дикий помещик») Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему веленью, по моему хотенью, очутились на необитаемом острове (Повесть о том, как …») В некоторой стране жил-был либерал, и притом такой откровенный, что никто слова не молвит, а он уж во всё горло гаркает («Либерал») В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Прокурор, и было у него два ока: одно – дреманное, а другое – недреманное («Недреманное око») Когда впервые читаешь сказки Щедрина, они могут показаться какими–то странными, мудреными, уж очень замысловатыми. Идет, скажем, речь о жизни пескаря. Весьма точно описываются беды, которые того и гляди настигнут эту маленькую рыбку: «Рак может его клешней пополам перерезать, водяная блоха – в хребет впиться и до смерти замучить… А человек? – что это за ехидное создание такое!» Но о том же пескаре дальше сказано, будто он видит во сне, что выиграл двести тысяч рублей. Не правда ли, как тут странно спутана жизнь рыбы с жизнью человека? Вот медведь. «Выгнали его в ту пору из берлоги и напустили стаю шавок – так и впились, собачьи дети, и в уши, и в загривок, и под хвост! Вот так уж подлинно он смерть в глаза видел! Однако все-таки кой-как отбоярился: штук с десяток шавок перекалечил, а от остальных ушел». Как будто настоящий медведь. Но на следующей странице мы читаем, что дети этого медведя в гимназии учатся. Или вот верный Трезор. Сторожит он дом московского купца Воротилова. Воры напрасно стремятся проникнуть в дом. Они пытаются подкупить Трезора. Чем же они хотят его соблазнить? «Сколько раз и воры сговаривались: поднесемте Трезорке альбом с видами Замоскворечья; но он и на это не польстился». Нашли чем пса заинтересовать! Но в том-то и дело, что пес в сказке Щедрина – это не просто пес. Это и пес, и человек в обличье пса. Щедрин показывает нам людей под видом животных. Время от времени он как бы приподнимает звериные маски, и мы видим, чьи лица таятся под ними. Животное здесь – показательный образ человека. Никто не удивляется, встречая в сказке то, чего в жизни не бывает и быть не может. Всякий знает, что в сказках обычны чудесные приключения, волшебные превращения,- словом все то,что называется ф а н т а с т и к о й. Но в сказках Щедрина фантастика странная, необычная. Она поражает тем, что чередуется с точным описанием реальных людских отношений определенной эпохи. СКАЗОЧНЫЕ КОНЦОВКИ Он жив и дальше. Раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит. («Дикий помещик») Что за тем произошло – об этом история умалчивает, но назад Трезорка не возвратился. («Верный Трезор») Поехали генералы в казначейство, и сколько тут денег загребли – того ни в сказке сказать, ни пером описать! («Повесть о том, как …»)
4) Салтыков-Щедрин, как и Толстой, и Достоевский, постоянно размышлял о предназначении человека, о взаимосвязи его с миром. В статье «Уличная философия» он писал: «Когда действительность втягивает в себя человека усиленно, когда наступает сознание, что без нашего личного участия никто нашего дела не сделает, да и само собою оно ни под каким видом не устроится, тогда необходимость признать себя гражданином, необходимость принимать участие в общем течении жизни, а следовательно, и иметь определенный взгляд на явления ее представляется настолько настоятельно, что едва ли кто-нибудь может уклониться от нее». Салтыков-Щедрин рассуждает о личностной позиции каждого человека, то нее зависит понимание смысла жизни. О смысле жизни идет речь в сказках «Премудрый пескарь», «Самоотверженный заяц», «Вяленая вобла» и других. Само важное, – убеждает писатель, – научиться находить место в жизни, реализуя свои возможности.
IV. РАБОТА ГРУПП НАД АНАЛИЗОМ СКАЗОК: «Премудрый пескарь», «Самоотверженный заяц», «Вяленая вобла» I г р у п п а – сказка «Премудрый пескарь» а) Выразительное чтение наизусть сказки «Премудрый пескарь». б) Уточните значения слова «премудрый»? = очень, = пере, герой перемудрил в) Вспомните наставления отца-пескаря, сопоставьте их с заветами отцов других классических произведений? наставление Чичикову: «Больше всего угождай учителям и наставникам, водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными, а больше всего береги и копи копейку, эта вещь надежнее всего на свете. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». наставление Молчалину: «Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была». наставление Петруше Гриневу: «Прощай, Петр, служи верно, полку присягнешь, слушайся начальников, за их лаской не гоняйся, на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся, и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». наставление пескарю: «Смотри, сынок, коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба». г) Приведите пословицы, которые близки своим содержанием наставлению отца-пескаря? Тише воды, ниже травы. Моя хата с краю, ничего не знаю. д) Какие мысли возникают у пескаря перед смертью? Какие риторические вопросы задает он себе? «Какие были у него радости? Кого он утешил? Кого приютил, обогрел? Кто слышал о нем? Кто о его существовании вспомнил? Ответ – никому, никто». е) Как в этих вопросах просматривается программа и нравственные человеческие идеалы? Поставлен вопрос о смысле жизни и назначении человека. ж) Какие «забытые слова» хотел напомнить автор читателю этой сказкой? честь и бесчестие, слава и бесславие, достоинство, смысл жизни. з) Какая мысль звучит в финале сказки? Чему и кого хотел писатель этой сказки научить? (зачитать финал) Пескарь «перемудрил», посвятив свою жизнь только самому себе. С горькой насмешкой автор заставляет «мудреца» понять бессмысленность прожитой жизни. Финал звучит трагически. Писатель придумал для героя сказки самую страшную кару: позднее, бесплодное прозрение, осознание перед лицом смерти, что жизнь прожита зря. и) «Кабы все так жили, чтобы тогда было?» Ваше отношение к этой проблеме? Жалка и бессмысленна участь таких людей …
Мудрость пескаря оборачивается бессмысленной глупостью, сказка высмеивает всех, кто надеется спрятаться в своей норе от жизненных бурь. Под конец жизни он понимает бессмысленность своего существования. Какой унизительной была эта жизнь!
II г р у п п а – «Самоотверженный заяц» Эти сказки дополняют друг друга, но существенно отличаются, они освещают разные стороны рабской психологии. С одной стороны – наглые волчьи повадки поработителя. С другой – слепая покорность их жертв. а) Инсценировка сказки. б) Какова основная мысль, заключенная в названии сказки? заяц – трусость, самоотверженная трусость – это противоречивость психологии подневольной личности. в) В каких словах заключено главное в поведении зайца? «Не могу, волк не велел». Заяц привык повиноваться, он раб покорности. г) Что же руководило зайцем, когда он бежал назад в волчье логово? выручить брата главное – он слово дал заяц благороден, но это напрасное благородство. д) С одной стороны он уверен, что волк его съест. А на что он еще надеется? Он питает смутную надежду, что может быть волк и помилует. Надеется растрогать волчье сердце своей честностью и покорностью.
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.
Категория: Разработки уроков | Добавил: Люба (11.11.2011)
| Автор: Воропаева Любовь Петровна