Урок русского языка в 7 классе Знаки препинания в предложениях с деепричастными оборотами Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о деепричастии и деепричастном обороте, закрепить умение обособлять их в предложении. Задачи; 1. Образовательная: обобщение и систематизация сведений о деепричастии и причастии; о деепричастном и причастном оборотах; выработка практического умения находить деепричастный и причастный обороты и ставить знаки препинания при них; проверка умения различать деепричастные и причастные обороты. 2. Развивающая: способствовать развитию быстроты реакции, внимания, памяти, мышления, речи, формирование коммуникативных умений. 3. Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к окружающим, друг другу; бережное отношение к природе на примере текстов из произведений художественной литературы. Оборудование: 1. учебник 2. презентация (АРМ) 3. дидактический материал 4. тесты для работы 5. тесты для контроля Ход урока 1. Оргмомент. Проверка готовности к уроку, объявление темы, цели, задачи, настрой. (Слайд 1) 2. Повторение. 1) Беседа по тексту. (Слайд №2) -Какой текст нравится больше? Почему? 2) Словарная работа. Морфология, синтаксис, пунктуация, причастие, деепричастие, причастный оборот, деепричастный оборот. Опрос: -Что изучает морфология? -Что изучает синтаксис? -Что изучает пунктуация? -Определение причастия -Что такое причастный оборот? Когда он обособляется?(Слайд №3) -Что такое деепричастие?(Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом) - Что такое деепричастный оборот? (Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами) - Может ли деепричастие употребляться в предложении, если в нём нет глагола-сказуемого? Почему? (Нет, так как деепричастие обозначает добавочное действие , а сказуемое – основное) - Кто(что) совершает основное и добавочное действие? (И основное, и добавочное действие совершает одно и то же лицо) (Слайд №4) Деепричастие «причастно» к глаголу, к основному действию; без глагола сказуемого оно употребляться не может. Кроме того деепричастия как бы «дорисовывают движение», выраженное глаголом, украшают глагол, дополняют его другими действиями. (Слайд №5) 3. Тренировочное упражнение. 1. Указать предложения с деепричастным оборотом. ( Рабочий лист. Предложения раздаются каждому учащемуся на парту) 1 вариант 1) Флотилия, не замеченная неприятелем, приступила к высадке. 2) Не замечая меня, лебеди плавали у берега. 3) Отошедший от станции поезд затормозил. 4) Наевшись, воронёнок успокоился. 2 вариант 1) Усеянное звёздами небо манило к себе. 2) Потрескивая, горел костёр. 3) Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы. 4) Чёрный дым, поднимавшийся из-за холма, застилал горизонт. (Правильные ответы: вариант 1 – 2; вариант 2 – 3) Взаимопроверка и определение правильных вариантов. (Работа в парах) 2. Повторение материала об обособлении деепричастий и деепричастных оборотов. Объяснить постановку знаков препинания в написанных предложениях. - В каких предложениях нет деепричастных оборотов, но есть одиночные деепричастия? (Вариант 1 – 4; вариант 2 – 2) - Что вы знаете о постановке знаков препинания в предложениях с одиночным деепричастием? (На письме деепричастия с обеих сторон выделяются запятыми, если находятся внутри предложения, и с одной стороны, если находятся в начале или в конце предложения (так же, как и деепричастный оборот)) 4. Работа с текстом. (Слайд №6, 7) Ребята, перед вами текст. Прочитайте его, пожалуйста, знаки препинания не расставлены, от глаголов образуйте деепричастия. А из города уже выступало неприятельское войско (греметь) в литавры и трубы и (подбочиниться) выезжали паны окруженные несметными слугами. Толстый полковник отдавал приказы. И стали наступать они тесно на ... таборы (грозить) (нацеливаться) пищалями (сверкать) очами и (блестеть) медными доспехами. <...>Далеко понеслось громкое хлопанье по всем окрестным полям и нивам (слиться) в беспрерывный гул; дымом затянуло все поле а запорожцы палили (не)переводить) духу. <...> Уже не видно было за великим дымом обнявшим то и другое воинство. Вопросы для обсуждения После образования деепричастий выдаются листы с текстом. После обсуждения ребята расставляют знаки препинания и проверяют. (Приложение «Тексты для работы») • Из какого произведения этот отрывок? Кто автор этого произведения? • Каков стиль этого отрывка? • Назовите глаголы, обозначающие основные действия. (Войско выступало, паны выезжали, отдавал приказы, стали наступать, понеслось, затянуло дымом.) • С помощью каких языковых средств автор уточняет действия, выраженные глаголами? (В тексте много деепричастий, основная функция деепричастий в речи – дописывать, дорисовывать основное действие.) Задание. Выпишите из текста деепричастия совершенного (1 вариант) и несовершенного вида.(2 вариант) Совершенный вид подбоченившись – подбочениться слившись – слиться Несовершенный вид гремя – гремят грозя – грозят нацеливаясь – нацеливается сверкая – сверкает блеща – блестит (щ//ст) не переводя – не переводит Вопросы к заданию (пользуемся тетрадью по теории) • От основ каких глаголов и с помощью каких суффиксов образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида? • Выделите суффиксы, запишите исходные глаголы, выделите у них основу. • От чего зависит правописание гласной перед суффиксами у деепричастий совершенного вида? • Почему правописание гласной перед -вши- в деепричастии слившись не вызывает затруднений? Вопросы к тексту • Посмотрите, чем осложнено первое предложение текста. • Что такое деепричастный оборот? • Выпишите это предложение в тетрадь, найдите одиночное деепричастие, деепричастный оборот, обозначьте границы деепричастного оборота и подчеркните его как член предложения. • Давайте расставим остальные знаки препинания, которые необходимы в данном тексте. Объясните их постановку. • В предпоследнем предложении есть деепричастный оборот. • Почему между деепричастными оборотами сверкая очами и блеща медными доспехами запятая не ставится? 5. «Грамматические орешки» (Слайд№8, 9, 11) Исправьте грамматические ошибки, связанные с употреблением деепричастного оборота. Кто же разгрызет орешки? Да тот, кто ответит верно, объяснив принцип, по которому исправляем данные грамматические ошибки. Работаем с использованием синонимичных синтаксических конструкций. (Слайд № • 1) Приветливо виляя хвостиком, мы встретили Рыжика у калитки.- У калитки мы встретили Рыжика, который приветливо вилял хвостиком. • 2) Сделав уроки, у меня заболели глаза.- Когда я сделала уроки, у меня заболели глаза. 1. Прочитав пьесу, передо мной встали образы персонажей. 2. Посмотрев такую постановку, сразу напрашивается вывод о жизни за стенами ночлежки. 3. Приехав из города, перед Давыдовым возникает ряд трудностей. 4. Услышав о разведке, Пете стало весело. 5. Дойдя до реки, усталость овладела нами. 6. Плывя в лодке, множество птиц виднелось по берегам реки. 1) и 2) предложения разбираем вместе. Остальные предложения делают самостоятельно по вариантам: 1 вариант – 1, 3, 5 предложения, 2 вариант – 2, 4, 6 предложения. Проверь себя! 1. Когда я прочитал пьесу, то представил образы персонажей. 2. После просмотра постановки делаешь вывод о жизни за стенами ночлежки. 3. Когда Давыдов приехал из города, перед ним возник ряд трудностей. 4. Когда Петя услышал о разведке, ему стало весело. 5. Когда мы дошли до реки, усталость овладела нами. 6. Плывя в лодке, мы видели по берегам рек множество птиц. Какие знания нам помогли точно исправить ошибки? При выполнении задания необходимо учитывать, что основное действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету). 6. Контроль знаний. Тест. (Каждому на парту). Приложение. 7. Подведение итогов. Выставление оценок за работу на уроке. 8. Домашнее задание. Выписать из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» 3 предложения с причастными и 3 предложения с деепричастными оборотами. |