Лингвист ДВ
your slogan
Вторник, 27.06.2017, 22:05


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Категории каталога
Насущные вопросы в преподавании ли [7]
Содержание школьного курса, программы и методики, другие животрепещущие вопросы
Классика [19]
Классические произведения в школьной программе

Наш опрос
С чего должен начинаться процесс информатизации школы?

Всего ответов: 271

Главная » Статьи » Преподавание литературы » Насущные вопросы в преподавании ли [ Добавить статью ]

«Наше тайное «Я». Изображение человека в рассказе А. Грина (урок литературы в 6 классе. Программа «Школа 2100»)
Тема «Наше тайное «Я». Изображение человека в рассказе А. Грина «Четырнадцать футов» включена в раздел «Открывая мир вокруг», программа «Школа – 2100», учебник Бунеев Р.Н.., Бунеева Е.В. Литература. «Год после детства». Учебник-хрестоматия для 6 класса.

На уроке дети отправятся в виртуальное путешествие по музею Грина в Феодосии. Презентация подготовлена по материалам сайта http://grin.feo.ru/grin.htm и http://grinlandia.narod.ru/.

На следующих этапах уроках ученикам предстоит решить, какого человека называем хорошим, а какого – плохим. И почему герой рассказа Кист, не совершивший ничего дурного в жизни, не вызывает у нас уважения, и мы называем его плохим?

В конце урока сделаем несколько выводов:

Злая, жестокая мысль, даже не перешедшая в действие, может принести зло.

Проходя через испытания, через ошибки, человек может очиститься, измениться к лучшему.

Человек может совершать и прекрасные, и чудовищные поступки, в нем соединяется и высокое, и мелкое, ничтожное; и дурное, и хорошее. Поэтому невозможно судить о человеке однозначно.

Урок литературы в 6 классе. Программа «Школа 2100»

Тема: Наше тайное «Я». Изображение человека в рассказе А. Грина «Четырнадцать футов».

Цели: формировать представления о том, как изображается человек в художественном произведении;

развивать у школьников умение сравнивать, обобщать, делать выводы, работать в группе;

воспитывать личность свободную, духовно-нравственную.

Оборудование: портрет А.Грина, карточки для групповой работы, презентация.
Презентация Виртуальное путешествие по музею Грина
Презентация Изображение человека в рассказе А. Грина

План урока:
Вступление.
Заочная экскурсия по музею А. Грина.
Создание проблемной ситуации.
Поиск решения. Работа с текстом.
После чтения. Творческое задание
Итоги урока.
Домашнее задание.

Эпиграф урока:

Быть хорошим человеком – значит

не только не делать несправедливости,

но и не желать этого.

Демокрит.

Ход урока:

• I. Орг. момент.

Добрый день, ребята! Сегодня у нас непростой урок. Непростой он потому, что в рассказе А.Грина «Четырнадцать футов», о котором пойдет речь на уроке, поднимаются сложные вопросы о добре и зле, о жизни и смерти, об ответственности за свои поступки. Попробуем найти на них ответы на нашем уроке. А начать урок я хочу со стихотворения, прослушайте его и скажите, кому оно посвящено.

• II. Знакомство с творчеством А. Грина.

Учитель (читает стихотворение В. Саянова):

Он жил среди нас, этот сказочник странный,
Создавший страну, где на берег туманный
С прославленных бригов бегут на заре
Высокие люди с улыбкой обманной,
С глазами, как отзвук морей в январе,
С великою злобой, с великой любовью,
С солёной, как море, бунтующей кровью,
С извечной, как солнце, мечтой о добре.

Беседа:

- Знаете ли вы, о ком идет речь в стихотворении?

- А что вы знаете о жизни Грине? (Дети рассказывают о трудной жизни Грина)

- О какой стране говорится в стихотворении? Как называется эта страна? ( Грин-ландия – так называется эта загадочная страна.)

- Что вы знаете о Грин-ландии?

- Чтобы узнать, что же это за страна – Грин-ландия, чтобы понять, почему Грина называют сказочником, мы с вами и отправимся на экскурсию в музей. А.Грина в Феодосии.

2. Индивидуальное задание. (с презентацией).

- Что вы узнали о Грин-ландии?

- Почему же Грина поэт называет сказочником?

Вывод: Жизнь Грина была тяжела и драматична , а в своем творчестве он уводит читателя в оригинальный мир моря и солнца, любви и веры, тревожит, заставляет страстно желать исполнения мечты, до каких бы сказочных высот она ни поднималась.

• II. Создание проблемной ситуации.

1. Составление кластера.

- Скажите, Александр Грин был хорошим человеком?

• Как вы понимаете «хороший человек», «плохой человек»?

Хороший человек
Плохой человек

Добрый

Щедрый

Бескорыстный

Отзывчивый

Дружелюбный

Трудолюбивый

Милосердный

Храбрый

Совершающий хорошие поступки

Помогает людям

Приносит пользу людям и обществу


Злой

Жадный

Бессердечный

Эгоистичный

Корыстный

Грехи

Зло

Совершающий плохие поступки

Приносит вред людям и обществу

3. Постановка проблемного вопроса и темы урока.

• А вы прочитали рассказ А.Грина «Четырнадцать футов»?

• Понравилось?

• Что понравилось?

• Какие чувства вызвал у вас рассказ, его герои?

• А кого из героев рассказа можно назвать хорошим, а кого плохим человеком? (Род – хороший, Кист – плохой).

• А разве Кист совершил плохой поступок, или он убил кого-то, или не пришел на помощь другу в трудную минуту?

• Что вас удивило? (Почему человек, не совершивший ничего дурного в жизни, не вызывает у нас уважения, и мы называем его плохим?).

• У.: И я бы еще добавила, можно ли о человеке судить однозначно и может ли то тайное, что скрыто в глубине души человека, оказывать влияние на его поведение и чувства.

У.: Тема урока: Наше тайное «Я».

Сформулируйте цель. (Разобраться, что влияет на наши поступки, понять, что в человеке может быть и прекрасное, и чудовищное, и дурное, и хорошее, и высокое, и низкое).

• Поиск решения. Работа с текстом.

Перед нами поставлен вопрос, но прежде, чем искать на него ответ в тексте, давайте познакомимся с героями рассказа.

1. Герои рассказ и их взаимоотношения. Схема. Индивидуальное задание.

2. Герои рассказа нам уже известны, а какие события описывает Грин в рассказе?

Краткий пересказ. Составление плана.

Индивидуальное задание. (Вторая колонка заполняется по мере ответов групп).
Рассказ. План
Вывод

«Когда гостиница исчезла за поворотом...».
Кэт была для них как далекая, недостижимая, прекрасная звезда, и они «смотрели на Кэт в телескоп», как на звезду.

«Восемнадцатилетний Соломон в юбке».
Центр всего мира для юной девушки - она сама. Ей оба нравятся. Кист – веселый, Род - основательный и добрый.

Заблудились.
Экстремальная ситуация

«Подлая мысль».
1. Злая, жестокая мысль, даже не перешедшая в действие, может принести зло.

2. Готов жизнью заплатить, лишь бы спасти друга

«Если ты сделала выбор, то не ошиблась».
Добиться согласия Кэт обманом Кист не желает: это было бы предательством по отношению к Роду.


1.Это небольшое расстояние проверило, испытало человека. При этом Грин говорит: проходя через испытания, через ошибки, человек может очиститься, измениться к лучшему.

2.Человек может совершать и прекрасные, и чудовищные поступки, в нем соединяется и высокое, и мелкое, ничтожное; и дурное, и хорошее. Поэтому невозможно судить о человеке однозначно

Работу мы построим по плану рассказа, пойдем вслед за автором и попробуем ответить на наш вопрос, хороший или плохой человек Кист.

3. Групповая работа.

1 группа. «Когда гостиница исчезла за поворотом...».

Чтение по ролям разговора Рода и Киста.

Нарушила ли их влюбленность в нее дружбу между ними?

Объясните фразу Грина: «... оба они, мысленно, смотрели на Кэт в телескоп, а никто так не сроден друг другу, как астрономы».

Почему Род считал, что они оскорбили Кэт, произнеся ее имя в трактире за стойкой, хотя сама Кэт никогда об этом не узнает?

Вывод: Кэт была для них как далекая, недостижимая, прекрасная звезда, и они «смотрели на Кэт в телескоп», как на звезду.

2 группа. «Восемнадцатилетний Соломон в юбке».

Выразительное чтение 1 абзаца 2 главы.

Каким представляется Грину внутренний мир восемнадцатилетней девушки?

Что есть для нее центр вселенной?

Почему Грин называет Кэт «восемнадцатилетним Соломоном в юбке»?

Как постепенно изменяются чувства Кэт?

Соломон – библейский мудрец и царь.

Вывод: Центр всего мира для юной девушки - она сама. Ей оба нравятся. Кист – веселый, Род - основательный и добрый.

3. Беседа.

Прежде, чем предоставить слово 3 группе, давайте вспомним, что такое экстремальная ситуация.

Кто из известных вам героев попадал в экстремальную ситуацию?

Какова роль экстремальной ситуации в произведении? (Экстремальная ситуация проверяет людей)

Экстремальная ситуация – ситуация крайне напряженная, опасная, требующая от человека наивысшего подъема душевных и физических сил.

3 группа. Кульминация. «Подлая мысль».

Выразительное чтение сцены прыжка.

Как проявился характер обоих друзей в момент прыжка?

Каким образом проявляется внутренняя сущность Рода и Киста в эту критическую минуту?

Оказывает ли наше тайное, подсознательное душевное движение влияние на другого человека?

Вывод: Злая, жестокая мысль, даже не перешедшая в действие, может принести зло.

4. Беседа.

- Почему мы считаем Киста плохим человеком?

- Обратимся к эпиграфу.

- Как вы понимаете слова, сказанные древним философом Геродотом?

- Можно ли эпиграф нашего урока сделать эпиграфом рассказа «Четырнадцать футов»?

Да, ребята, мы ответили, почему Кист плохой, но подумайте, согласился бы Грин, с нашим выводом?

- Можно ли все же назвать Киста злым, вероломным человеком?

Вероломный - коварный, действующий путем обмана, измены.

- Объясните поступок Рода. Зачем он вонзил нож в руку Киста?

Вывод: Готов жизнью заплатить, лишь бы спасти друга

4 группа. Развязка. «Если ты сделала выбор, то не ошиблась».

Выразительное чтение финала рассказа.

Объясните смысл финала рассказа.

Почему Грин подчеркивает, что Кист был прилично одет, что Кэт выбежала «с независимым видом, но с вытянутым и напряженным лицом»?

Как надо понимать мысль Киста: «Если ты сделала выбор, то не ошиблась»?

Зачем «Кист кашлянул, посмотрел в сторону и рассказал все»?

Вывод: Добиться согласия Кэт обманом Кист не желает: это было бы предательством по отношению к Роду.

• IV. После чтения.

1. Беседа.

• Почему рассказ называется «Четырнадцать футов»? (Это небольшое расстояние проверило, испытало человека. При этом Грин говорит: проходя через испытания, через ошибки, человек может очиститься, измениться к лучшему. Кист в конце рассказа - уже иной человек. Он стал чище душой, сильнее, серьезнее. Возможно, теперь он будет достоин любви Кэт.)

• К какому выводу приводит нас рассказ А. Грина? (Человек может совершать и прекрасные, и чудовищные поступки, в нем соединяется и высокое, и мелкое, ничтожное; и дурное, и хорошее. Поэтому невозможно судить о человеке однозначно. Эта же проблема поднимается в рассказе О.Генри «Последний лист», который вы прочитаете к следующему уроку.

2. Творческая работа.

Следующее задание – творческое. Я предлагаю вам изложить свою точку зрения на проблему в виде мини-сочинения.

Мини-сочинение:

1. Какого человека мы называем хорошим (плохим)?

2. Виновен ли Кист в смерти Рода?

• V. Итоги урока.

Над чем заставил задуматься рассказ?

Ваши впечатления от урока?

Что вы расскажете родителям о сегодняшнем уроке?

• VI. Домашнее задание.

- Мини-сочинение (закончить работу)

1. Какого человека мы называем хорошим (плохим)?

2. Виновен ли Кист в смерти Рода?

- Прочитать рассказ О.Генри «Последний лист»

Литература:
Бунеев Р.Н.., Бунеева Е.В. Литература. «Год после детства». Учебник-хрестоматия для 6 класса. В 2-х кн. – М.: Баласс,2005.
Барова Е.С. Уроки литературы в 6-м классе по учебнику-хрестоматии «Шаг за горизонт». Методические рекомендации для учителя. По научной редакцией Е.В. Бунеевой. – М.: Баласс.2005.

Интернет-ресурсы:
http://grin.feo.ru/grin.htm
http://grinlandia.narod.ru/
Размещено:Интернет и образование, Декабрь, Том 2008, № 3

Источник: http://www.openclass.ru/io/3/efremova

Категория: Насущные вопросы в преподавании ли | Добавил: (06.01.2009) | Автор: Ефремова
Просмотров: 3143 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2017