Лингвист ДВ - сетевое сообщество словесников
Scientia potentia est — знание – сила
Вторник, 17.10.2017, 03:15


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Уроки развития речи Регистрация Вход
Меню сайта

Разделы новостей
Новости интернета [51]
Новости образовательных сайтов

Литература Союз образовательных сайтов
Проверка слова
www.gramota.ru
Наш опрос
Что Вы считаете самым важным в школьном обучении?
Всего ответов: 429

Календарь новостей
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

html-код: Бесплатная электронная библиотека классической литературы
Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Людмила Ткаченко

Сочинение по пословице
Урок развития речи в 6 классе

Цель урока. Повторить материал по теме "Пословица", изученный ранее на уроках русского языка и литературы. Обучить методике написания сочинения-рассуждения по пословице с опорой на жизненный опыт учащихся и примеры из художественной литературы. Ход урока

Организационный момент (объявление темы и целей урока).

Беседа по вопросам (проверка домашнего задания).

  1. Что такое пословица?

    Учащиеся зачитывают определения, найденные ими в различных словарях. Например, у В. И. Даля: "Краткое изреченье, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора"; у С. И. Ожегова: "Краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм"; в ЛЭСе: "Краткое, устойчивое в речевом обиходе, как правило ритмически организованное изречение назидательного характера, в котором зафиксирован многовековой опыт народа".

    В конечном счете учеников следует привести к пониманию того, что пословица - это афористичное изречение, иносказательного характера, выражающее коллективную народную мудрость.

  2. Приведите примеры пословиц и определите их темы.
  3. Какие ценности утверждают пословицы? Какие пороки высмеивают?
  4. Прочтите записанные на доске пословицы, относящиеся к теме "Слово":

    • - Лучше ногою запнуться, чем языком.
    • - Блюди хлеб для обеда, а слово для ответа.
    • - Меньше говори, да больше делай.
    • - Не спеши языком, а спеши делом.
    • - Слово не воробей: вылетит - не поймаешь.
    • - На языке мёд, да под языком лёд.
    • - Река познаётся в течении, человек - в беседе.
    • - Рана от сабли заживает, а рана от языка кровоточит.
    • - Хорошим словом мир освещается.
    • - Кто говорит - сеет, кто слушает - собирает.
    • - От хорошего слова и память добреет.
  5. Проанализируйте особенности построения пословиц.
  6. Какие средства художественной выразительности чаще всего используются в пословицах? (Метафоры, сравнения.)
  7. С какой целью мы используем пословицы в речи?
  8. Чему учат записанные на доске пословицы?
  9. Всегда ли мы согласны с народной мудростью? Можно ли оспаривать ее?
Анализ пословицы "Река узнается в течении, человек - в беседе"
  1. Запись пословицы. Орфографический и пунктуационный комментарий (орфография: безударные гласные, окончания существительных (ср.: в течении реки - в течение урока), -тся в глаголе; пунктуация: знаки препинания в сложном предложении, в неполном предложении).
  2. Содержательный анализ:
    • Каков принцип построения пословицы? (Противопоставление.)
    • Какую идею призвано выразить это противопоставление?
    • Назовите ключевые, вскрывающие смысл пословицы слова (река, течение, человек, беседа). Прокомментируйте каждое из этих слов в контексте пословицы и в их переносном, расширительном значении. (Можно для сравнения вспомнить выражение Льва Толстого "Люди как реки".)
    • Какие грани человеческой личности раскрываются в речи, в беседе?
    • Всегда ли можно досконально узнать человека по тому, как он говорит?
    • Можно ли считать универсальной, неоспоримой высказанную в этой пословице мысль?
    • Приведите примеры из художественной литературы, из личного опыта, иллюстрирующие или опровергающие пословицу.
    • Вспомните другие пословицы, иначе трактующие эту тему (Мягко стелет, да жестко спать; На языке - мед, под языком - лед).
    Знакомство с жанровыми формами сочинения по пословице и их структурными особенностями.
    1. Сочинение-рассуждение - жестко структурированное высказывание: тезис, аргументы, вывод. (Можно на доске подготовить клише, облегчающее работу над сочинением этой разновидности.)
    2. Эссе - свободное по форме размышление на заданную тему и в связи с ней.

    Формулировка задания: написать сочинение-рассуждение по пословице "Река узнается в течении, а человек - в беседе".

    Работа над черновым вариантом сочинения может быть начата на уроке при участии учителя. Окончательный, чистовой вариант создается дома.

    Сочинение Рябовой Юлии,
    ученицы 7 класса

    Река узнаётся в плавании - человек в беседе*
    (корейская пословица)

    Ключевые слова данной пословицы: "плавание", "река", "человек", "беседа" - помогают раскрыть её тему - тему познания характера человека. Ключевое слово "плавание" имеет неисчерпаемо богатый смысл. На мой взгляд, плавание (то же, что и течение) может быть бурным, ошеломляющим, быстрым, как и человеческая жизнь.

    Возможно, мудрость этой пословицы продиктована многовековым жизненным опытом. Но верна ли она на самом деле? Действительно ли человек познаётся в беседе? На эту тему я хотела бы порассуждать.

    Бесспорно, по речи человека можно судить о его грамотности, вежливости, тактичности, о его интеллекте, наконец. Но можно ли по беседе с другими судить о его характере? Мне кажется, что характер человека можно узнать лишь по его поступкам. Ведь человек в сущности - это ряд его поступков.

    Люди могут уметь говорить литературным языком, но кто знает, что у них за душой во время разговора? И только когда человек совершает какой-то поступок, положительный или отрицательный, мы можем познать его характер до конца. Поэтому мне кажется, что эта пословица не совсем правильная.

    Но бывают и такие люди, которые говорят с душой, призывая нас к чему-то или наставляя на путь истинный.

    В наше время трудно узнать человека в беседе, потому что сейчас все люди стремятся завоевать доверие других красивой речью. Возьмём, к примеру, политиков, которые каждый день, обращаясь к простому народу с речью, обещают ему беззаботную, обеспеченную жизнь, но сами-то они для этого ничего не делают!!!

    Поэтому я не разделяю мудрость этой пословицы и считаю, что узнать человека можно не только по его речи, но и по его поступкам.

    Я так думаю. А вы?

    * Стиль автора воспроизведён без изменений.


    * Обращаем внимание коллег на разные варианты постановки знаков препинания в одной и той же фразе.
http://philolog.pspu.ru/tkatchenko_urok.shtml
Форма входа

Copyright MyCorp © 2017