Лингвист ДВ
your slogan
Вторник, 27.06.2017, 21:56


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Категории каталога
Насущные вопросы в преподавании ли [7]
Содержание школьного курса, программы и методики, другие животрепещущие вопросы
Классика [19]
Классические произведения в школьной программе

Наш опрос
Что Вы считаете самым важным в школьном обучении?
Всего ответов: 429

Главная » Статьи » Преподавание литературы » Насущные вопросы в преподавании ли [ Добавить статью ]

Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности через проектно-исследовательскую работу
Ведущее место среди таких методов принадлежит методу проектов, приобретающему все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить» - вот основной тезис метода проектов.

Организация проектно-исследовательской деятельности имеет следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план, действия, результаты, рефлексия . Так, мотивом для работы над проектом «Лексика современного русского языка» для пятиклассников нашей школы послужил вопрос на одном из уроков: «Сколько слов в русском языке?» Решено было это выяснить. По желанию участников проекта были сформированы группы, каждая из которых получила задание: собрать информацию, материал о том или ином пласте слов лексики русского языка. Группа, взявшая для изучения проблему «Употребление старославянизмов в русском языке», поставила для себя цель: узнать как можно больше о самых древних словах письменного языка славян. Выдвинутая гипотеза ( старославянский язык внес большой вклад в развитие русского языка, потому что…) способствовала постановке задачи : найти в разных текстах, в частности в Библии, слова старославянского происхождения. Для успешной реализации задачи решено было использовать самые разнообразные методы: словесные, наглядные, практические. Затем (под ненавязчивым руководством учителя) составлен план действий , сводящийся к следующему:
Образно представить (в рисунках, коллажах) всю лексику русского языка, в том числе и старославянизмы (символ).
Изучить в учебниках, словарях, энциклопедиях, справочниках информацию о старославянизмах, их признаках, сделать сообщение.
Найти стихотворения, в которых имеются старославянизмы, выразительно прочитать наизусть, сделать вывод об употреблении самых древнейших слов.
Проанализировать отрывки из произведений А.С. Пушкина, из Библии и сделать вывод о частоте употребления старославянизмов и их роли в тексте.
Составить синквейны к словам старославянского происхождения.
Приготовить рисунки, на которых изображены предметы, подписи под ними – слова старославянского происхождения.
Предложить музыкальные ассоциации.

По такому плану организовали свою деятельность и другие группы учащихся, исследовавшие разные пласты русского языка: исконно русскую лексику, диалекты, заимствованные слова, архаизмы, профессионализмы, неологизмы. Результатом (продуктом) проектной деятельности явилось следующее: реферат, мини-исследование в работе над текстом, компьютерная демонстрация рисунков в технологии слайд-шоу, выразительное чтение стихов, творческое сочинительство, портфолио – папка материалов, эстетично оформленных (с помощью компьютера), с рисунками – наглядное пособие для будущего поколения учеников. Презентация состоялась на открытом уроке перед учителями Петушинского района, а также в виде выступления перед учащимися младших классов с целью популяризации русского языка.

В течение года пятиклассники принимали участие в других проектах: коллективных творческих (из индивидуальных работ) по темам «Описание любимого животного», «Какой(-ая) я?», «Сочиняем сказки», «Осенние фантазии». Группа ребят выступила с презентацией своих индивидуальных проектов на научной школьной конференции «Шаг в будущее». Самые юные участники этой конференции доказали: «Ничего нет трудного, если есть желание». Их работы по многоаспектному анализу слова признаны экспертной комиссией лучшими.

Преимущество метода проекта по сравнению с другими очевидно: каждый ученик вовлечен в активный творческий процесс получения новых знаний, самостоятельно выполняет тот вид работы, который выбран им самим, участвует в совместном труде, в процессе общения, коммуникации ; повышает мотивацию к изучению предмета, приобретает исследовательские навыки. У проектантов формируются различные компетенции , под которыми, по мнению современного ученого-дидакта И.С. Сергеева, в современной педагогике понимаются «комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. Однако внешне компетенции проявляются, как правило, в форме умений».

В процессе проектной деятельности формируются различные общеучебные умения и навыки, а именно: рефлексивные, поисковые, оценочные, умения и навыки работы в сотрудничестве, менеджерские, коммуникативные, презентационные.

Подробнее остановимся на коммуникативных умениях, под которыми подразумеваются следующие:
умение общаться со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и отвечать на них;
умение вести дискуссию;
умение отстаивать свою точку зрения;
навыки устного опроса, интрервьюирование;
навыки монологической речи.

Презентация проекта «Лексика современного русского языка» показала, что формирование коммуникативной компетенции эффективно осуществляется в процессе подготовки практической деятельности и её реализации. Учащиеся выступали с докладами (доклад – образец монологической речи), представляли устную защиту рисунков, отвечали на проблемные вопросы, на вопросы одноклассников (одна группа задает вопрос другой), участвовали в дискуссии, создавали собственные речевые высказывания (устные и письменные), предлагали вниманию стихи собственного сочинения, учились отстаивать свою точку зрения. Учителя отметили высокий уровень выступлений, оценили творчество учащихся. Такой хороший результат возможен только при условии, если в процессе обучения на каждом уроке имеет место взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывного и целенаправленного совершенствования речевой деятельности.

Успешному формированию коммуникативной компетенции будут способствовать своеобразные памятки для учащихся

правила говорящего: правила читающего:
-логично строю речь -читаю быстро (скорость чтения)
-ясно излагаю мысли -понимаю прочитанное
-не теряю «нити» разговора -умею пользоваться библиотекой
-правильно и красиво говорю -читаю художественную литературу
-владею интонацией -умею вести записи
-умею варьировать темп речи
-владею вниманием слушателей
-не употребляю слов-сорняков

правила работы с информацией: способы формирования умственных действий:
-уметь слушать -выделение главного
-уметь находить информацию -анализ и синтез
-уметь читать -обобщение, абстрагирование
-уметь конспектировать -индукция и дедукция
-уметь понимать -классификация
-уметь запоминать -логическое мышление
-доказательство, аргументирование
-творчество, исследование.

Формирование коммуникативной компетентности на уроках и во внеурочное время с выходом на проект (из опыта работы) можно отразить в виде таблицы:
Размещено:Интернет и образование, Декабрь, Том 2008, № 3

Источник: http://www.openclass.ru/io/3/chasovskikh

Категория: Насущные вопросы в преподавании ли | Добавил: (06.01.2009) | Автор: Часовских И.П.
Просмотров: 3364 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.8/5 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2017