Вопросы и задания для уроков по творчеству Некрасова - Классика - Преподавание литературы - Каталог статей - Персональный сайт
Лингвист ДВ
your slogan
Среда, 23.07.2014, 09:31


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Категории каталога
Насущные вопросы в преподавании ли [7]
Содержание школьного курса, программы и методики, другие животрепещущие вопросы
Классика [19]
Классические произведения в школьной программе

Наш опрос
С чего должен начинаться процесс информатизации школы?

Всего ответов: 262

Главная » Статьи » Преподавание литературы » Классика [ Добавить статью ]

Вопросы и задания для уроков по творчеству Некрасова
Вопросы и задания для обсуждения "Пролога": В чем суть спора между мужиками?  


 1)Какую клятву дают они в конце "Пролога"?   

"В домишки не ворочаться... покуда не доведают... кому живется счастливо, вольготно на Руси? "). Мужики решают, что пока не выяснят, кому живется "весело, вольготно на Руси", не возвращаться домой.

 2) Какие фольклорные мотивы появляются в "Прологе"?  

(Фантастические элементы русских сказок: птичка-пеночка, которая просит отпустить птенчика, а взамен рассказывает, как найти скатерть-самобранку; скатерть-самобранка. 

число семь: 7 мужиков из семи географических объектов.

народные приметы, связанные с крестьянским трудом и бытом; загадки; очеловечивание мира природы; стилевая манера неторопливого фольклорного повествования и др .)

  Какие предметные реалии, названия говорят о тяжелой жизни крестьянина в пореформенный период? (Названия населенных пунктов, из которых шествуют путники: Терпигореап, Пустопорожней, Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайки. Какова сюжетно-композиционная роль "Пролога" в поэме? Можно ли считать, что "Пролог" - это заявка автора на новое изображение "энциклопедии русской жизни", на этот раз, прежде всего, жизни народной, крестьянской? )


Вопросы и задания для обсуждения главы "Поп"


  Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это? 


  Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю? 


  Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним? 


 

Вопросы и задания для обсуждения главы 2

 "Сельская ярморка" Какие жизненные обстоятельства, по мнению Некрасова, мешали крестьянам быть счастливыми? 


  Каким вам представляется Павлуша Веретенников? Каков его образ жизни? Какие авторские характеристики этого образа вам удалось заметить? Какова его композиционная роль в главе? 


  Какой смысл автор вкладывает и изображение на ярмарке лавочки "с картинами и книгами"? Каково его отношение к народному просвещению? 


  Какое настроение вызывает эта глава? Почему, несмотря на невзгоды, русский крестьянин не считал себя несчастным? Какие качества русского мужика восхищают автора? 


  Как в главе отразился фольклорный колорит поэмы?

 Многообразие крестьянских типов в поэме. 

"У каждого крестьянина душа, что туча черная - гневна, грозна - и надо бы громам греметь оттудова..."

На уроке можно организовать работу с текстом поэмы, используя групповую форму обучения. Каждая группа будет анализировать один из крестьянских типов.

1 группа. Яким Нагой (Ч. I, гл. 3)

2 группа. Ермил Гирин (Ч. I, гл. 4)

3 группа. Савелий, богатырь святорусский (Ч. III, гл. 3)

4- 5 группы. Матрена Тимофеевна Корчагина. (4 группа - Ч. III, пролог, гл. 1, 2


5 группа - Ч. III, гл. 4 -8).

Для сопоставления результатов наблюдений можно предложить учащимся воспользоваться общим для всех образов планом сообщения. Каждое высказываемое положение должно подкрепляться цитатами из текста.

План сообщения.
Как зовут героя? Сколько ему лет? Каков его внешний вид? 
Какова его история? Какие беды и невзгоды выпали на его долю? 
Как герой рассуждает о жизни, что принимает и что отрицает в крестьянском укладе? 
Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится? 
Каково представление героя о счастье, о путях, которые к нему ведут? 
Почему странники не признали героя счастливым? 
Можно ли заметить смысл в говорящей фамилии героя? 
Какова смысловая роль фольклорных элементов в главах о герое? 

Выводы. Каждый из изображенных крестьян прошел в жизни цепь испытаний и невзгод, но они не сломили цельности его характера. Крестьяне пореформенной России понимают, что живут несчастливо и кто виновен в их бедственном положении, но это не мешает им сохранять внутреннее достоинство, честность, чувство юмора и своей внутренней правоты. Особенно тяжела на Руси во все времена была доля женщины, поэтому главе "Крестьянка" уделено в поэме особое место. Все герои протестуют против сложившегося уклада жизни, они способны на борьбу, обладают волей, энергией. В образе Якима Нагого показан стихийный протест, а другие персонажи способны на сознательную борьбу. В связях с народной общиной сила Ермила Гирина, во внутренней свободе и несломленности - обаяние облика Савелия, которого даже каторга не заставила смириться. Образ Матрены Тимофеевны - это символ мудрости, трудолюбия, долготерпения русской женщины. Она считает, что ее судьба "счастливее" других, несмотря на все испытания, т. к. ее жизнь улучшает добрая помещица Елена Александровна. Эта позиция Некрасова подвергалась критике долгое время, т.к. считалось, что это отход Некрасова от революционно-демократических идеалов. Может быть, это дань автора памяти матери, которую тоже звали Еленой. Авторское отношение к образам крестьян не вызывает у читателя жалости, поэт восхищается своими героями и считает, что они способны участвовать в крестьянской революции.

 Образы народных заступников в поэме

"...Жить для счастия убогого и темного родного уголка".

В поэме изображено несколько типов людей, способных к состраданию и защите обездоленных. Но идеал Некрасова - человек, способный к самопожертвованию ради других.

Проблемный вопрос урока: Почему только Гриша Добросклонов признан Некрасовым настоящим народным заступником и человеком счастливым?

В начале урока можно прослушать сообщения учащихся о выполнении индивидуальных домашних заданий.

Задание 1. Охарактеризуйте образ Павлуши Веретенникова. Чем он занимается и как помогает крестьянам? Полезна ли его деятельность для угнетенного народа? (Ч. I, гл. 2, 3). (Павлуша Веретенников, занимаясь собиранием фольклора, пытается сохранить богатство русской речи, он помогает купить ботиночки внучке Ермила Гирина, но он не способен в корне изменить тяжелую крестьянскую жизнь ).

Задание 2. Охарактеризуйте "холопа примерного Якова Верного". Как он выражает свой протест против господ? Какой характер носит его протест? Какова идейно-композиционная роль его образа в поэме? (Холоп примерный Яков Верный способен к открытому протесту против господ и к самопожертвованию, но его протест носит стихийный характер и является лишь эмоциональным откликом на свое поруганное достоинство. Он также не способен кардинально изменить жизнь крестьян ).

Задание 3. Охарактеризуйте облик Кудеяра-атамана из легенды "О двух великих грешниках". Какой аллегорический смысл заключен в легенде о Кудеяре? Какой путь борьбы за свободу народа выдвигает Некрасов в образе Кудеяра? Как этот образ соотносится с образами "праведников" и "грешников" в литературе XIX века? (В образе Кудеяра автор показывает человека, решившего пойти по пути праведничества, но этот образ неожиданно наделяется чертами протестанта и мстителя. Такое решение показывает сложное отношение Некрасова к образам праведников, автор оправдывает жестокость Кудеяра его стремлением наказать виновника людских несчастий, что соответствует позициям революционных демократов и народников).

Но ни один из перечисленных героев не способен к последовательной и сознательной борьбе за свободу и счастье народа, потому что для успеха этой борьбы необходимо отказаться от всех житейских радостей и удовольствий, принести на алтарь революцинной борьбы даже свою жизнь. Такими идеальными чертами наделяет автор образ Гриши Добросклонова. В центре урока - обсуждение этого образа.

Вопросы и задания для беседы:
Составьте рассказ о Грише Добросклонове, обращая внимание на: его прошлое;  
 характеристику его родителей;  
 портрет;  
 его материальное положение; 
 черты характера, таланты, способности.

С какими образами русской литературы XIX века созвучен образ Гриши Добросклонова? Какие реальные прототипы могли у него быть? Почему Некрасов делает своего героя поэтом? Что можно сказать о его поэтическом таланте? 
Прочитайте песни Гриши: "Соленая", "Средь мира дольного...", "В минуты унынья, о Родина-мать...", "Русь". Какие проблемы в них поднимаются? Как они характеризуют Гришу? Как в песнях выражается вера автора в силы русского народа? 
Каковы жизненные позиции Григория? С какой целью автор сообщает нам о его юности? Какой путь выбирает он себе? Что ему готовит судьба? Черты романтического или реалистического стиля преобладают в изображении Гриши Добросклонова? Подтвердите свои суждения текстом. 
Какой образ России рисует автор в главе "Пир на весь мир"? Как Гриша характеризует свою Родину? Каким он представляется нам как автор песни "Русь"? 
Каков смысл позиции автора, считающего Григория тем счастливым, которого искали мужики? Какое высокое понимание счастья провозглашает Некрасов? 

Выводы. В поэме Некрасов рисует несколько образов людей, сострадающих угнетенному народу. В образе Павла Веретенникова, собирающего фольклор как воплощение народной мудрости, в аллегорической легенде "О двух великих грешниках", в рассказе "О холопе примерном Якове Верном" автор показывает стихийный протест народа против угнетателей. Но только в образе Гриши Добросклонова он рисует образ последовательного и сознательного борца за свободу, готовящего себя с детства к лишениям и трудностям такого пути. Выходец из бедной семьи, семинарист, Григорий Добросклонов исповедует революционно-демократические взгляды. Он - герой своего времени, которому присущи лучшие черты самого поэта и его окружения. Он пишет и поет песни о любви к родине и народу, с детства готовит себя к подвигу на благо угнетенных, ведя аскетический образ жизни. Быть полезным людям - главная идейная позиция героя. Поэтому автор считает его тем "счастливым", "кому на Руси жить хорошо
".

 "Важен в поэме стиль, отвечающий теме..."

Язык и стиль поэмы "Кому на Руси жить хорошо?"


Стиль - это стройная система элементов текста, которые находятся между собой в единстве, подчиняясь единому художественному закону.

Тема поэмы "Кому на Руси жить хорошо?" - изображение различных слоев русского народа в пореформенное время.

Главная мысль поэмы - отсутствие в народной России счастливых, идеал которых "покой, богатство, честь". По мысли автора - счастлив тот, кто сознательно отдает свою жизнь служению народу, кто станет вдохновителем крестьянской революции.

Для воплощения этой темы и главного смысла поэмы автор находит и создает оригинальные и новаторские способы и приемы:
Жанр поэмы-эпопеи, в которой показаны все слои трудового народа и образы его угнетателей. 
Сложность композиции поэмы, в основе которой лежит мотив странничества, поисков счастливого. 
Философское понимание понятия "счастье". Перевод его в область духовно-нравственную, которую автор не разделяет с общественной борьбой. 
Фольклорное начало в поэме. Жанр народной сказки, мотивы былинного эпоса, идейно-композиционное значение пословиц, поговорок, загадок, народных примет и поверий. 
Народно поэтическая основа языка поэмы: разговорная лексика, синтаксические обороты и поэтические интонации крестьянской, народной речи, диалектизмы, просторечия. Особенности и смысловая роль ритма поэмы. 

В ходе урока необходимо подтвердить выдвинутые положения текстом, работая в группах, или используя для фронтальной беседы следующие вопросы и задания:
Докажите, что "Кому на Руси жить хорошо?" - это поэма-эпопея. 
Вспомните замысел и историю создания поэмы. Объясните ее композиционную сложность. 
Какие лучшие и худшие черты русского национального характера изображает Некрасов в поэме? Что можно сказать о художественном методе изображения действительности в поэме? 
Какова фольклорная основа поэмы? Проиллюстрируйте свои суждения текстом. 
Проанализируйте лексику, синтаксические обороты, поэтические интонации народной речи, воплощенные в поэме, ее ритмические особенности. Каковы смысловые функции этих художественных приемов







Источник: http://skola.ogreland.lv/literatura/nekrasov/rus/text/rus012.htm
Категория: Классика | Добавил: lingvist (15.11.2008) | Автор: 32 средняя школа
Просмотров: 13482 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.2/6 |
Всего комментариев: 1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2014
Создать сайт бесплатно