На пороге XXI века остро встает проблема поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Важную роль в ее решении играет система образования. В законе РФ «Об образовании» указывается на необходимость развития творческих возможностей одаренных детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Активный поиск и развитие одаренных детей и талантливой молодежи должен стать одним из основных направлений программы деятельности управления образования.
«Одаренность» происходит от слова «дар» и означает прежде всего особо благоприятные внутренние предпосылки развития. Одаренность - причина динамики развития природных задатков в различных возрастных зонах, особенно в сензитивных.
На вооружение необходимо взять концепцию, разработанную в лаборатории «Творческой одаренности» НИИ ПУО БГПУ под руководством к.п.н., профессора Н.И. Ильичевой: «Все дети, рожденные без патологии головного мозга, одарены от природы; задача педагога состоит в том, чтобы как можно раньше увидеть этот дар и развить его; на развитие одаренности влияет много факторов, основные из них: биогенетический, социально-экономический, педагогический и их диалектическое единство. Причем, доминирующим фактором считается педагогический при прочих равных условиях.
Исходя из данных положений, можно руководствоваться определением понятия одаренности, данным психологом К.К. Платоновым: «Одаренность - генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии».
ВЫВОД: для развития природных задатков, «дара» необходимо педагогам, родителям использовать ранние сензитивные периоды. При разработке программы «Одаренные дети» мы исходили из вышеизложенных положений и обозначили круг проблем по управлению развитием одаренных школьников в рамках обучения, развития и воспитания в общеобразовательном учреждении и семейного воспитания.
Программа направлена на формирование основных целей:
1.Создать условия для выявления,
развития и поддержки одаренных детей и обеспечения
их личностной самореализации и профессионального
самоопределения.
2.Создать устойчивую систему работы с одаренными детьми
в рамках общеобразовательного пространства школы на основе
современных научных методик и технологий обучения,
воспитания и развития личности.
Задачи:
- создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей;
- обеспечение участия одаренных детей в предметных олимпиадах всех уровней;
- развитие и поддержка классов углубленного и профильного обучения, призванных работать с одаренными детьми;
- подготовка и повышение квалификации кадров, работающих с одаренными детьми;
- осуществление необходимых мероприятий по научному, методическому и информационному обеспечению работы с одаренными детьми.
Ожидаемые результаты:
- создание нормативно-правовой базы образовательного учреждения статусного типа (школы с классами углубленного изучения отдельных предметов, профильными классами)
- обеспечение возможности для 20 учащихся ОУ принять участие в предметных районных олимпиадах,
- обеспечить участие до 150 школьникам в различных областных и российских конкурсах исследовательских работ («Отчий мир», «Моя малая Родина», «Золотое перо», «Герой нашего времени» «Русский медвежонок», «Кенгуру для старшеклассников», «Кенгуру для всех», «Золотое руно» и другие);
- обеспечить ежегодно участие 30 детей в профильной смене «Школа развития» на базе сош №2.
- Проведение конкурса «Ученик года»
- разработать положение о стипендии для одаренных детей в рамках конкурса «Ученик года».
- обеспечение издания методических материалов для педагогов по работе с одаренными детьми.
Программа состоит из разделов:
1.Информационно-методическое обеспечение процесса управления развитием одаренных детей;
2.Обеспечение технологической готовности педагогов к решению проблемы по выявлению и обучению одаренных и талантливых детей;
3.Создание условий для развития и самореализации одаренных детей;
4.Осуществление контроля управления развитием одаренных детей;
5.Обеспечение преемственно-перспективных связей в работе с одаренными детьми.
Перечень мероприятий программы включает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям на всех стадиях создания условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, включая материально-техническое, методическое, кадровое, информационное и организационное обеспечение.