Лингвист ДВ
your slogan
Четверг, 28.03.2024, 15:14


"Сколько бы вы ни сделали, всегда не достаточно. То, чем вы не занимаетесь, всегда важнее того, чем вы занимаетесь". Гость | RSS
Главная Дневник Регистрация Вход
Меню сайта

Разделы дневника
Психологические беседы [22]
Беседы о проблемах учителей, школьников и их родителей
Секреты оптимизма [12]
Советы
Страница для родителей [4]
О проблемах воспитания

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 299

Главная » 2009 » Январь » 21 » Восемь цветов в букете нашей жизни: возрастные этапы
Восемь цветов в букете нашей жизни: возрастные этапы
17:15

http://nkozlov.ru/library/s41/d3527/

Возрастные этапы

Формирование личности происходит в течение всей жизни, добавляя и отнимая ту или иную характеристику в различные ее периоды. Эти периоды мы все знаем: детство, юность, молодость, средний возраст, старость. Но в психологии у каждого автора есть своя неповторимая классификация жизни.

В этот раз мы познакомимся с восемью стадиями человеческой жизни, выделенные Эриком Эриксоном. Почему наше внимание привлекла именно его теория? Эриксон — известнейший психолог, внес один из крупнейших вкладов в психоанализ и в психологию вообще. По его теории, характер человека формируется в детстве. Но на этом становление личности не прекращается, а сохраняет способность значительно изменяться на каждом этапе жизни.

Распространяя период формирования личности на весь жизненный цикл, Эриксон говорит, что каждому возрасту, в том числе среднему и пожилому, присущи свои эмоциональные кризы. Это позволяет видеть конфликты, типичные для зрелого возраста, а не только вытекающие из детства.

Очень важно, что у каждой стадии есть не только слабые, но и сильные стороны. Неудача на одной стадии жизни может быть исправлена последующими удачами на других. Все это особенно важно для людей, имеющих различные заболевания и заболевших на разных этапах жизни.
Доверие и недоверие. Первый год жизни.

Степень доверия, которым ребенок проникается к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, зависит от проявляемой к нему заботы. Малыш, потребности которого сразу удовлетворяются, которого любят, ласкают, берут на руки, с которым играют и разговаривают, чувствует, что мир добр, а люди — отзывчивые и услужливые. То есть формируется чувство доверия к миру.

Если ребенок не получает должного ухода, не чувствует любви и заботы, вырабатывается чувство недоверия. Это заключается в боязливости и подозрительности по отношению к миру вообще и к людям в частности. Такое недоверие переходит на другие стадии своего развития.
 Самостоятельность и нерешительность. 1–3 года.

В этот период развития ребенок осваивает ходьбу, начинает много двигаться. Развивается его интеллект, малыш познает мир, учится разговаривать. Каждый маленький человечек наслаждается и гордится своими новыми способностями и старается все сделать сам.

Для родителей правильно было бы предоставить ребенку делать то, на что он способен, не торопить его (исключение составляет опасная для жизни деятельность). В этом случае ребенок чувствует, что он владеет своим телом, своими желаниями, самим собой и своими вещами. Другими словами пробуждается самостоятельность.

Если взрослые все время торопят ребенка, стремятся сделать за него то, что он может сделать сам, то такой ребенок растет с чувством нерешительности. К этому чувству прибавляется еще и стыдливость, если за каждый «промах», будь то испачканная одежда или разбитая чашка малыша ругают и наказывают. С этими негативными направляющими будет сложно и в подростковом возрасте и во взрослой жизни.
Предприимчивость и чувство вины. 3–6 лет.

Ребенок к этому возрасту уже приобрел много знаний и навыков. Теперь он начинает их совершенствовать и придумывать новые. Изобретательность проявляется и в развитии речи, и игры, и в фантазиях. Взрослые, поощряющие выдумки и изобретения своих детей, помогают им развивать эту предприимчивость и в дальнейшем. Очень важно предоставлять инициативу малышам, особенно в двигательной деятельности. Интеллектуальная активность будет поддерживаться готовностью взрослых постоянно отвечать на тысячи вопросов маленьких «почемучек».

Родители, постоянно одергивающие своих чад «не бегай», «не лазай», «отстань со своими дурацкими вопросами», заставляют детей чувствовать себя виноватыми и бесполезными.
 Умелость и неполноценность. 6–11 лет.

Развивается способность к дедукции, к организованным играм, к учебной деятельности. Обостряется интерес к тому, как устроены вещи, как ими можно овладеть, как использовать. Проявляется энтузиазм к освоению различной полезной деятельности.

Важно поощрять, хвалить и награждать за результаты. Тогда ребенок вырастает целеустремленным, умелым, способным к множествам видам полезной работы.

Родители, которые видят в такой работе только «баловство» и «пачкотню», способствуют развитию чувства неполноценности.
 Идентификация личности и путаница ролей. 12–18 лет.

Перед подростком, обретшим способность к обобщениям, встает задача объединить все, что он знает о себе самом как о школьнике, сыне, спортсмене, друге и прочих социальных ролях. Все это он должен собрать воедино, осмыслить, связать с прошлым и проецировать в будущее. Это и есть психосоциальная идентификация.

Если молодой человек успешно справится с этой задачей, то у него появится ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет. Это зависит в большей степени от того, как он развивался на предыдущих стадиях. Доверчивые, самостоятельные, умелые и предприимчивые подростки имеют все шансы на успешную идентификацию своей личности.

Обратное справедливо для подростка недоверчивого, стыдливого, полного чувства вины и своей неполноценности. У него отсутствует ясное представления о самом себе, то есть все психосоциальные роли перепутаны. Конечно, такому человеку очень сложно правильно выбрать дальнейший путь.

Помочь на этой стадии может хорошее понимание со стороны близкого взрослого и помощь психолога.

Итак, шестая стадия развития человека: 
Близость и одиночество. 18–40 лет.

Этот период — начало зрелости, время ухаживания и ранние годы семейной жизни. Под близостью Эриксон понимает не только физическую близость. В это понятие включается способность заботиться о другом человеке и делиться с ним всем без боязни потерять при этом себя. Успех на этой стадии, как и на предыдущей, зависит от того, насколько успешно человек прошел ранние стадии. Социальные условия могут затруднять или облегчать достижение близости. Это понятие распространяется как на сексуальное влечение, так и на дружественные связи.

К сожалению, не всегда человек достигает близости в браке или дружбе. Тогда уделом его становится одиночество — состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться.
Общечеловечность и самопоглощенность. 40–60 лет.

Зрелый возраст — это тот период, когда дети уже стали подростками, а родители прочно связали себя с определенным родом занятий. Общечеловечностью Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, над формами будущего общества и устройством будущего мира. Такой интерес не обязательно связан с собственными детьми. Он может существовать у каждого, кто активно заботится о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось. Это ведет к дальнейшему саморазвитию, а стало быть к интересной жизни.

У кого, чувство сопричастности человечеству не выработалось, тот сосредотачивается на самом себе. Главной его заботой становится удовлетворение своих потребностей. То приводит к замкнутости, эгоизму и в конечном итоге к одинокой старости.

Огромное значение играет возраст, так как многие предприятия и фирмы стараются набирать «молодой» персонал. Поэтому любой предлог, а тем более хроническое заболевание, может повлечь за собой ряд социальных ограничений. Многие люди очень тяжело и с обидой воспринимают уход на пенсию, особенно несправедливо предложенный. Это усугубляет их чувство брошенности и подталкивает именно к самопоглощенности.

 В большинстве случаев психологической травмы в связи с потерей работы и возникновением болезни избежать трудно. В этом случае на помощь врачам приходят психологи. Эти специалисты помогают адаптироваться к новому состоянию здоровья и социальному положению. Также они подбирают варианты дальнейшей трудовой деятельности, подходящие конкретному человеку.
Цельность и безнадежность. 60 лет и далее.

Это период, когда основная работа жизни закончилась и наступает время размышлений и забав с внуками, если они есть. Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у человека, который, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение.

В концепции Э. Эриксона старость — неотъемлемая часть жизненного пути, его логическое и психологическое завершение, однако он подчеркивает социально ценные черты этого возраста. Возможность успешного перехода в этот психологический возраст Э. Эриксон связывает с позитивным разрешением предыдущих возрастных кризисов. Сущность развития в данном возрасте состоит в достижении целостности личности, которая основывается на подведении итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором ничего не следует менять. Социально ценная черта личности в старости — мудрость. Э. Эриксон определяет ее как состояние духа, как одновременный взгляд в прошлое, настоящее и будущее, освобождающий историю жизни от случайностей, что позволяет личности осознать связь и преемственность поколений.

Если же человек ощущает, что не достиг тех целей, к которым стремился, или не может свести свои поступки в единое целое, то возникает страх смерти, отчаяние от невозможности начать жизнь заново. Э. Эриксон настаивает на том, что разрешение финального кризиса требует углубленной внутренней работы, поисков, а не смирения и пассивности в принятии неизбежного конца. Тот кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и прошедшего не вернуть. Человек живет с чувством отчаяния, что портит не только его собственную жизнь, но и жизнь его близких.

Таким образом, на каждой из восьми стадий развития, считает Эриксон, есть негативный и позитивный путь решения проблем. До 18 лет этот путь во многом зависит от взрослых, окружающих и влияющих на развитие ребенка. Какие полюсы стадий заложат в ребенка и подростка родители, так и будет в дальнейшем складываться жизнь человека.

 

Категория: Психологические беседы | Просмотров: 1422 | Добавил: lingvist | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Календарь
«  Январь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024