Лингвист ДВ
your slogan
Четверг, 18.04.2024, 18:21


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Регистрация Вход
Меню сайта

Разделы новостей
Новости интернета [51]
Новости образовательных сайтов

Наш опрос
Что Вы считаете самым важным в школьном обучении?
Всего ответов: 430

Главная » 2009 » Январь » 2 » Отражение осуществления на практике деятельностного подхода в ГОС второго поколения
Отражение осуществления на практике деятельностного подхода в ГОС второго поколения
14:09

http://www.apkpro.ru/content/view/819/409/

Деятельностный подход был разработан в трудах Алексея Николаевича Леонтьева, Даниила Борисовича Эльконина, Петра Яковлевича Гальперина, Александра Владимировича Запорожца в середине 20 века. 

Исходным постулатом деятельностного подхода стало положение о культурно-исторической природе человеческой психики. Человеком не рождаются, человеком становятся. По образному выражению известного французского психолога Р.Заззо «Волчонок - всегда волк, ребенок только кандидат в человека». Иначе говоря, человек не рождается с «готовыми» способностями - и интеллект, и познавательные способности и личностные особенности - все это формируется в течение жизни в ходе усвоения культурного опыта. Любая трансляция опыта есть обучение в широком смысле слова. Поэтому было бы неверно сводить обучение к узко дидактическим технологиям передачи знаний, умений и навыков. Обучение создает зону ближайшего развития, определяет потенциал психологических возможностей человека, уровень его достижений и возможностей. Поэтому в новых государственных стандартах 2 поколения основной целью выступает гармоничное развитие учащихся. 

Любое обучение предполагает активность самого человека. Отсюда второе положение деятельностного подхода - только в активности, деятельности человека впервые возникают его человеческие способности. Деятельность является движущей силой психического развития, определяя все приобретения в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферах. Психологические способности и качества человека есть не что иное, как интериоризованные, то есть «перенесенные внутрь» и преобразованные виды внешней предметной деятельности. Например, внимание - внутренняя сокращенная и автоматизированная форма контроля, образное мышление - внутренняя форма наглядного моделирования. 

Возникает вопрос - что же определяет успешность деятельности, а значит и эффективность обучения, и формирование новых способностей личности, ее прогрессивное развитие? 

Можно выделить следующие причины: 

1.Мотивы и смыслы деятельности. Бессмысленная деятельность, равно как и низкая заинтересованность в ее результате приводят к пассивности, безынициативности, инертности обучающегося, и, таким образом лишают обучение его развивающего потенциала. Вывод - обучение должно вызывать интерес, быть осмысленным для ребенка, реализовывать значимый мотив. В противном случае даже одаренный ребенок не обнаружит высоких результатов в обучении. 

2. Успешность деятельности зависит от полноты ориентировки ученика на систему условий, которые должны быть учтены для правильного выполнения действия уже с первого раза. Значит, ориентировку надо специально организовывать, обеспечивая разумность и осознанность действия. Существуют особые виды действий, основная цель которых - обеспечивать ориентировку в выполнении действий. Это так называемые общеучебные/общепознавательные действия или общие способы действия - действия, выполняющие функцию исследования, ориентировки, регуляции, контроля. Овладение учащимися универсальными учебными действиями порождает способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях. 

В более узком значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. 

Педагогическая практика показывает, что формирование таких универсальных учебных действий, то есть действий, обеспечивающих умение учиться, самостоятельно искать, находить и усваивать знание - самый прогрессивный путь организации обучения. 




Итак, как отражены на практике основные положения деятельностного подхода в ГОС второго поколения? 

Во-первых, в определении целей образования, а значит в требованиях к результатам среднего образования. Сегодня цели образования выступают не в виде суммы «знаний, умений, навыков», которыми должен владеть выпускник, а в виде характеристик сформированности познавательных и личностных способностей. Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в терминах ключевых задач и универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира. 

Задачей современной системы образования становится не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности «универсальных учебных действий». В этом смысле универсальные учебные действия представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей. 

Во-вторых, в требованиях к содержанию учебных программ. Учебные программы должны предусматривать такую систему задач и средств их решения, которые обеспечили бы высокую мотивацию учеников и их интерес к предмету, формирование универсальных учебных действий, и - как следствие - усвоение системы знаний и формирование компетентностей. 

В-третьих, в требованиях к организации обучения 

- организацию учебной деятельности учащихся, включая развитие учебно-познавательных мотивов, 

- выбор конкретных методов и приемов обучения, обеспечивающих полную и адекватную ориентировку ученика в задании, 

- организацию таких форм учебного сотрудничества, где была бы востребована активность и инициатива ученика. 

Такая организация обучения обеспечит управление обучением и достижение поставленных образовательных целей. 

 

Просмотров: 1023 | Добавил: lingvist | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Календарь новостей
«  Январь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024