http://www.apkpro.ru/content/view/819/409/ Деятельностный подход был разработан в трудах Алексея Николаевича Леонтьева, Даниила Борисовича Эльконина, Петра Яковлевича Гальперина, Александра Владимировича Запорожца в середине 20 века.
Исходным постулатом деятельностного подхода стало положение о культурно-исторической природе человеческой психики. Человеком не рождаются, человеком становятся. По образному выражению известного французского психолога Р.Заззо «Волчонок - всегда волк, ребенок только кандидат в человека». Иначе говоря, человек не рождается с «готовыми» способностями - и интеллект, и познавательные способности и личностные особенности - все это формируется в течение жизни в ходе усвоения культурного опыта. Любая трансляция опыта есть обучение в широком смысле слова. Поэтому было бы неверно сводить обучение к узко дидактическим технологиям передачи знаний, умений и навыков. Обучение создает зону ближайшего развития, определяет потенциал психологических возможностей человека, уровень его достижений и возможностей. Поэтому в новых государственных стандартах 2 поколения основной целью выступает гармоничное развитие учащихся.
Любое обучение предполагает активность самого человека. Отсюда второе положение деятельностного подхода - только в активности, деятельности человека впервые возникают его человеческие способности. Деятельность является движущей силой психического развития, определяя все приобретения в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферах. Психологические способности и качества человека есть не что иное, как интериоризованные, то есть «перенесенные внутрь» и преобразованные виды внешней предметной деятельности. Например, внимание - внутренняя сокращенная и автоматизированная форма контроля, образное мышление - внутренняя форма наглядного моделирования.
Возникает вопрос - что же определяет успешность деятельности, а значит и эффективность обучения, и формирование новых способностей личности, ее прогрессивное развитие?
Можно выделить следующие причины:
1.Мотивы и смыслы деятельности. Бессмысленная деятельность, равно как и низкая заинтересованность в ее результате приводят к пассивности, безынициативности, инертности обучающегося, и, таким образом лишают обучение его развивающего потенциала. Вывод - обучение должно вызывать интерес, быть осмысленным для ребенка, реализовывать значимый мотив. В противном случае даже одаренный ребенок не обнаружит высоких результатов в обучении.
2. Успешность деятельности зависит от полноты ориентировки ученика на систему условий, которые должны быть учтены для правильного выполнения действия уже с первого раза. Значит, ориентировку надо специально организовывать, обеспечивая разумность и осознанность действия. Существуют особые виды действий, основная цель которых - обеспечивать ориентировку в выполнении действий. Это так называемые общеучебные/общепознавательные действия или общие способы действия - действия, выполняющие функцию исследования, ориентировки, регуляции, контроля. Овладение учащимися универсальными учебными действиями порождает способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях.
В более узком значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Педагогическая практика показывает, что формирование таких универсальных учебных действий, то есть действий, обеспечивающих умение учиться, самостоятельно искать, находить и усваивать знание - самый прогрессивный путь организации обучения.
Итак, как отражены на практике основные положения деятельностного подхода в ГОС второго поколения?
Во-первых, в определении целей образования, а значит в требованиях к результатам среднего образования. Сегодня цели образования выступают не в виде суммы «знаний, умений, навыков», которыми должен владеть выпускник, а в виде характеристик сформированности познавательных и личностных способностей. Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в терминах ключевых задач и универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.
Задачей современной системы образования становится не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности «универсальных учебных действий». В этом смысле универсальные учебные действия представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей.
Во-вторых, в требованиях к содержанию учебных программ. Учебные программы должны предусматривать такую систему задач и средств их решения, которые обеспечили бы высокую мотивацию учеников и их интерес к предмету, формирование универсальных учебных действий, и - как следствие - усвоение системы знаний и формирование компетентностей.
В-третьих, в требованиях к организации обучения
- организацию учебной деятельности учащихся, включая развитие учебно-познавательных мотивов,
- выбор конкретных методов и приемов обучения, обеспечивающих полную и адекватную ориентировку ученика в задании,
- организацию таких форм учебного сотрудничества, где была бы востребована активность и инициатива ученика.
Такая организация обучения обеспечит управление обучением и достижение поставленных образовательных целей.
|