Одной из основных особенностей образовательных стандартов второго поколения является их ориентация на личностно и социально значимые результаты образования, формируемые на основе системно-деятельностного подхода. Критериальная база для оценки их сформированности определяется составом и содержанием ожидаемых результатов на данной ступени обучения. Так, в частности, ожидается, что новый стандарт должен способствовать формированию следующих универсальных и специфических предметных действий:
умения организовывать свою деятельность - определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;
умения на основе приобретенных знаний объяснять явления действительности - природной, социальной, культурной, технической среды, т. е. выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать их значимость, выдвигать и проверять гипотезы;
умения ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей - различать факты, суждения и оценки, их связь с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
умения решать проблемы, связанные с выполнением человеком определенной социальной роли (избирателя, потребителя, пользователя, жителя определенной местности и т. д.), - обладать способностью анализировать конкретные жизненные ситуации и выбирать и реализовывать способы поведения, адекватные этим ситуациям;
ключевых (универсальных) навыков - решения проблем, принятия решений, работы с информацией, ее поиска, анализа и обработки, коммуникации, сотрудничества;
способности ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, экономических условиях; быть подготовленным к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, обладать знаниями и умениями, имеющими опорное значение для профессионального образования определенного профиля.
При этом, предполагается, что ожидаемые результаты будут отражать возрастную специфику учащихся. Так, например, в начальной школе основными результатами образования предлагается считать:
формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
В результате начального общего образования у обучающихся должны быть сформированы:
осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;
инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;
математическая грамотность и грамотность в области чтения как основа всего последующего обучения;
Достижение указанных результатов обеспечивает возможность продолжения образования на следующих ступенях системы непрерывного образования.
Такая постановка проблемы задает и рамки формируемой в настоящее время критериальной базы. Следует, однако, помнить, что исполнение стандартов предполагает использование многоадресной системы оценки.
Так, в начальной школе, к результатам, которые подлежат итоговой оценке в рамках контроля успешности освоения выпускниками содержания отдельных учебных предметов, относится функциональная грамотность в области математики, русского и родного языков, т.е. способность решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов.
К результатам, которые не подлежат персонифицированной итоговой оценке, относятся:
ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.);
характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
индивидуальные психологические характеристики личности.
Оценка этих и иных результатов образовательной деятельности (в том числе - поддержание и укрепление здоровья обучающихся) ведется в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при проектировании региональных программ развития, программ поддержки образовательного процесса, иных программ.
ССЫЛКА Практику формирования портфолио как одной из составляющих внутренней оценки предполагается сохранить и развить в системе новых образовательных стандартов. Так, в частности, в настоящее время разрабатываются стандартизированные подходы к формированию портфолио работ выпускников, в который на старшей ступени обучения (возможно, и в старших классах основной школы) предлагается включать
по русскому языку и литературе - от двух до четырех работ творческого характера, выполненных в ходе обучения (сочинения, эссе, заметки в школьную газету или СМИ и т.п.);
по иностранному языку - не менее пяти подготовленных монологов на заданные темы в пределах тематики изучаемых сфер общения, аудиозаписи подготовленного диалога на заданную тему и спонтанной диалоговой речи на общие темы;
по истории, обществознанию - от двух до четырех выполненных в ходе обучения мини-проектов, презентаций или иных работ творческого характера;
по математике - пакет математических исследований, выполненных в ходе обучения, или заданий прикладного характера, существенной частью которых является использование математических методов и рассуждений;
по естественнонаучным предметам - пакет экспериментальных лабораторных работ, выполненных в ходе обучения и не менее двух выполненных в ходе обучения мини-проектов, презентаций или иных работ творческого характера в любой из областей естественнонаучного знания или в междисциплинарной области,
по предметам по выбору (по каждому предмету) - по одной - две работы творческого или прикладного характера, выполненных в ходе обучения,
документальные свидетельства выдающихся достижений выпускников в отдельных областях или видах деятельности (наградные листы, свидетельства, благодарности, сертификаты, грамоты победителей олимпиад и т.п.).
При таком подходе возможна стандартизированная оценка за портфолио, фиксирующая и разносторонность выпускника, и выдающиеся личностные качества или успехи в отдельных областях, причем как общая, так и его отдельных составляющих. Возможность удовлетворить требованию объективизации оценки за портфолио позволяет осуществить ее независимую перепроверку, что, с нашей точки зрения, будет способствовать общественному признанию этой оценки, в том числе - образовательными учреждениями среднего и высшего профессионального образования.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]